Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

И

Митр. Исидоръ Никольскій († 1892 г.)
Слово въ день Святой Пасхи.

Благословенъ Богъ и Отецъ Господа нашего Іисуса Христа, Иже по мнозѣй Своей милости порождей насъ во упованіе живо воскресеніемъ Іисусъ Христовымъ отъ мертвыхъ (1 Петр. 1, 3).

Да исполнятся и наши уста и сердца хвалы и славословія Богу, неизреченному въ милости, дивному въ силѣ!

Іисусъ Христосъ — наша жизнь и свѣтъ, наша радость и блаженство, — неповинный Страдалецъ, положившій душу свою за Насъ, воскресъ изъ мертвыхъ и насъ совоздвигъ съ Собою. Вотъ куда велъ крестный путь, который съ содроганіемъ сердца мы обозрѣвали въ протекшіе дни! Убіенный на Голгоѳѣ, убилъ смерть. Изъ гроба возсіялъ животъ. Нѣтъ уже средостѣнія между землею и небомъ. Ангелы простираютъ руки къ земнымъ братьямъ. И здѣсь и тамъ — одно Христово царство.

Благословенъ Богъ, порождей насъ во упованіе живо воскресеніемъ Іисусъ Христовымъ.

Во свѣтѣ воскресенія Его вѣра проникаетъ въ вѣчность. Оно служитъ незыблемымъ основаніемъ для нашего упованія, — указываетъ блага, составляющія предметъ упованія, и предѣлъ, до коего могутъ простираться наши надежды.

Тысящи лѣтъ протекли; а люди не могли разрѣшить себѣ вопроса: для чего они живутъ? Чтó будетъ съ ними по смерти? Темное гаданіе нѣкоторыхъ мудрецовъ о жизни за гробомъ никого не убѣждало, не успокоивало собственной души ихъ. Отчужденнымъ отъ жизни Божіей (Ефес. 4, 18) труднѣе было понять вѣчную жизнь въ Бозѣ, нежели слѣпому судить о свѣтѣ. Даже о тѣхъ людяхъ, кои сохранили истинное познаніе о Богѣ, провождали жизнь святую и удостоились особаго покровительства Промысла, говорили только: отыде ко отцамъ, — куда, неизвѣстно. Надъ ихъ могилами еще обильнѣе и продолжительнѣе проливались слезы. Два, три случая, когда мертвые возставали отъ гробовъ, ничего не объясняли: воскресшіе въ прежней, немощной и бренной плоти, паки возвращались туда, куда идутъ всѣ, откуда никто не возвращается.

Воскресъ Христосъ, — и вѣра ясно прозрѣла тайну, сокровенную отъ премудрыхъ и разумныхъ (Кол. 1, 26; Матѳ. 11, 25). Въ душѣ христіанина ожила надежда, что и всѣ, умершіе о Христѣ, воскреснутъ, — что гробъ есть только дверь, чрезъ которую надобно пройти изъ временной жизни въ вѣчную. Святый апостолъ Павелъ даже удивляется, какъ можно вѣровать во Христа воскресшаго, и сомнѣваться въ воскресеніи мертвыхъ. Аще Христосъ проповѣдуется, яко изъ мертвыхъ воста, како глаголютъ нѣцыи въ васъ, яко воскресенія мертвыхъ нѣсть? Аще воскресенія мертвыхъ нѣсть, то ни Христосъ воста (1 Кор. 15, 12-13).

Это уже не гаданіе ума, а живое убѣжденіе сердца: потому Апостолъ и сказалъ, что воскресеніе Христово породило насъ во упованіе живо. Тому не нужно доказывать истину, кто чувствуетъ ее въ себѣ самомъ.

