Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 26 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

И

Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.)
Слова и бесѣды на праздники Господни.

Слово на первое число Августа.

Великому князю россійскому, Андрею Боголюбскому, надлежало нѣкогда изыти на брань противу болгаръ. Какъ князь, не именемъ токмо, но и дѣломъ благовѣрный, онъ имѣлъ обычай исходить на брань не съ однимъ оружіемъ плотскимъ, но и съ духовнымъ, огражденный вѣрою, вооруженный молитвою и упованіемъ. Въ знакъ сего предъ воинствомъ его всегда носима была икона Спасителя и честный крестъ; и оно не прежде устремлялось на врага, какъ изливши теплыя молитвы предъ сею иконою, и облобызавъ сей крестъ. Такое живое упованіе и молитва не умедлили принести и плодъ немертвый. Враги отечества, сколько ни усиливались, не могли устоять предъ лицемъ воинства православнаго; гордость и сила ихъ сокрушены до того, что едва не всѣ грады ихъ достались въ удѣлъ побѣдителю. Что знаменитая побѣда сія была плодомъ не одного мужества сражавшихся, а паче дѣйствіемъ помощи свыше, — непреложнымъ для всѣхъ доказательствомъ того послужилъ необыкновенный свѣтъ небесный, который, во время самой упорной сѣчи, исходилъ изъ иконы Спасителя и честнаго креста, и видимъ былъ всѣми.

Еще не успѣли пройти дни радости и торжества, какъ получена вѣстъ о подобномъ же радостномъ событіи изъ Греціи. Одинаковая живая вѣра произвела одинаковое и дѣйствіе: и тамъ враги христіанства, сарацины, были поражены и разсѣяны благовѣрнымъ царемъ греческимъ Мануиломъ; и тамъ, во время сраженія, видимы были несомнѣнные знаки особенной помощи свыше.

Такая совокупность чудесныхъ знаменій, побѣдъ и радости всего православнаго христіанства не могла не выразиться какимъ-либо особеннымъ знакомъ благодарности Богу-благодѣтелю и не оставить по себѣ всегдашняго слѣда для потомства. И дѣйствительно, православные властители Россіи и Греціи, по взаимномъ сношеніи между собою, и по благословенію всего освященнаго собора, не умедлили установить въ память радостно чудеснаго событія новое свѣтлое празднество, нынѣ нами благочестно совершаемое. Положено на всѣ вѣка не только праздновать въ честь непобѣдимой силы креста Христова и совершать поклоненіе, ему подобающее, но въ память побѣдоноснаго хожденія его въ полкахъ христіанскихъ, износить его нынѣ изъ храма, обносить по стогнамъ и путямъ, и творить въ кладезяхъ и рѣкахъ освященіе воды, дабы симъ самымъ предъ лицемъ неба и земли свидѣтельствовать нашу вѣру и нашу признательность къ животворящему кресту и простерть побѣдоносную и всеосвящающую силу его на все, насъ окружающее.

Таково происхожденіе нынѣшняго празднества! — Оно есть вмѣстѣ торжество Церкви и отечества, торжество самое утѣшительное и поучительное! — Въ самомъ дѣлѣ, не утѣшительно ли видѣтъ, какъ надъ православнымъ отечествомъ нашимъ во всѣ вѣка была простерта благодѣющая десница особеннаго Промысла Божія? Не отрадно ли думать, что величіе Россіи, коему удивляются всѣ друзья ея, и коего трепещутъ всѣ враги ея, что это величіе и могущество суть плодъ не случайнаго стеченія обстоятельствъ, не дѣйствіе нечистой политики и человѣческихъ разсчетовъ, ни даже слѣдствіе одного народнаго мужества и крѣпости, а плодъ живой вѣры въ Бога благочестивыхъ предковъ нашихъ, ихъ благихъ нравовъ и проистекающаго отсюда благословенія свыше? У древняго израильтянина не было молитвеннаго обращенія къ Богу трогательнѣе того, когда онъ говорилъ: Боже отцевъ моихъ, Боже Авраама, Исаака, Іакова; подобно сему и православный россіянинъ, въ духѣ вѣры и упованія, можетъ со дерзновеніемъ говорить ко Господу: Боже отцевъ моихъ, Боже просвѣтившій чудесно вѣрою Владиміра, увѣнчавшій побѣдою Боголюбскаго, благословивый оружіе Донскаго, воздвигшій на освобожденіе отечества Минина и Пожарскаго, превознесшій паче всѣхъ царей земныхъ Александра Благословеннаго! — Что можетъ быть воодушевительнѣе сей святой и сладкой молитвы!...

