Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

И

Митр. Исидоръ Никольскій († 1892 г.)
Слово въ день Святой Пасхи.

Глагола Іисусъ ученикамъ: паки узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возметъ отъ васъ (Іоан. 16, 22).

Такъ Божественный Учитель утѣшалъ скорбящихъ учениковъ своихъ, когда приближался часъ Его, и наступалъ цѣлый рядъ произшествій, изъ коихъ одно ужаснѣе другаго, — всѣ невмѣстимы для ума, тягостны для сердца. Скоро вы Меня не увидите, вѣщалъ Онъ, и опять скоро вы узрите Мя, Вы восплачетеся и возрыдаете: но печаль ваша будетъ кратковременна, — за нею послѣдуетъ радость, никогда непрестающая. Паки узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и, радости вашея никтоже возметъ отъ васъ!

Апостолы не дерзали пререкать Возлюбленному. Какъ покорныя дѣти, молчали: но въ душѣ — каждый обрѣталъ болѣе страха, нежели утѣшенія. Слышать о разлукѣ, хотя бы на малое время, съ Тѣмъ, для Кого они оставили отца, матерь, и все, чтó составляетъ счастіе земной жизни, идѣтъ опасность предъ глазами, тогда какъ надежда избавленія утверждается на однихъ темныхъ гаданіяхъ, конечно состояніе мучительное!

Но вотъ — исполнилось прореченіе, и объяснилось самымъ событіемъ. Мракъ ужасовъ, коихъ одно воспоминаніе потрясаетъ душу, — изчезъ. Возсіялъ невечерній день радости — не для однихъ Апостоловъ, но и для цѣлаго міра, и для насъ, и для всѣхъ послѣдующихъ поколѣній. Христосъ, утѣха Израиля и чаяніе языковъ, не восхотѣвшій Себя спасти, и снити со креста (Марк. 15, 30), дабы спасти родъ человѣческій, — наша жизнь, намалое время почившая во гробѣ, дабы самый гробъ содѣлать вратами къ жизни, — нашъ свѣтъ, зашедшій на западъ, дабы озаритъ узниковъ адовыхъ, и низложить міродержителя тьмы вѣка сего, — наша радость, вмалѣ уступившая мѣсто печали, дабы доставить намъ вѣчно юную радость, — нашъ Богъ, преданный за прегрѣшенія наша, воста за оправданіе наше (Рим. 4, 25)!

Паки небесный Учитель узрѣлъ учениковъ своихъ, и возрадовалось сердце ихъ, и радости ихъ никто уже не могъ взять отъ нихъ. Чудо воскресенія Христова произвело другое чудо, коему вселенная удивляется доселѣ. Кто повѣрилъ бы, что и на землѣ — въ сей юдоли плача и скорбей, можно имѣть постоянную радостъ? Гдѣ найдемъ такого счастливца, когда и богатый и славный, — когда и царь израильскій въ свою чреду растворялъ питіе свое плачемъ (Псал. 101, 10)? Потому-то я и называю чудомъ, что свидѣтели Воскресшаго присно радовались (2 Кор. 6, 10), — тѣ, коихъ вся жизнь, по видимому, не представляетъ ничего такого, что мы привыкли называть радостнымъ. Есть ли напротивъ такое бѣдствіе, коего бы они не терпѣли? Весь міръ, весь адъ — со всею злобою и коварствомъ вооружается на Апостоловъ: и однако они спокойны. Ихъ преслѣдуютъ изъ града во градъ, поносятъ какъ льстецовъ и мечтателей, мучатъ какъ нарушителей общественной тишины. Іудей и язычникъ богоугоднымъ дѣломъ почитаетъ убить поклонника Іисусова: а сей, среди мученій, проповѣдуетъ: Я знаю, въ Кого я вѣрую (2 Тим. 1, 12). Радуюся во страданіяхъ моихъ (Кол. 1, 24). Кто повѣдаетъ намъ, что это за непостижимая радость?

Міръ не знаетъ оной: но вы должны знать ее, христіане! Такъ, она должна въ васъ пребывать и наполнять все сердце ваше. Кто сего не пожелалъ бы! Но собственный опытъ, едвали не каждаго изъ насъ, не оправдываетъ таковой надежды. Ежегодно Церковь возобновляетъ преславное торжество воскресенія Христова и празднуетъ оное со всевозможнымъ великолѣпіемъ. И мы съ нею поемъ и веселимся. Но пройдетъ нѣсколько дней, — и радость наша оскудѣетъ, а другихъ, можетъ быть, и совсѣмъ оставитъ. Отъ чего же такъ? Ужели Воскресеніе Христово — сей толико вѣковъ неисчерпаемый источникъ радости, истощился только для насъ? Ужели воскресшій не для каждаго щедръ и милостивъ? — Нѣтъ, если святая Церковь призываетъ всѣхъ насладиться торжествомъ: значитъ, что и мы въ воскресеніи Спасителя можемъ обрѣсти такую радость, которой не могла бы помрачить никакая печаль. Будемъ наблюдать, какимъ образомъ достигали высокаго жребія своего какъ сами Апостолы, такъ и вѣрные ученики ихъ. Примѣръ и слово ихъ покажутъ намъ средство, какъ изъ воскресенія Христова и мы можемъ почерпать всегда живую и никогда непрестающую радость.

