Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

И

Архіеп. Иннокентій (Бѣляевъ) († 1913 г.)
Слово въ Великій пятокъ предъ плащаницею, произнесенное 11-го апрѣля 1908 г.

Когда дѣти окружаютъ гробъ своего отца и опускаютъ его въ могилу, посмотрите, какою глубокою скорбію бываютъ наполнены сердца ихъ. Для выраженія ея часто не хватаетъ словъ на языкѣ человѣческомъ. Лишь обильныя слезы нѣсколько облегчаютъ и разрѣшаютъ эту муку сердца. Лишь глубокія складки лица выражаютъ тогда безысходность страданія.

Но вотъ, сегодня мы, христіане, окружаемъ гробъ Господа нашего, Спасителя и Учителя, предстоимъ предъ изображеніемъ пречистаго Тѣла Его, обвитаго плащаницею. Что же? Съ какимъ настроеніемъ, съ какими чувствами подойдемъ мы къ этому живоносному гробу, прикоснемся къ этому святому и нетлѣнному Тѣлу? Будемъ ли мы скорбѣть сердцемъ, негодовать душею на то, что Господь нашъ, нашъ Спаситель и Искупитель, поруганъ, оплеванъ, заушенъ по ланитамъ, перенесъ глумленіе и самыя тяжкія издѣвательства отъ іудеевъ прежде, чѣмъ быть повѣшеннымъ Ему на древѣ крестномъ? Или принесемъ Ему нашу молитву благодарности за то, что принялъ Онъ вольныя страсти для нашего спасенія, что «этою язвою Его», какъ говоритъ пророкъ, «мы исцѣлѣли отъ грѣха, стали оправданными?» Или мы встанемъ около этого гроба въ безмолвіи, съ чувствомъ страха и трепета, какъ поетъ пѣснь церковная, «да молчитъ всякая плоть человѣка!» Встанемъ и ужаснемся величію тайны, непостижимости ея, «ибо Царь царствующихъ и Господь господствующихъ» добровольно, Своею волею, «приходитъ заклатися».

Такъ, возлюбленные, понесемъ къ подножію пречистыхъ ногъ Спаситеія — и скорбь нашу за Его тажкія, выше силъ человѣческихъ, страданія, и чувства трепета и страха отъ сознанія величія Голгоѳской жертвы, и нашу молитву за спасеніе наше.

Но если мы заглянемъ глубже внутрь себя самихъ, присмотримся внимательнѣе къ тому, чтó совершается въ окружающемъ насъ мірѣ, то не проснется ли въ насъ, при видѣ распятаго Господа, иное чувство, новое, неожиданное — чувство стыда нашего предъ Распятымъ, чувство тяжкой, глубокой виновности предъ Нимъ, Учителемъ нашимъ. Іудеи поругались Самому Христу, распяли Пречистое Тѣло Его, а мы, христіане, ученики Христовы, чтó сдѣлали мы съ великими Его завѣтами, которыми свято и воистину божественно наше христіанство? Какой изъ нихъ мы не распяли, какому изъ нихъ не поругались мы?!

Имѣйте вѣру съ зерно горчичное (Лук. 17, 6), заповѣдуетъ Господь всѣмъ намъ. Но оглянитесь кругомъ, посмотрите вездѣ и всюду на этотъ разливъ невѣрія въ современномъ намъ обществѣ, на этотъ широкій разливъ безвѣрія, подобный шумному разливу весеннихъ водъ! По ученію его Христосъ Господь низведенъ въ рядъ обыкновенныхъ великихъ людей, Его небесные завѣты приравнены въ ученіямъ противообщественнымъ и противогосударственнымъ, а Самъ Онъ, будто бы, какъ и всякій врагъ общества, понесъ заслуженную позорную смерть. И современнымъ невѣріемъ ничего не оставлено изъ таинствъ и обрядовъ христіанства, чтó не было бы кощунственно осмѣяно и опозорено, начиная со святыхъ храмовъ и ихъ священнослужителей.