Іисусъ Христосъ, по ученію Апостола, есть глава таинственнаго тѣла Церкви (Ефес. 5, 23). Всѣ вѣрующіе суть члены сего тѣла. Если воскресла глава тѣла, то не могутъ члены остаться мертвыми. Самъ Спаситель называетъ Себя истинною лозою, а вѣрующихъ — вѣтвями ея (Іоан. 15, 1. 5). Вѣтви питаются сокомъ лозы и живутъ съ нею одною жизнію. И мы всѣ святыми таинствами привиты къ истинной, животворной лозѣ, — Господу и Богу нашему Іисусу Христу, питаемся пречистымъ тѣломъ и кровію Его, почерпаемъ изъ него жизнь души — залогъ воскресенія и начатокъ жизни безконечной. Ибо самъ Онъ сказалъ: ядый Мою плоть, и піяй Мою кровь, имать животъ вѣчный, и Азъ воскрешу его въ послѣдній день (Іоан. 6, 54). Какое нужно еще доказательство воскресенія для тѣхъ, кои носятъ въ себѣ начатокъ живота вѣчнаго? Или еще смущаетъ вседневное зрѣлище разрушенія, коему подвергаются тѣла умершихъ? Ахъ, братія! повѣрьте же слову Того, Кто за насъ страдалъ и умеръ: Азъ воскрешу васъ въ послѣдній день. Настоящія тѣла наши созданы изъ земли для жизни земной. Для жизни на небѣ нужны тѣла болѣе чистыя и совершенныя. Придетъ часъ, — всѣ гробы опустѣютъ, какъ опустѣлъ гробъ Христовъ, — и изъ разсыпавшейся персти, по глаголу Создателя, яко кринъ процвѣтутъ тѣла новыя, неподвергающіяся никакимъ перемѣнамъ, ни болѣзнямъ, ни разрушенію, — тѣла, подобныя тому, съ какимъ восталъ Христосъ отъ гроба. Евангеліе повѣствуетъ, что вмѣстѣ съ воскресеніемъ Христовымъ многа тѣлеса усопшихъ святыхъ восташа, и изшедше изъ гробъ, по воскресеніи Его, внидоша во святый градъ, и явишася мнозѣмъ (Матѳ. 27, 52-53). Это образъ и начало воскресенія умершихъ. Какъ зерно, сгнившее въ землѣ, даетъ стебель и цвѣтъ и колосъ: такъ изъ праха тѣлъ нашихъ процвѣтутъ новыя совершеннѣйшія тѣла и соединятся съ душами для жизни вѣчной.

Благословенъ Богъ! Наши надежды теперь не ограничиваются одними благами земными. Онѣ простираются за предѣлы гроба и обнимаютъ цѣлую вѣчность. Воскресеніе Іисуса Христа породило насъ во упованіе живо, въ наслѣдіе нетлѣнно и нескверно и неувядаемо, соблюдено на небесѣхъ насъ ради (1 Петр. 1, 4).

Если Богъ Сына своего не пощадѣ, но за насъ всѣхъ предалъ есть Его: како не и съ Нимъ вся намъ дарствуетъ (Рим. 8 32)? Сынъ Божій завѣщалъ намъ царство свое, да ямы и піемъ на трапезѣ Его (Лук. 22, 29). Все, чего можетъ желать чистая и святая душа, — нѣтъ, болѣе, чего не видало око, не слыхало ухо, и не входило на сердце человѣка (1 Кор. 2, 9), — все, чтó составляетъ высочайшую радость и неистощимое блаженство Ангеловъ, — вся ваша суть (1 Кор. 3, 21).

Гдѣ сокровище ваше, тамъ да будетъ и сердце ваше (Матѳ. 6, 21). Вся наша забота должна быть устремлена къ тому, чтобы грѣхами не заградить себѣ входъ въ царство, завѣщанное Іисусомъ Христомъ, — чтобы не лишиться благъ, уготованныхъ любящимъ Его (1 Кор. 2, 9). Христу подобало пострадать, чтобы войти въ славу свою (Лук. 24, 26). И всѣ послѣдователи Христа тѣмъ же путемъ достигаютъ славы и блаженства. Лучше потерпѣть во времени, чтобы радоваться вѣчно. Все, чтó прельщаетъ насъ на землѣ, и чѣмъ кичится міръ, — все, чтó рабы Христовы переносятъ отъ міра, — пройдетъ какъ сонъ. Душа, живущая упованіемъ наслѣдія вѣчнаго, превыше всѣхъ превратностей человѣческаго жребія. Она и въ страданіяхъ радуется (Кол. 1, 24), зная, что путь креста ведетъ къ славѣ нескончаемой.

О Пасха велія и священнѣйшая, Христе! даждь намъ истѣе Тебе причащатися въ невечернемъ дни царствія Твоего. Аминь.

Источникъ: Исидоръ, митр. Новгородскій и С.-Петербургскій. Слово въ день Святой Пасхи. // «Странникъ», духовно-литературный журналъ, издаваемый прот. Василіемъ Гречулевичемъ. — СПб.: Типографія духовнаго журнала «Странникъ», 1874. — Томъ I. — С. 175-178.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0