Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

И

Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.)
Слова и бесѣды на праздники Богородичные.

Слово на день Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы.

Почему нынѣшній день называется днемъ Благовѣщенія? — Очевидно, по какой-либо благой вѣсти для всѣхъ насъ. Что это за вѣсть?

Та вѣсть, что къ намъ, бѣднымъ, на землю низшелъ нынѣ Единородный Сынъ Божій, вѣчное Слово, коимъ сотворено и держится въ бытіи все видимое и невидимое; — низшелъ до того, что облекся естествомъ нашимъ, содѣлался во всемъ, кромѣ грѣха, подобнымъ намъ человѣкомъ, и это не на время токмо какое-либо, малое или великое, а на всю вѣчность.

Та вѣсть, что сей воплотившійся Сынъ Божій содѣлаетъ для нашего спасенія все, что нужно: — озаритъ насъ свѣтомъ истины и укажетъ путь къ жизни вѣчной; воспріиметъ на Себя грѣхи наши и загладитъ ихъ своими страданіями; низойдетъ во гробъ и воскресеніемъ своимъ разсѣетъ для насъ мракъ гроба и страхъ смерти; подастъ намъ Духа Святаго и съ Нимъ всю полноту даровъ благодатныхъ; да очистившись отъ всякія скверны, содѣлаемся способными къ сожитію на небѣ съ Ангелами.

Та вѣсть, что мы посредствомъ сего безпримѣрнаго снисхожденія къ намъ и соединенія съ нами Сына Божія, изъ враговъ Богу содѣлались близкими и паки своими Богу, изъ изгнанниковъ рая, пришельцевъ земли, наслѣдниками неба и благъ вѣчныхъ, — что всѣ бѣдствія, коими исполненъ міръ, насъ окружающій, прейдутъ невозвратно, все возвратится къ первобытному совершенству, такъ что самая тварь неодушевленная, воздыхающая теперь вмѣстѣ съ нами, освободится отъ тяжкой работы истлѣнія въ свободу славы чадъ Божіихъ.

Видите, сколько радостей и надеждъ принесъ намъ день настоящій! Сравните всѣ радостныя вѣсти, какія только можемъ мы получать отъ кого-либо, и всѣ онѣ окажутся малы и незначительны. Радостенъ бываетъ день, въ который врачъ страждущему отъ тяжкой болѣзни и потерявшему надежду скажетъ: «успокойтесь, съ вашимъ недугомъ произошелъ переворотъ благотворный, и вы непремѣнно будете здоровы». Намъ всѣмъ нынѣ сказано гораздо больше: ибо сказано, что не только всѣ болѣзни тѣла и души, отъ коихъ страдалъ безнадежно весь родъ человѣческій, исчезнутъ наконецъ навсегда; но что и самая смерть, этотъ неотразимый врагъ, будетъ побѣждена и уничтожена, и мы паки содѣлаемся чисты, свѣтлы и безсмертны.

Радостенъ бываетъ день, когда находящіеся въ осадѣ отъ непріятелей и доведенные до послѣдней крайности узнаютъ, что врагъ, осаждавшій ихъ городъ, потерялъ силу, что онъ прогнанъ и разсѣянъ, что имъ остается только пользоваться плодами побѣды. Нынѣ возвѣщено всѣмъ намъ большее: ибо возвѣщено, что древній и непримиримый врагъ нашъ, изгнавшій насъ лестію изъ рая и всѣми силами своими влекшій во адъ, пораженъ во главу, что онъ связанъ отъ великаго Вождя и Побѣдителя, что съ сихъ поръ у него нѣтъ власти надъ нами, такъ что каждый изъ вѣрующихъ можетъ попирать безвредно сего дракона адскаго.

Радостенъ бываетъ день, когда сынъ, потерявшій всю любовь отца, изгнанный изъ дома его, лишенный всѣхъ правъ рожденія и наслѣдства, услышитъ, что отецъ, по великодушію своему, простилъ его, готовъ принять его въ свою любовь и отдать ему все, что имѣетъ. Съ нами произошло большее: мы, отверженные за грѣхъ и находившіеся подъ гнѣвомъ и проклятіемъ, примиряемся нынѣ съ Отцемъ небеснымъ, дѣлаемся паки Его сынами возлюбленными, вступаемъ во всѣ права дѣтей и предназначаемся къ обладанію Царствіемъ небеснымъ.