Заповѣдь новую даю вамъ, да любите другъ друга (Іоан. 13, 34), говоритъ Христосъ. Но тамъ, гдѣ изъ года въ годъ не прекращается междоусобица, гдѣ братъ на брата, въ порывѣ ненависти, поднимаетъ руку и отнимаеть отъ него и жизнь и имущество, — тамъ можетъ ли быть рѣчь о взаимной любви другъ къ другу? Но тамъ, гдѣ братья-христіане, расколовшись на партіи, не стыдятся — и публично и частно снѣдать, угрызать и злословить другъ друга, — вспоминать ли тамъ о завѣтѣ христіанскомъ взаимной братской любви? Въ томъ обществѣ, гдѣ свила себѣ прочное гнѣздо зависть, клевета, поношеніе и хула другъ друга, развѣ мѣсто въ немъ высокой небесной любви Христовой?!

Миръ оставляю вамъ, мирь Мой даю вамъ, заповѣдуетъ намъ Спаситель (Іоан. 14, 27). Но, Господи, не для насъ, не для родины нашей, раздираемой враждой и кровопролитіемъ, это святое слово о мирѣ. Нѣтъ у насъ мира не только въ жизни, нѣтъ его въ семьяхъ нашихъ и въ костяхъ нашихъ! Миръ ли тамъ, гдѣ сынъ возсталъ противъ отца, гдѣ дочь не исполняетъ законныхъ велѣній матери, ученикъ — требованій дисциплины долга и правилъ порядочности? Христосъ говоритъ: «блаженни нищіе, т. е. смиренные духомъ», а міръ отвѣчаетъ: «нѣтъ, счастливы сильные, гордые духомъ». Христосъ проповѣдуетъ: «блаженни кроткіе», а міръ отвѣчаетъ: «нѣтъ, торжествуютъ ловкіе, смѣлые». Христосъ учитъ: «будьте милосерды», а міръ — «нѣтъ, будьте сильны, слабымъ нѣтъ мѣста въ жизни».

Итакъ, не ясно ли, что святые завѣты своего Христа мы, христіане, своею жизнію распяли, поглумились и поругались имъ, какъ іудеи, Самому Христу. Но тѣ, зависти ради вождей своихъ, предали Христа поруганію и пропятію, толпа глумилась надъ Нимъ по невѣдѣнію, и потому вызвала молитву съ креста: Отче, отпусти имъ, ибо не вѣдятъ, чтó творятъ (Лук. 23, 34). Чѣмъ же мы оправдаемся предъ Спасителемъ нашимъ въ томъ, что распяли Его святое ученіе, поглумились Ему? Воистину мы безотвѣтны предъ Нимъ. Мы какъ будто отреклись отъ Христа, всею жизнію своею сказали Ему вмѣстѣ съ апостоломъ Петромъ: «мы не знаемъ этого Богочеловѣка».

Что же сотворимъ, стоя нынѣ предъ Пречистымъ Тѣломъ Его, смущенные, потупившіе взоръ, съ чувствомъ стыда и сознаніемъ тяжкой вины своей предъ Нимъ? То же, чтó и апостолъ Петръ: «отрекшись отъ Учителя, онъ вышелъ вонъ и плакалъ горько». Въ чувствѣ покаянія скажемъ Ему: «Согрѣшихомъ, беззаконновахомъ, неправдовахомъ предъ Тобою, Господи; прости намъ наше невѣріе, нашу вражду, нашу ненависть, прости намъ нашу злобу, нашу нечистоту и все окаянство и смрадъ грѣховъ нашихъ. Прости намъ по милости Твоей и пріими не какъ благоразумнаго разбойника, а какъ Твой Евангельскій Отецъ принимаетъ сына блуднаго». Аминь.

Источникъ: Слово въ Великій пятокъ предъ плащаницею, произнесенное преосвященнымъ Иннокентіемъ, епископомъ Тамбовскимъ, 11-го апрѣля 1908 года. // Прибавленія къ Церковнымъ вѣдомостямъ, издаваемымъ при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе. № 18-19. — 6 Мая 1908 года. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1908. — С. 846-847.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0