Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

И

Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.)
Слова и бесѣды на праздники Господни.

Слово на день Преполовенія [1].

И всегда мы выходимъ предъ васъ, братіе, не съ своими мыслями и умствованіями, а съ тѣмъ, что находимъ въ словѣ Божіемъ и у св. отцевъ Церкви приличнаго дню и мѣсту. Нынѣ тѣмъ паче должно поступить такимъ образомъ: ибо на нынѣшній день есть готовая проповѣдь, произнесенная самимъ Господомъ нашимъ. Простительно ли было бы намъ не обратить вниманія вашего на сію проповѣдь?

Вы слышали начало въ нынѣшнемъ Евангеліи, гдѣ сказано: въ преполовеніе праздника взыде Іисусъ въ церковь и учаше (Іоан. 7, 14). Ниже Евангелистъ сказываетъ, чему именно училъ Господь въ нынѣшній день: выслушаемъ Его:

Аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ и піетъ. Вѣруяй въ Мя, якоже рече писаніе, рѣки истекутъ изъ чрева его воды живы (Іоан. 7, 37-38).

Чтобы лучше уразумѣть связь сей проповѣди съ временемъ, въ которое, и обстоятельствами, при коихъ, произнесена она, должно припомнить, братіе, что въ праздникъ кущей, между другими обрядами былъ и тотъ, чтобы брать торжественно воду изъ источника Силоамскаго и носить въ храмъ іерусалимскій. Одинъ изъ главныхъ священниковъ въ сопровожденіи хора левитовъ исходилъ для сего изъ храма, сходилъ подъ гору, на коей находился онъ, черпалъ золотымъ сосудомъ воду изъ Силоамскаго источника, приносилъ его на главѣ въ храмъ среди гласа трубъ и органовъ, и тамъ возливалъ на алтарь. Священная церемонія сія была одна изъ самыхъ величественныхъ и сопровождалась такимъ веселіемъ въ народѣ, что у евреевъ образовалось присловіе: тотъ не знаетъ радости, кто не видалъ радости священной воды въ праздникъ кущей. Вода же самая, носимая такимъ образомъ, означала собою частію прошедшее, — тѣ воды, кои евреи не разъ чудесно получали во время странствованія по пустынѣ, частію будущее — дары благодати, имѣвшіе излиться во время пришествія Мессіи на Его послѣдователей.

Теперь представьте, что во время несенія первосвященникомъ воды силоамской ко храму, когда толпы народа не помнили себя отъ веселія и радости, Іисусъ Христосъ остановился на одномъ изъ возвышенныхъ мѣстъ при храмѣ, и величественнымъ гласомъ взываетъ: аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ и піетъ: вѣруяй въ Мя, якоже рече писаніе, рѣки отъ чрева его истекутъ воды живы. То есть, какъ бы такъ говорилъ Онъ іудеямъ: вода, за коею исходите вы съ такимъ торжествомъ, которую пьете съ такою радостію, хотя есть самая чистая, но она утоляетъ жажду только одного тѣла и только на время: но въ васъ естъ жажда духа, которой не можетъ утолить никакая вода. Хотите ли утолить и сію жажду, утолить навсегда? Обратитесь ко Мнѣ, увѣруйте въ Меня, предайте себя всецѣло и навсегда Мнѣ. Я дамъ такую воду, которую испившій не будетъ имѣтъ жажды никогда. Напротивъ, сами сдѣлаетесь живоноснымъ источникомъ для другихъ, непрестающимъ, неизсякающимъ. Аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ и піетъ. Вѣруяй въ Мя, якоже рече писаніе, рѣки отъ чрева его истекутъ воды живы.

Можно судить, какое вниманіе должна была обратить на себя такая проповѣдь, сказанная въ такомъ мѣстѣ и въ такое время. Безъ сомнѣнія, большая часть шедшаго за первосвященникомъ народа, остановилась предъ Іисусомъ Христомъ, и начала слушать Его. Изъ слушавшихъ одни тотчасъ заговорили: сей есть воистину Пророкъ, другіе: сей есть Христосъ (Іоан. 7, 40)! Когда враги Господа, фарисеи и книжники, не терпя дѣйствій столь необыкновенной проповѣди, послали тотчасъ слугъ своихъ взять Проповѣдника и привести къ нимъ на судъ, то посланные сами обратились въ слушателей, и возвратившись къ пославшимъ ни съ чѣмъ, въ оправданіе свое говорили: николиже тако есть глаголалъ человѣкъ, яко сей человѣкъ (Іоан. 7, 46).

Но насъ должно занимать не столько дѣйствіе проповѣди Господа на іудеевъ, сколько ея отношеніе къ намъ и нашему спасенію. И мы исходимъ нынѣ на воду освящать ее и несемъ съ торжествомъ въ церковь, и для насъ свяшенный обрядъ сей составляегь источникъ радости и веселія духовнаго. И безъ сомнѣнія вода наша столько же выше и святѣе воды силоамской, сколько благодать новаго завѣта выше буквы закона іудейскаго. Но можно ли о водѣ и нашей сказать, чтобы она утоляла всю жажду безсмертнаго духа? Это могли утверждать только незнающіе. Посему и при нашемъ нынѣшнемъ священнодѣйствіи и прилично и должно возглашать въ слухъ всѣхъ проповѣдь Господню, сказанную іудеямъ, по случаю воды силоамской: аще кто жаждетъ, говорилъ Спаситель іудеямъ, а теперь говоритъ намъ. И кто же не жаждетъ? и въ тѣлѣ жажда возобновляется иногда на день по нѣсколько разъ: а въ душѣ она всегда. Умъ жаждетъ познать, все хочетъ знать болѣе и болѣе и не можетъ удовлетвориться ничѣмъ. Сердце жаждетъ ощущеній, всегда новыхъ и новыхъ, и никогда не скажетъ — довольно! Желанія неутомимы въ поискѣ, и дайте имъ что угодно и сколько угодно, никогда не остановите ихъ и не наполните.

Разные способы употребляетъ человѣкъ для удовлетворенія жажды своего существа. Главные изъ нихъ слѣдующіе четыре:

Познанія и мудрость — ими думаемъ мы угасить жажду ума.

Душевныя и чувственныя удовольствія — ими надѣемся угасить жажду сердца.

Стяжанія различныя — ими покушаются угасить жажду вожделѣній и похоть очесъ.

Чести, достоинства и отличія — они служатъ къ угашенію жажды къ возвышенности и совершенству.

(Не кончено).       

Примѣчаніе:
[1] Печатано съ рукописи. — Ред.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. Слова и бесѣды на Рождество Христово. – Слова и бесѣды на праздники Господни. – Слова и бесѣды на воскресные дни. —СПб.: Изданіе Маврикія Осиповича Вольфа, 1872. — С. 344-346.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0