Измыслите, какія угодно, радостныя извѣстія, — и всѣ они обрѣтутся въ благой вѣсти, принесенной намъ нынѣ отъ Архангела.

Достойно и праведно именуется день настоящій днемъ Благовѣщенія; достойно и праведно небо и земля призываются нынѣ къ радости и прославленію Господа: ибо небо и земля будутъ дѣйствительно участвовать въ Его милосердіи и торжествѣ нашемъ.

Но, братіе мои, радуяся и прославляя Господа за великую и безпредѣльную милость Его, не забудемъ, что благая вѣсть тогда бываетъ совершенно дѣйствительна и достигаетъ своей цѣли, когда, получивъ ее, сообразуются съ нею и дѣйствуютъ именно такъ, какъ того требуетъ существо ея.

Сколько ни увѣдомляйте блуждаюшаго по чуждымъ домамъ и странамъ сына, что онъ прощенъ отцемъ: но если сей сынъ не оставитъ своего блужденія, не пойдетъ къ отцу, и не начнетъ вести себя, какъ прилично наслѣднику цареву; то благая вѣсть останется безъ дѣйствія и не облаженствуетъ его.

Сколько ни извѣщайте содержимыхъ въ осадѣ о безсиліи врага ихъ, о возможности поразить его и воспользоваться свободою: но если они, забывъ свое горестное положеніе, вмѣсто брани и отпора, растворятъ своему врагу врата и позволятъ дѣлать съ собою, что ему угодно; то благая вѣсть о его изнеможеніи останется втунѣ, врагъ соберетъ силы и снова поработитъ ихъ.

Сколько ни обнадеживайте отчаянно больнаго, что тяжкій недугъ его можетъ пройти, что опасность смерти миновалась: но если онъ не послушаетъ васъ и не станетъ дѣлать, что необходимо для его выздоровленія; тѣмъ паче, если будетъ поступать напротивъ, предастся зловредному невоздержанію: то благая вѣсть исцѣленія останется безъ плода, и болѣзнь возвратится съ смертію.

То же и съ благою вѣстію, намъ нынѣ принесенною. Все — и сошествіе на землю Сына Божія, и Его вочеловѣченіе ради насъ, и Его смерть и воскресеніе за насъ, все сіе останется втунѣ, если мы не оставимъ своей грѣховной жизни и не начнемъ вести себя, какъ требуетъ новое, великое и святое предназначеніе наше. Въ такомъ случаѣ, христіане истинные, слѣдуя за нисшедшимъ съ неба Спасителемъ и творя волю Его, примутъ все, что Онъ принесъ и стяжалъ для нихъ, достигнутъ благъ вѣчныхъ и вселятся съ Нимъ въ царствіи Отца Его; а мы, нерадящіе о своемъ спасеніи, не послѣдующіе заповѣдямъ и стопамъ Его, мы, продолжающіе ходить по дебрямъ грѣха и похотей, мы и съ благою вѣстію, намъ принесенною, яко ни къ чему неспособные, останемся во грѣхахъ нашихъ и явимся подъ конецъ, яко ничтоже имуще.

Не остановимся же, братіе мои, подобно малымъ дѣтямъ, на благой вѣсти о нашемъ спасеніи, какъ она ни велика и ни радостна; постараемся узнать, чего она требуегь отъ насъ и что намъ должно дѣлать для нашего спасенія; исполнимъ потомъ все требуемое, дабы такимъ образомъ благая вѣсть обратилась въ благое дѣло: тогда, — и только тогда, — день сей для насъ воистину будетъ днемъ Благовѣщенія, еже да сбудется надъ всѣми нами благодатію Господнею! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ II. Слова и бесѣды на праздники Богородичные. – Слова и бесѣды на дни святыхъ. —СПб.: Изданіе Маврикія Осиповича Вольфа, 1872. — С. 27-30.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0