Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

И

Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.)
Свѣтлая седмица.

Слово въ пятокъ свѣтлыя седмицы, въ который празднуется въ честь Богоматери, такъ называемой, Живоноснаго источника.

Христосъ воскресе!

Настоящая седмица, братіе, сама по себѣ весьма обильна струями благодати, текущей отъ гроба Христова: посему Церковь ежедневно приглашаетъ насъ къ новому наслажденію, восклицая: пріидите, пиво піемъ новое! Но вотъ, подъ конецъ свѣтлыхъ дней, когда бы надлежало ожидать умаленія потоковъ благодатныхъ, открывается новый, живоносный источникъ милосердія и щедротъ отъ лица Матери воскресшаго Господа. Подлинно, среди толикихъ торжествъ въ честь Сына подобало быть торжеству и въ честь Матери, у которой на Голгоѳѣ, какъ и у Сына, оружіе прошло, по предзрѣнію Симеона (Лук. 2, 35), самое сердце. Торжество Сына все къ благу нашему, и торжество Матери все для насъ и нашего спасенія. Празднество настоящее потому и называется Живоноснымъ Источникомъ, что Пресвятая Дѣва сообщила нѣкогда одному, близъ Константинополя, источнику силу исцѣлять всякаго рода недуги, проливать для всѣхъ страждущихъ жизнь и утѣшеніе.

Источникъ сей находится въ одномъ мѣстѣ, и дѣйствовалъ съ особенною силою въ извѣстное время; но благодать и сила дѣйствовавшей не ограничена никакимъ мѣстомъ и временемъ. Гдѣ живая вѣра въ Сына Божія, гдѣ теплая любовь къ Богоматери, тамъ и живыя струи благодати, и цѣльбоносный источникъ чудесъ. Посему-то вездѣ и всегда торжествуется то, что происходило особенно въ извѣстное время и въ извѣстномъ мѣстѣ.

Сколько впрочемъ и въ нашемъ отечествѣ источниковъ, при коихъ видимо или открывалась, или доселѣ открывается благодатная сила и помощь Приснодѣвы? Можно сказать, что многообразная стихія водная особенно усвоена Ею для ознаменованія разнообразныхъ щедротъ Ея ко всѣмъ страждущимъ и обремененнымъ. Посему и наше отечество празднуетъ нынѣ не чуждый праздникъ, а по случаю чуждаго (хотя и онъ во многихъ отношеніяхъ не чуждый), воспоминаетъ и торжествуетъ множество собственныхъ радостныхъ событій. Особенно же для сей обители настоящее празднество не есть чуждое: ибо чудотворный ликъ Богоматери (Братской, такъ названной отъ имени обители, въ коей она находится), украшающій сей храмъ, явилъ въ первый разъ чудодѣйственную силу свою, какъ повѣствуютъ, на струяхъ рѣчныхъ, приплывъ ко граду сему для спасенія въ то время, какъ враги имени Христова хотѣли его употребить для переправы на другой брегъ въ погибель православному народу россійскому.

Но какъ почерпать изъ источника чудесъ? Древній Израиль пилъ нѣкогда изъ чудеснаго источника въ пустынѣ, между тѣмъ многіе изъ пившихъ не только не получили особенной благодати, но и понесли тяжкое наказаніе за свое неразуміе. Тоже можетъ быть и нынѣ. Какъ же, говорю, достойно пользоваться благодатію, текущею отъ гроба Христова за молитвами Преблагословенныя? — Св. Церковь весьма сильно и явственно указуетъ сіе, когда настоящее празднество называетъ то живоноснымъ, то живопріемнымъ источникомъ. Чтобы источникъ благодати былъ живоносенъ для сего необходимо, чтобы онъ былъ живопріеменъ; для кого онъ не живопріеменъ, для того и не живоносенъ.

Для кого же онъ живопріеменъ? — Для тѣхъ, кои пріемлютъ воду благодати съ живою вѣрою, а не съ сомнѣніями о ея дѣйствительности, не съ вопросами о томъ, какъ напр. вода освященная можетъ дѣйствовать на душу? Для тѣхъ, кои почерпаютъ изъ живоноснаго источника именно съ тою цѣлію, чтобы ожить духомъ, исправить свое сердце и совѣсть, утолить вѣчную жажду своего существа. Для тѣхъ, кои, пріемля благодать Божію молитвами Приснодѣвы, не сокрываютъ оной подъ спудомъ, но обращаютъ въ жизнь для себя и другихъ, постоянно выражая ее въ благихъ дѣйствіяхъ. А кто почерпаетъ изъ живоноснаго источника безъ вѣры и благочестиваго чувства, — не для утоленія жажды духа, не для очищенія совѣсти, а для земныхъ цѣлей, для достиженія какихъ-либо временныхъ выгодъ, кто піетъ воду благодати, но не являетъ въ своей жизни плодовъ благодатныхъ, — для того живоносный источникъ не живопріеменъ, а потому и не живоносенъ.

Нужно ли ближайшее и подробнѣйшее указаніе на то, какъ пользоваться достойно благодатію изъ живоноснаго источника Матери Божіей? Указаніе сіе будетъ, можно сказать, у всѣхъ насъ предъ очами. Въ семъ градѣ уготовляются цѣльбоносныя воды для недуговъ тѣлесныхъ: какъ обыкновенно приступаютъ къ употребленію сихъ водъ, и какъ ведутъ себя во время употребленія и послѣ? — Вопервыхъ, тщательно осматриваютъ, и сами и чрезъ врачей, свою болѣзнь; вовторыхъ, требуютъ совѣта, какъ, сколько и когда употреблять цѣльбоносное питіе; во время употребленія воздерживаются отъ различнаго рода яствъ и отъ всѣхъ сильныхъ движеній душевныхъ: гнѣвливые бываютъ кротки, гордые смиренны, скупые щедры, и оставивъ врачеваніе, долго еще держатся особеннаго, строгаго образа жизни, чтобы не ослабить дѣйствія водъ, не дать случая возвратиться болѣзни.

