Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

И

Еп. Ириней Орда († 1904 г.)
Поученіе къ отцамъ и матерямъ, небрегущимъ о воспитаніи своихъ дѣтей.

Однажды вечеромъ, послѣ трудового дня, проведеннаго Господомъ Іисусомъ Христомъ въ непрерывной проповѣди и бесѣдахъ съ народомъ, съ фарисеями и учениками, пришли къ Нему матери со своими дѣтьми и хотѣли подвести ихъ къ Нему, чтобы Онъ благословилъ ихъ. Ученики не хотѣли уже безпокоить Спасителя и не допустили матерей; тогда Іисусъ Христосъ сказалъ вѣчно памятныя слова: пустите дѣтей приходить ко Мнѣ. Въ этихъ словахъ выражена сущность обязанностей христіанскихъ родителей къ своимъ дѣтямъ, — именно долгъ матерей и отцовъ приводить дѣтей своихъ къ Спасителю.

Но какъ же, скажутъ, дѣлать это, когда Спаситель самолично не проповѣдуетъ нынѣ на землѣ?

Это достигается тѣмъ именно способомъ, когда родители приводятъ чадъ своихъ къ соединенію со Христомъ Спасителемъ посредствомъ вѣры въ Него, таинствами святой Церкви, насажденіемъ въ сердцахъ дѣтей пламенной любви къ Нему и въ послушаніи ученію Его.

Путь къ этому — христіанское воспитаніе дѣтей.

Общая жалоба въ наше время на то, что большая часть нашихъ дѣтей, не говоря уже о юношествѣ, плохо воспитывается; сами родители много и часто жалуются на это. И жалобы эти, къ сожалѣнію, вполнѣ основательны. Недомоганіе, болѣзненность въ нашемъ воспитаніи выше всякаго сомнѣнія. Болѣзнь же не слѣдуетъ запускать, болѣзнь нужно лечить. А когда хотятъ лечить больного, то прежде всего спрашиваютъ у него: чтó болитъ, гдѣ болитъ? — Спросимъ и мы: чтó болитъ въ воспитаніи дѣтей?..

Кому приходится обращаться съ дѣтьми, тѣ скажутъ намъ, если будутъ добросовѣстны, что въ нашемъ юношествѣ первѣе всего бросается въ глаза запущенность въ религіозномъ отношеніи. Законоучители учебныхъ заведеній повѣдаютъ намъ, что часто поступаютъ въ школу такія дѣти, для религіознаго развитія коихъ въ семьѣ почти ничего не сдѣлано; нѣтъ въ дѣтяхъ страха Божія, нѣтъ у нихъ религіозныхъ навыковъ и привычекъ. Спросишь иногда дитя: молишься ты Богу? — и получаешь въ отвѣтъ: никто дома со мною не молится. Уроки законоучителя въ школѣ не встрѣчаютъ содѣйствія въ семьѣ родителей. Нѣтъ почти возможности устроить правильное посѣщеніе дѣтьми церковнаго богослуженія. Уже въ дѣтяхъ замѣчается равнодушіе, неохота къ молитвѣ и хожденію въ церковь. Нерѣдко можно слышать изъ устъ дѣтей старшаго возраста, обучающихся въ школахъ, дерзкія рѣчи о предметахъ вѣры, божбу, ложь, непристойныя ругательства и даже проявленія невѣрія.