Іисусъ Христосъ ущедряетъ дарами своими только тѣхъ, которые способны къ принятію оныхъ, и умѣютъ цѣнить ихъ достоинство. Посему для пріобрѣтенія небесной радости нужно съ нашей стороны нѣкоторое предварительное приготовленіе къ принятію оной. Въ чемъ же должно состоять сіе приготовленіе?

Вспомнимъ, въ какомъ расположеніи духа находились Апостолы до радостнаго свиданія съ воскресшимъ Іисусомъ Христомъ? Въ лицѣ возлюбленнаго Учителя лишившись всего, чтó могло облегчить труды, услаждать горести и подкрѣплять надежду въ подвигѣ благочестія, они скорбѣли, какъ безпомощные, — плакали о великой своей потерѣ; но, не смотря на то, не просили себѣ утѣшенія у міра, даже бѣгали его богопротивной радости. Одинъ Господь Іисусъ занималъ и мысли и сердца ихъ. Отъ Него одного они ожидали конца своей печали. Прекрасный примѣръ для всѣхъ желающихъ достигнуть радости воскресенія Христова!

Если мы никогда не скорбѣли объ удаленіи отъ Господа, если не искали Его, подобно Маріи, и не плакали о Немъ, подобно ученикамъ: то мы еще далеки отъ истинной радости. Если весь умъ и сердце наше обращены только къ тому, чтó льститъ чувствамъ, занимаетъ воображеніе и питаетъ страсти: то духъ нашъ еще не готовъ, неспособенъ къ наслажденіямъ чистымъ, Божественнымъ. Грубыя привычки къ чувственнымъ занятіямъ составляютъ для души мрачный покровъ, отъ котораго она не можетъ взирать на славу Господню. Ибо нѣтъ у ней ока къ созерцанію свѣта и велелѣпія духовнаго, — нѣтъ слуха ко пріятію сладчайшаго гласа Христова, — нѣтъ обонянія къ ощущенію благоуханія Его, — нѣтъ вкуса къ различенію сладости плодовъ Воскресенія, — нѣтъ чувства, да поне осяжетъ Воскресшаго и обрящетъ, яко недалече отъ единаго коегождо насъ суща (Дѣян. 17, 27). Душа, преданная плоти, мертва для Іисуса Христа, — и Христосъ Іисусъ для ней какбы не воскресалъ. О, прежде уничтожь преграду, отдѣляющую тебя отъ источника радости, и освѣтитъ тя Христосъ (Ефес. 5, 14); очисти чувствія сердца твоего отъ порочныхъ склонностей къ мірскимъ утѣхамъ и разсѣянности, — и тогда узришь неприступнымъ свѣтомъ воскресенія Христа блистающася, — это есть первый степень приготовленія.

Послѣдуемъ далѣе за Апостолами. Можетъ быть многимъ изъ васъ, слушатели, приходило на мысль, почему Іисусъ Христосъ не тотчасъ по воскресеніи явился ученикамъ своимъ, — но прежде Ангелъ вовѣстилъ имъ о семъ чрезъ мѵроносицъ, припомнивъ обѣщаніе Учителя видѣться съ ними въ Галилеи; потомъ самъ Господь послалъ тѣхъ же мѵроносицъ къ братіи своей и повторилъ прежнее обѣщаніе; далѣе бесѣдовалъ съ двумя изъ учениковъ подъ видомъ путника, и какъ скоро былъ узнанъ ими, сдѣлался невидимъ? Почему же Онъ столь долго медлилъ обрадовать печальныхъ и смущенныхъ друзей своихъ? На пути въ Еммаусъ, самъ Господь открылъ причину замедленія ихъ радости, когда поносилъ невѣрствію ихъ и жестокосердію. Значитъ ученики еще неспособны были узрѣть славу воскресенія Его. Нужно было прежде приготовить ихъ къ принятію радости. Для сего Учитель возбуждаетъ и укрѣпляетъ ослабѣвшую ихъ вѣру, то постороннимъ свидѣтельствомъ, то собственнымъ, но тайнымъ присутствіемъ, то изъясненіемъ писаній и раскрытіемъ способности къ разумѣнію оныхъ. Когда вѣра стала оживать и созрѣвать, воскресшій Христосъ Іисусъ является имъ въ собственномъ видѣ. Вотъ другой назидательнѣйшій для насъ урокъ! Не имѣя живой и совершенной вѣры въ воскресеніе Христово, нельзя достигнуть живой и совершенной радости онаго.