Но, братіе, молясь такою молитвою и дерзая предъ Богомъ, о имени благочестивыхъ предковъ нашихъ, мы должны подражать, сколько можно болѣе и постояннѣе, ихъ усердію къ вѣрѣ, ихъ чистотѣ нравовъ и простотѣ жизни, ихъ безграничному самоотверженію тамъ, гдѣ шло дѣло объ опасности Церкви и отечества. Благочестивые предки наши крестомъ Христовымъ побѣждали народы и царствія: нынѣ, благодаря Провидѣнію Божію, возвеличившему православное отечество наше, одно имя Россіи низлагаетъ, или удерживаетъ самыхъ сильныхъ враговъ. Между тѣмъ у насъ, какъ и у предковъ нашихъ, есть весьма опасные враги, противъ коихъ, какъ можно чаще, надобно призывать на помощь непобѣдимую силу креста Христова. Это наши злыя наклонности и страсти. Кого не сильны сразить онѣ? — И кто, сраженный ими, можетъ оставаться и быть истиннымъ сыномъ Церкви и отечества? — Между тѣмъ отъ сихъ враговъ не защита, ни умъ и познанія, ни доброта сердца и мягкость характера, ни самый навыкъ въ добродѣтели; одна всемогущая сила благодати, одинъ крестъ Христовъ только могутъ содѣлать насъ побѣдителями страстей. Будемъ же подобно предкамъ нашимъ употреблять сіе, самимъ Богомъ данное оружіе, на пораженіе невидимыхъ враговъ нашихъ, въ твердой увѣренности, что пораженіе ихъ, необходимое для нашего частнаго благосостоянія, весьма важно и для благоденствія цѣлаго отечества: ибо, если величіе его есть плодъ благословенія Божія, то грѣхи наши, ослабляя сіе благословеніе, потому самому вредятъ не только намъ, но и цѣлому отечеству.

При семъ случаѣ сама собою представляется вниманію великая разность между нами и благочестивыми предками нашими. У нихъ крестъ Христовъ былъ всѣмъ для всѣхъ. Начинали-ль какое дѣло, — крестились. Оканчивали-ль его — паки крестились. Крестомъ ограждались, отходя ко сну; крестомъ осѣнялись, возстая отъ сна. Съ крестомъ садились за трапезу; съ крестомъ возставали отъ нея. Знаменіе святаго креста выражало внезапную радость; оно же свидѣтельствовало и о внезапной печали и опасности. Такъ было у предковъ нашихъ! У насъ, къ сожалѣнію, крестное знаменіе начинаетъ дѣлаться рѣдкостію, и когда является, то большею частію въ такомъ видѣ, что его трудно узнать. Недугующія расколомъ чада Церкви ревнуютъ, конечно, не по разуму, прививая спасеніе къ кресту осмиконечному; но нехорошо, весьма нехорошо и то, что у нѣкоторыхъ христіанъ крестъ сдѣлался, можно сказать, вовсе безконеченъ, такъ что не знаешь, какое дать названіе той несчастной линіи, которую они чертятъ на себѣ вмѣсто знаменія крестнаго.

Да не будетъ сего между нами, возлюбленные! Господь и Спаситель нашъ простеръ на крестѣ Божественныя руцѣ Свои, далъ пригвоздить ихъ, и въ такомъ видѣ, среди ужасныхъ мученій, предалъ за насъ духъ свой Отцу: мы ли будемъ тяготиться тѣмъ, чтобы сіе положеніе Его на крестѣ правильно изображать на себѣ? Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. Слова и бесѣды на Рождество Христово. – Слова и бесѣды на праздники Господни. – Слова и бесѣды на воскресные дни. —СПб.: Изданіе Маврикія Осиповича Вольфа, 1872. — С. 459-462.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0