Далѣе, въ дѣтяхъ нашего времени замѣчается недостатокъ тѣхъ добрыхъ качествъ, которыя должны украшать дѣтскій возрастъ. О двѣнадцатилѣтнемъ Іисусѣ читаемъ: Онъ ходилъ съ родителями въ Іерусалимскій храмъ и повиновался имъ, возрасталъ мудростію и благодатію, а также возрастомъ у Бога и людей. Это образецъ для всѣхъ дѣтей; ему должны они подражать. Но такъ ли бываетъ? — Вы не станете, думаю, спорить со мною, если я вамъ перечислю хоть нѣкоторые недостатки нынѣшнихъ дѣтей, на которые вы сами жалуетесь. Прежде всего вы указываете на отсутствіе въ дѣтяхъ скромности, на грубость, своенравіе, дерзость, дикость. Стоитъ только взять во вниманіе непочтительное обращеніе дѣтей съ родителями, учителями и старшими... Вы сами жалуетесь на непослушаніе, на лживость дѣтей; вы сами не скрываете ихъ легкомыслія, которое не хочетъ заняться никакимъ серьезнымъ дѣломъ; вы сами указываете на разсѣянность, страсть къ удовольствіямъ, на испорченность дѣтскаго сердца, на то, что дѣти уже знакомы съ тѣмъ, что и взрослыми честными людьми произносится съ краскою на лицѣ и что, по словамъ Апостола, не должно быть именуемо у христіанъ. Но кто же виноватъ во всемъ этомъ? — Вѣрный и короткій отвѣтъ на этотъ вопросъ будетъ такой: если дѣти дурно воспитаны, то бóльшая часть вины падаетъ на родителей. Немногіе, конечно, родители согласятся съ этимъ; большинство же говорятъ и думаютъ, что они добросовѣстно исполняютъ свои обязанности. Но кто же въ такомъ случаѣ виноватъ, если дѣти ваши не такъ воспитаны, какъ бы слѣдовало?

Можетъ быть, станете жаловаться на Бога? Но Богъ все устроилъ, чтобы сдѣлать возможнымъ доброе воспитаніе вашихъ дѣтей. Онъ отъ начала установилъ бракъ и сдѣлалъ неразрывнымъ брачный союзъ, дабы отецъ и мать своею совокупною любовію къ дѣтямъ направляли ихъ къ добру. Господь Іисусъ Христосъ возвысилъ брачный союзъ въ таинство, даруя родителямъ необходимую благодатную помощь къ исполненію обязанностей христіанскаго воспитанія дѣтей. Онъ далъ дитяти Ангела Хранителя; въ таинствѣ крещенія смылъ съ души его первородный грѣхъ и въ таинствѣ мѵропомазанія снабдилъ его особенными благодатными силами, такъ что всякое посѣянное доброе сѣмя должно всходить и расти, если только родители содѣйствуютъ сему; въ таинствѣ причащенія они тѣснѣйшимъ образомъ соединяются со Христомъ, укрѣпляютъ свою духовную жизнь и получаютъ залогъ вѣчной жизни. Что же еще больше могъ сдѣлать Богъ, чтобы облегчить родителямъ задачу ихъ? — Нѣтъ не въ Богѣ вина, если воспитаніе не удается, если дѣти наши плохи.

Но, можетъ быть, виноваты законоучители и учители? — На это отвѣчу словами одного древняго языческаго писателя: «дѣти не въ школѣ усвояютъ испорченные нравы, но приносятъ ихъ съ собою въ школу. Обыкновенно зло приходитъ отъ родителей, которые подаютъ имъ дурной примѣръ въ самомъ раннемъ возрастѣ. Дѣти слышатъ и видятъ въ домѣ такія вещи, которыя должны бы долго въ ихъ жизни оставаться неизвѣстными; многое беззаконное и грѣховное становится рано для нихъ привычкою; бѣдныя дѣти дѣлаются порочными прежде, чѣмъ узнаютъ, что такое порокъ». Это вѣрно: поступившія дѣти въ школу, съ коими приходится заниматься законоучителю и учителю, уже часто бываютъ испорченными въ домѣ и приносятъ въ школу дурные навыки, привычки, какъ, напримѣръ, ложь, обманъ, скрытность, дерзость въ обращеніи и т. п. Да и что въ короткое время пребыванія въ школѣ могутъ сдѣлать законоучитель и учитель, когда бываетъ и такъ, что въ семьѣ встрѣчается прямое противодѣйствіе тому, что внушается въ школѣ? Это знаетъ и видитъ каждый законоучитель и ничего не подѣлаетъ противъ этого.