«Вѣрую отъ всего сердца!» готовъ, кажется, сказать на это каждый изъ насъ. «И что былъ бы за христіанинъ, еслибы сомнѣвался въ томъ, безъ чего христіанство стоять не можетъ!» Блаженная участь твоя, сынъ царствія, если ты отъ избытка сердца и онъ полноты увѣренности сердечной можешь сказать: «Спаситель мой воскресъ, — я вѣрую сему не потому, что отъ другихъ слышалъ, но потому, что ощущаю присутствіе Его и близость ко мнѣ на всякомъ мѣстѣ и во всякое время. Онъ живъ, — и получилъ отъ Отца всякую власть на небеси и на земли (Матѳ. 28, 18), — я знаю сіе потому, что Его воля владычествуетъ и въ моемъ сердцѣ; Его законъ служитъ свѣтильникомъ во всѣхъ путяхъ моихъ, — совѣтникомъ во всѣхъ предначинаніяхъ, концемъ всѣхъ дѣйствій, душею всѣхъ мыслей и желаній. Онъ живъ, ибо я ощущаю жизнь Его въ себѣ. Воскресеніемъ своимъ Онъ и меня совоскресилъ съ Собою». — Таково свойство истинной вѣры, когда она выражается въ устномъ исповѣданіи! Она только можетъ открыть намъ свѣтъ и силу воскресенія Христова, — и уготовать сердце наше въ сосудъ радости живой и совершенной.

Гдѣ присутствуетъ свѣтъ: тамъ не можетъ быть мрака. Гдѣ Христосъ, — тамъ вѣчная радость. И кто можетъ похитить у души сіе неоцѣненное сокровище?

Іисусъ Христосъ живъ для вѣрующаго; ибо сей ощущаетъ Его присутствіе и близость на каждомъ мѣстѣ и во всякое время. Онъ убѣгаетъ шумныхъ собраній и ищетъ уединенія, но Его бесѣды сладостнѣе всѣхъ дружескихъ бесѣдъ, потому что Богъ есть его всегдашній собесѣдникъ. Удаляется отъ зрѣлищь и увеселеній, но всегда веселъ, потому, что Богъ есть его радованіе. Не страшится никакихъ бѣдъ, ибо зритъ предъ собою выну всемогущаго Хранителя и Заступника. Съ Нимъ безопасенъ въ пути; съ Нимъ крѣпокъ въ общественныхъ и домашнихъ трудахъ; съ Нимъ спокоенъ въ бодрствованіи; съ Нимъ безмятеженъ во снѣ. Предъ лицемъ Господа совершаетъ свои подвиги благочестія, — и каждая побѣда надъ злыми пожеланіями воли, каждое доброе дѣйствіе вливаетъ въ душу его новую силу и бодрость, новое мужество и ревность, новое утѣшеніе и сладость.

Христіане! Господь близъ есть ко всѣмъ призывающимъ (Псал. 144, 18). Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 20): мы слышали сіе обѣтованіе воскресшаго Жизнодавца; окомъ вѣры мы можемъ выну созерцать славу Его, — и радости нашея никтоже возметъ отъ насъ.