Будемъ, братіе, поступать такимъ же образомъ и при употребленіи водъ благодати: окажемъ хотя половину того вниманія и усердія къ душѣ нашей среди ея недуговъ, какое мы всегда оказываемъ нашему тѣлу при его немощахъ. И вопервыхъ, обратимъ какъ можно болѣе вниманія на состояніе души нашей: вникнемъ со всѣмъ безпристрастіемъ въ наше сердце и его наклонности; разсмотримъ, при свѣтѣ слова Божія, все поведеніе и всѣ отношенія наши, дабы видѣть, что въ насъ повреждено и что цѣло, въ чемъ излишество и въ чемъ недостатокъ, гдѣ опасность и вредъ, и гдѣ спасеніе. Начнемъ съ таковаго познанія самихъ себя и своей бѣдности: ибо его-то и недостаетъ намъ первѣе всего. Нощію погибнетъ земля Моавитская (Ис. 15, 1), взывалъ нѣкогда пророкъ, желая показать внезапность пагубы и крайнюю безпечность погибающихъ. Тоже можно сказать и о насъ: мы погибаемъ, вовсе не думая объ опасности, не зная, какъ и отъ чего погибаемъ: и это потому, что небрежемъ о состояніи своей души, никогда не смотримся въ зеркало совѣсти, не знаемъ и не желаемъ знать, есть ли хотя сколько нибудь духовной жизни въ нашемъ сердцѣ. Посему для спасенія нашего первѣе всего требуется обратить вниманіе на себя и на свою жизнь. Сдѣлавъ сіе, мы не можемъ не увидѣть, что въ насъ крайне много худаго и богопротивнаго, что душа и совѣстъ наша покрыта язвами: а узнавъ сіе, мы невольно придемъ въ ужасъ, и будемъ искать средствъ къ очищенію и исцѣленію своему.

Во вторыхъ, не устыдимся, братіе, явиться къ духовнымъ врачамъ за совѣтомъ и помощію. Мы сами многое можемъ и должны дѣлатъ для спасенія своего, но многаго, необходимаго, не можемъ сдѣлатъ сами, и потому должны принимать отъ тѣхъ, кои самимъ Богомъ поставлены для врачеванія душъ нашихъ. Уже много значатъ для насъ благія наставленія изъ устъ пастыря Церкви, который видѣлъ и видитъ многихъ грѣшниковъ, знаетъ свойство душевныхъ болѣзней, врачевалъ ихъ не разъ и въ разныхъ видахъ. Но еще болѣе значитъ та благодать, которую пастыри Церкви могутъ низводить на кающихся грѣшниковъ тотъ елей и тѣ обязанія, кои составлены для ранъ душевныхъ рукою самого небеснаго Врача, а ихъ руками токмо прилагаются къ нашимъ язвамъ. Ибо не должно обольщать себя, братіе: грѣховное поврежденіе наше, какъ бы ни казалось намъ малымъ, всегда таково, что совершеннаго исцѣленія никакъ нельзя ожидать отъ собственныхъ нашихъ усилій и средствъ человѣческихъ: для сего необходима всевозставляющая сила благодати Божіей; но струи сей благодати, хотя текутъ на весь родъ человѣческій, но текутъ наипаче въ извѣстномъ мѣстѣ — у престола благодати, въ Церкви Христовой, и текутъ, такъ сказать, чрезъ извѣстныя трубы, — чрезъ таинства церковныя, кои преподаются токмо служителями таинствъ.

Наконецъ, при употребленіи средствъ благодатныхъ надобно быть постоянными и терпѣливыми. Застарѣлые недуги необходимо требуютъ продолжительнаго врачеванія: а что можетъ быть старѣе нашей душевной болѣзни, нашей наклонности ко грѣху? Съ нею мы выходимъ изъ утробы матерней; въ ней проводимъ лѣта младенчества; съ нею юношествуемъ и мужаемъ: удивительно ли, если ядъ грѣха, проникнувъ нашу природу, не вдругъ уступаетъ самымъ сильнымъ средствамъ? Если бы мы были существа, лишенныя свободы, то исправленіе наше могло бы совершаться скоро и въ опредѣленное время: но при свободѣ нашей, при ея уклоненіяхъ и невѣрностяхъ, самая благодать должна дѣйствовать постепенно и непримѣтно. Памятуя сіе, не будемъ унывать духомъ, если въ борьбѣ нашей со грѣхомъ не всегда будемъ выходитъ побѣдителями, если собственное сердце наше будетъ измѣнятъ намъ и оставаться по временамъ втайнѣ на сторонѣ порока, даже тогда, какъ умъ и воля будутъ заключены въ законѣ Божіемъ. Довольно для нашего успокоенія, что самъ Богъ всемогущій обѣщаетъ намъ исцѣленіе; у Него не изнеможетъ никакой глаголъ (Лук. 1, 37); Его обѣтованія суть ей и аминь (2 Кор. 1, 20). Богомъ, — долженъ говорить каждый изъ насъ, подобно Давиду, — Богомъ моимъ прейду стѣну! (Псал. 17, 30). — Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ V. Первая седмица Великаго поста. – Страстная седмица. – Свѣтлая седмица. — СПб.: Изданіе Маврикія Осиповича Вольфа, 1872. — С. 299-303.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0