Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

И

Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.)
Слова и бесѣды на праздники Господни.

Слово въ навечеріе Богоявленія Господня.
Предъ освященіемъ воды.

Сейчасъ, изъ устъ св. Церкви, вы услышите, братіе, гласъ Господень на водахъ, призывающій всѣхъ и каждаго къ принятію духа премудрости, духа разума, духа страха Божія, явльшагося Христа. Поелику гласъ сей гремитъ не для одного приличія, и, къ чему такъ торжественно всѣ призываются, то, безъ сомнѣнія, и подается неоскудно каждому, кто благорасположенъ къ принятію: то надлежало бы ожидать, что мы, исполняясь духа разума и страха Божія, не будемъ имѣть нужды въ указаніи, какъ вести себя при наступающемъ священнодѣйствіи, и какъ употреблять освященную воду. Но печальный гласъ опыта говоритъ другое: ни въ какой день въ году не происходитъ столько неприличнаго замѣшательства въ нашихъ храмахъ, какъ нынѣ. Посему, прежде нежели изыдемъ для освященія воды, мы почли за долгъ изыти предъ васъ для показанія ея важности и для защищенія ея отъ злоупотребленій.

Что же мы сдѣлаемъ для сего? Укажемъ, вопервыхъ, на происхожденіе предстоящаго священнодѣйствія. Кто учредилъ его? Люди ли какіе-либо обыкновенные? Нѣтъ, мы пріяли его отъ мужей великихъ и святыхъ, отъ Апостоловъ и ихъ преемниковъ. Надъ сею водою богословствовалъ въ свое время св. Григорій Богословъ; о чрезвычайныхъ дѣйствіяхъ сей воды простиралъ нѣкогда златое слово свое св. Златоустъ; освященіемъ сей воды занимался Василій Великій. А первый, высочайшій примѣръ къ тому, поданъ Самимъ Господомъ, когда Онъ погруженіемъ Своего пречистаго тѣла во Іорданѣ освятилъ все естество водъ. Послѣ сего возмущать какимъ-либо безпорядкомъ столь важное, по самому происхожденію, священнодѣйствіе, значитъ не имѣть уваженія къ тому, предъ чѣмъ благоговѣли мужи самые великіе и святые, что въ продолженіе толикихъ вѣковъ служило къ освященію цѣлыхъ странъ и народовъ.

Если многіе изъ насъ не знаютъ сего, то по крайней мѣрѣ у каждаго есть очи и слухъ, дабы видѣть и слышать, что творится и произносится нынѣ надъ освящаемою водою; а этого одного уже достаточно, чтобы заставить обращаться съ нею со всякимъ уваженіемъ. Ибо какъ освящается вода? — Обыкновеннымъ ли какимъ-либо благословеніемъ? — Хотя и всякое благословеніе, когда оно преподается во имя Отца и Сына и Святаго Духя, важно для христіанина, но здѣсь большее благословеніе и большее священнодѣйствіе. Здѣсь не одинъ человѣкъ, а вся Церковь изливаетъ теплыя молитвы о томъ, чтобы существо воды освящено было силою и наитіемъ Святаго Духа, очистительнымъ дѣйствіемъ всея Пресвятыя Троицы, и чтобы ей сообщено было благословеніе Іорданово. Тутъ самымъ торжественнымъ образомъ призывается надъ освященною водою страшное и достопоклоняемое имя Того, предъ Кѣмъ трепещетъ вся тварь. Тутъ наконецъ совершается троекратное погруженіе въ освящаемую воду самаго Креста Христова, Креста, предъ коимъ благоговѣютъ всѣ силы небесныя, и отъ коего убѣгаютъ всѣ силы преисподнія. Скажите, что еще больше можно бы употребить для освященія — и, слѣдовательно, для внушенія уваженія къ тому, что освящается?

И для чего освящается вода? Для малыхъ ли какихъ-либо и обыкновенныхъ цѣлей? Нѣтъ, для самыхъ важныхъ. Во еже, какъ возглашаетъ діаконъ, быти водѣ сей освященія дару, грѣховъ избавленію, во исцѣленіе души и тѣла, къ отгнанію всякаго навѣта видимыхъ и невидимыхъ врагъ, — приводящей насъ въ самую жизнь вѣчную. Можно ли испрашивать большихъ даровъ? И можно ли послѣ того не благоговѣть къ орудію толикихъ даровъ?