Іисусъ Христосъ живъ для вѣрующаго; ибо сей ощущаетъ Его силу и господство въ душѣ своей. Кто не почтетъ того блаженнѣйшимъ, чей умъ вспомоществуется умомъ Христовымъ, чья воля управляется Его святѣйшею волею? Можно утвердительно сказать, что люди столь рѣдко наслаждаются душевнымъ спокойствіемъ и большую часть жизни проводятъ въ горестяхъ и скукѣ, — отъ неправильнаго дѣйствія душевныхъ силъ своихъ. Кичливый умъ не хочетъ знать предѣловъ своей пытливости, — предается излишней мечтательности, составляетъ несбыточныя и часто для самаго человѣка гибельныя предначертанія, смотритъ на вещи пристрастно и старается показать ихъ такими, какими хочетъ ихъ видѣть наше самолюбіе. Неукротимыя страсти и безпорядочныя желанія, смѣняя одно другое, затмѣваютъ умъ, раздираютъ сердце. Сколько мученій и безпокойствъ, — и все отъ самого человѣка! — Поклонникъ Воскресшаго свободенъ отъ сихъ произвольныхъ горестей. Слово Христово составляетъ свѣтъ для его ума, при которомъ не ошибается онъ въ сужденіяхъ о настоящемъ, не развлекается сомнѣніями, не страшится будущихъ превратностей человѣческаго жребія. Его желанія тихи и святы. Жить для Христа и со Христомъ, — творить то, чтó любитъ и заповѣдуетъ Сладчайшій, — вотъ его счастіе, неподверженное никакимъ перемѣнамъ! — Не радовался ли ты, сердобольный другъ человѣчества, когда отиралъ слезы нищаго и принималъ его подъ кровъ свой, когда защитилъ сироту и помиловалъ вдовицу? Суди, сколь велико блаженство тѣхъ, которые всегда поступаютъ по волѣ Господа. Отдай Ему сердце твое, если хочешь, чтобы оно присно радовалось, — и радости твоея никтоже возметъ отъ тебе.

Іисусъ Христосъ живъ для вѣрующаго; ибо Онъ живетъ въ его сердцѣ. Живу же не ктому азъ, говоритъ божественный Павелъ, но живетъ во мнѣ Христосъ; а еже нынѣ живу во плоти, вѣрою живу Сына Божія, возлюбившаго мене и предавшаго Себе по мнѣ (Гал. 2, 20). Сіе высочайшее познаніе силы воскресенія Христова, сіе тѣснѣйшее соединеніе съ Воскресшимъ, — сіе блаженство обѣщано всѣмъ, кто ревностно соблюдаетъ Его заповѣди! Ибо самъ Онъ говоритъ: имѣяй заповѣди Моя, и соблюдаяй ихъ, той есть любяй Мя; а любяй Мя, возлюбленъ будетъ Отцемъ Моимъ: и Азъ возлюблю его, и явлюся ему Самъ (Іоан. 14, 21).

О Спасителю нашъ! Мы всѣ увѣрены, что съ Тобою быти, много паче лучше (Флп. 1, 23), — что душа, обрѣтшая Тебя, обрѣла все, и жизнь и свѣтъ и радость! Но путь къ Тебѣ,… но немощь естества нашего,… но злоба и ненависть міра къ избраннымъ Твоимъ,… но крестъ, съ коимъ должно искать Тебя!..

Маловѣре! — вѣщаетъ Спаситель, — почто усумнѣлся еси (Матѳ. 14, 31)! Прозвахъ тя именемъ Моимъ: Мой еси ты, — и аще преходиши сквозѣ воду, съ Тобою есмь, и рѣки не покрыютъ тебе; и аще сквозѣ огнъ пройдеши, не ожжешися (Ис. 43, 1).

Итакъ да удалится нынѣ отъ насъ, христіане, всякая мрачная мысль. Вооружимся и мы тѣмъ сладкимъ упованіемъ, въ которое Богъ породилъ вѣрующихъ воскресеніемъ Іисусъ Христовымъ отъ мертвыхъ (1 Петр. 1, 3), и которымъ они присно радовались (1 Кор. 6, 10). Никакая сила, никакая злоба не можетъ отнять внутренняго довольства, спокойствія и радости у тѣхъ, которые не суть отъ міра, — которыхъ Онъ Себѣ избралъ отъ міра (Іоан. 17, 16; 15, 19). Земному поприщу есть конецъ. Все видимое должно измѣниться; но радость души, познавшей силу воскресенія Христова, не знаетъ ни конца, ни перемѣны. Раждается во времени, но живетъ вѣчно.

Кто такой страдалецъ, коему Воскресшій не могъ бы исцѣлить раны? Какая это печаль, коей не могла бы побѣдить дарованная Имъ радость? И міръ и діаволъ, и смерть и адъ, и настоящая и грядущая, и высота и глубина, — все покорено подъ ноги Его. Какіе враги могутъ лишить насъ блаженства, — если только мы сами не сдѣлаемся себѣ врагами!..

Отверзи очи наши, да видимъ славу Твою, Царь славы! Да и мы, присно радуясь о Тебѣ, и сердцемъ и устнами, — и нынѣ и всегда восклицаемъ: Воистинну воскресе Избавитель и Богъ нашъ! Аминь.

Источникъ: Исидоръ, митр. Новгородскій и С.-Петербургскій. Слово въ день Святой Пасхи. // «Странникъ», духовно-литературный журналъ, издаваемый прот. Василіемъ Гречулевичемъ. — СПб.: Типографія духовнаго журнала «Странникъ», 1874. — Томъ I. — С. 167-174.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0