Но, можетъ быть, вина въ самихъ дѣтяхъ, что они бываютъ не такими, какъ слѣдуетъ? Нѣтъ, слушатели! Изъ дитяти можно сдѣлать что угодно. Его душа подобна мягкому воску; на ней можно начертать образъ Божій или образъ діавола. Каждый человѣкъ становится тѣмъ, къ чему его воспитываютъ. Часто родители называютъ своихъ маленькихъ дѣтей ангелами, но превратнымъ воспитаніемъ дѣлаютъ все, чтобы изъ нихъ вышло существо, совершенно противоположное ангелу. Но скажете, что въ нѣкоторыхъ дѣтяхъ имѣются дурныя наклонности? — Дѣйствительно, это часто бываетъ, какъ слѣдствіе первороднаго грѣха: иное дитя явилось на свѣтъ съ такою или иною наклонностью ко злу; иное дитя отъ природы строптиво, самолюбиво, сердито, лѣниво: но не забывайте, что это въ немъ наклонность и расположеніе ко злу. Для того и воспитаніе существуетъ, для того и родители, чтобы не допустить развиться этимъ наклонностямъ. Посредствомъ «дрессировки» можно вѣдь укрощать львовъ и гіенъ, которые какъ бы забываютъ свою лютость и свирѣпость; почему же у разумнаго человѣка нельзя обуздать злыхъ наклонностей «добрымъ воспитаніемъ?» Онѣ становятся только тогда пороками, когда оставляютъ ихъ расти безпрепятственно, не сдерживая ихъ здравымъ христіанскимъ воспитаніемъ.

Но скажете: мой мальчикъ, моя дѣвочка такія прекрасныя были дѣти, но отъ своихъ товарищей и подругъ они усвоили дурныя привычки и пороки, какихъ прежде не имѣли: значитъ, виною всему соблазнъ, примѣръ. Но хотя бы и такъ, — скажите однако, кто виноватъ въ томъ, что дѣти ваши вступаютъ въ знакомство и ведутъ компанію въ нехорошемъ обществѣ? Развѣ не входитъ въ обязанность родителей смотрѣть, съ кѣмъ ведутъ дружбу дѣти ихъ? Хорошій ли то пастухъ, который спокойно смотритъ, какъ стадо его идетъ, куда хочетъ, и потомъ часть его застрянетъ въ болотѣ? И если родители предоставляютъ дѣтямъ свободу идти, куда и къ кому хотятъ, на комъ же отвѣтственность за испорченность дѣтей? Конечно, ни на комъ больше, какъ на родителяхъ.