Какъ, наконецъ, употребляетъ освященную нынѣ воду сама святая Церковь? — Употребляетъ съ крайнимъ уваженіемъ къ ней, — въ случаяхъ весьма важныхъ; напр. вода сія употребляется при освященіи св. мѵра для таинства мѵропомазанія, — при освященіи для церквей святыхъ антиминсовъ, на коихъ совершается безкровная жертва; сія же вода дается вмѣсто причастія тѣмъ, кои по суду Церкви признаны недостойными приступать къ Святымъ Тайнамъ. Такъ высоко цѣнитъ нынѣшнюю святую воду сама Церковь!

Какъ послѣ сего и намъ надлежало бы приступать нынѣ къ сей водѣ? Не съ вѣрою ли и благоговѣніемъ, какъ къ великой святынѣ? Не съ духомъ ли разума и страха Божія, къ принятію коихъ потому самому, при самомъ началѣ священнодѣйствія, призываетъ всѣхъ и каждаго святая Церковь? Такъ дѣйствительно и приступаютъ къ святой водѣ тѣ, кои понимаютъ, гдѣ находятся и къ чему приступаютъ: они причащаются ей, какъ великой святынѣ, и приготовившись къ тому постомъ и молитвами, хранятъ ее въ самыхъ почетныхъ мѣстахъ своихъ домовъ, вблизи св. иконъ и Креста Христова; употребляютъ ее въ важныхъ случаяхъ, именно во исцѣленіе души и тѣла, во освященіе себя и своей собственности. Но, что сказать о другихъ, каковыхъ большая часть? Какъ назвать то, что бываетъ нынѣ въ храмахъ по освященіи воды? — Можно подумать, что въ храмѣ вдругъ произошелъ пожаръ, или что онъ окруженъ внезапно со всѣхъ сторонъ какимъ-либо ужаснымъ непріятелемъ: такое поднимается волненіе между стоящими во храмѣ, такой шумъ, такое толканіе другъ друга! И такъ поступаютъ не одни малыя, неразумныя дѣти, а юноши, даже отцы и матери, даже старцы!...

Такъ ли воспоминаютъ крещеніе своего Господа? Такъ ли ищутъ освященія души и тѣлу? И для чего все это безчиніе? Чтобы скорѣе другихъ почерпнуть святой воды. — Какъ, будто почерпаемая послѣ менѣе священна! Или, какъ будто для кого-либо не достанетъ ея! — Если бы и не получилъ нынѣ, почерпнешь завтра; освященіе нынѣ и завтра одно и тоже. Но недостатка и нынѣ никогда не было бы, еслибъ мы успѣли дѣлить по надлежащему то, за чѣмъ приходимъ: не являлись за священною водою съ тѣми же сосудами, съ коими, исходятъ на рѣки за водою простою, и не проливали нерѣдко на помостъ храма болѣе того, нежели сколько уносимъ съ собою въ домы. Помыслите сами, прилично ли такое неблагочиніе такому священному мѣсту, такому святому дню, такому святому предмету? Что подумаютъ о насъ іудеи, въ такомъ множествѣ находящіеся въ нашихъ странахъ, узнавъ (да трудно ли узнать?) о такомъ нашемъ поведеніи во храмахъ?

Да прекратится же безпорядокъ! Да войдетъ все въ надлежащіе предѣлы! — Мы освятимъ воду благодатію Святаго Духа; а вы не разсвящайте ея духомъ неразумія и нестроенія. Священнослужители, для соблюденія благочинія, будутъ раздавать вамъ ее, какъ раздаютъ священный хлѣбъ: а вы приходите для принятія въ тишинѣ и порядкѣ, съ кротостію и благоговѣніемъ, довольствуясь малымъ; потому что сила святой воды зависитъ не отъ количества ея, а отъ вѣры, съ коею употребляется. Такимъ образомъ у насъ и въ настоящій день, подобно какъ въ прочіе, все, по завѣщанію Апостола, будетъ происходить благообразно и по чину. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Иннокентія, архіепископа Херсонскаго и Таврическаго. Томъ I. Слова и бесѣды на Рождество Христово. – Слова и бесѣды на праздники Господни. – Слова и бесѣды на воскресные дни. —СПб.: Изданіе Маврикія Осиповича Вольфа, 1872. — С. 261-264.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0