Посмотримъ еще, не могутъ ли родители свалить вину дурного воспитанія на пагубный духъ времени? Многіе родители это и дѣлаютъ, жалуясь: «время стало нынѣ гораздо хуже прежняго; прежде, когда мы были еще молоды, было совершенно иначе, — было больше страха Божія, дѣти слушались родителей и почитали ихъ гораздо больше». — Нельзя отрицать, что въ этихъ словахъ много правды. Къ сожалѣнію, нынѣшнее время и господствующій духъ времени дѣйствительно нехороши: признаніе авторитетовъ нынѣ не въ обычаѣ, уваженіе къ духовной и свѣтской власти, почтеніе къ учителямъ и старшимъ не у многихъ нынѣ обязательны. Къ сожалѣнію, несомнѣнный фактъ, что злой духъ времени оказываетъ свое вліяніе на дѣтей, особенно на обучающееся юношество. Но неужели родители ради этого свободны отъ обвиненія? Развѣ нѣть никакого средства защищаться отъ этого духа времени и воспрепятствовать пагубному вліянію его на дѣтей? Скажите сами: если на дворѣ дуетъ холодный вѣтеръ, не притворяете ли вы дверей и оконъ, чтобы холодный воздухъ не врывался въ комнату? — Такъ и злому духу времени можно преградить доступъ въ семью христіанскимъ воспитаніемъ и порядками дома. Конечно, если сами родители, особенно отцы, благоговѣютъ предъ духомъ времени, думаютъ, что нельзя плыть противъ теченія, тогда и дѣти не могутъ защищаться отъ вреднаго вліянія его. Если отецъ изъ числа такъ называемыхъ либераловъ и прогрессистовъ или эволюціонистовъ, если онъ не обращаетъ вниманія на религіозныя свои обязанности, церкви почти никогда не посѣщаетъ, презрительно или иронически, даже въ присутствіи дѣтей, отзывается о религіозныхъ предметахъ, то онъ не можетъ ожидать, чтобы дѣти имѣли къ нему самому большое уваженіе; ибо если родители не хотятъ почитать Бога и святой Его Церкви, не признаютъ авторитетовъ, то какъ дѣти будутъ признавать авторитетъ отца и матери? Или если родители къ присутствіи дѣтей глумятся надъ существующими церковными и христіанскими порядками, поносятъ духовную и свѣтскую власть, хулятъ и бранятъ свое начальство, критикуютъ его распоряженія, то естественно дѣтямъ терять уваженіе и къ родительской власти. Поэтому, если хотите, чтобы пагубный духъ времени не заражалъ вашихъ дѣтей, то не допускайте его прежде къ самимъ себѣ, твердо держась закона Христова и ученія православной Церкви.

Думаю, достаточно ясно показано, что бóльшая часть вины лежитъ на васъ, родители, если ваши дѣти не такъ воспитаны, какъ должно быть.

Что я говорю, подтверждается и словомъ Божіимъ, ибо въ немъ говоритъ Святый Духъ — духъ истины: «не хвали человѣка прежде смерти его, — сказано еще въ Ветхомъ Завѣтѣ, — такъ какъ человѣкъ узнается по дѣтямъ своимъ». По образу жизни дѣтей, значитъ, узнаются родители, а также и ихъ дѣятельность въ воспитаніи дѣтей. И въ языческомъ мірѣ родители были отвѣтственны за проступки своихъ дѣтей. Спартанскій законодатель Ликургъ постановилъ, чтобы за извѣстные проступки сыновей и дочерей были наказываемы отцы и матери. Почему? Потому что родители добрымъ воспитаніемъ могли и должны были предотвратить проступки дѣтей своихъ. Философъ Діогенъ ударилъ по щекѣ отца, сынъ коего говорилъ въ присутствіи его безпутныя рѣчи. За что? За то, что отецъ не воспиталъ своего сына такъ, чтобы онъ стыдился произносить подобныя рѣчи.

Итакъ, вы видите, слушатели, что именно родители виноваты предъ Богомъ, если дѣти ихъ по таковы, какими должны быть. Когда вы видите въ саду одичавшее дерево, то никому изъ васъ не придетъ на умъ бранить дерево, такъ какъ владѣлецъ сада отвѣтственъ за состояніе растущаго въ его саду дерева; равнымъ образомъ, если кто имѣетъ въ своемъ домѣ недобрые, нехристіанскіе порядки, непослушныхъ, недобрыхъ дѣтей, то онъ самъ отвѣтственъ за это. Примите же къ сердцу это, всѣ родители! Подумайте объ этой отвѣтственности. Ваша задача — привести вашихъ дѣтей къ Спасителю. Пустите дѣтей приходить ко Мнѣ, говоритъ Онъ. Горе родителямъ, которые препятствуютъ въ этомъ своимъ дѣтямъ; горе родителямъ, которые своимъ нерадѣніемъ въ воспитаніи виновны въ погибели дѣтей своихъ. Аминь.

Источникъ: Поученіе преосвященнаго Иринея, епископа Екатеринбургскаго и Ирбитскаго, къ отцамъ и матерямъ, небрегущимъ о воспитаніи своихъ дѣтей. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 1901. Первое полугодіе. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1901. — С. 659-663.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0