Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

И

Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.)
Слово въ недѣлю 13-ю по Пятидесятницѣ, сказанное въ Вологодскомъ Успенскомъ соборѣ
[1].

Слышали ль вы громъ? видѣли ль молнію? Эта молнія сверкнула здѣсь; этотъ громъ прогремѣлъ въ семъ храмѣ. Ибо не здѣсь ли, не съ сего ли священнаго мѣста возглашено было нынѣ молніеносное слово Апостола: Аще кто не любитъ Господа Іисуса, да будетъ проклятъ (1 Кор. 16, 22)? Чтó же значатъ всѣ громы и молніи противъ единаго проклятія Божія? Молнія и громъ поражаютъ въ одно извѣстное время и одно какое либо мѣсто на землѣ; а проклятіе Божіе, разъ изреченное въ раю, доселѣ всю землю заставляетъ покрываться терніемъ и волчцами. Громъ и молнія могутъ убить тѣло, отнять жизнь временную; а проклятіе Божіе можетъ и душу и тѣло воврещи на вѣки въ геенну огненную. И такъ надобно прилѣжнѣе осмотрѣться, не стоимъ ли мы подъ симъ ужаснымъ громомъ? Не привлекаемъ ли чѣмъ либо на главу свою этой неугасимой молніи? Даже не пораженъ ли ею уже кто либо? Ибо и это можетъ быть, что иной уже пораженъ ею, и не чувствуетъ своего пораженія; подобно тому какъ пораженный громомъ и молніею чувственною, не знаетъ своего положенія; и, если можетъ быть возвращенъ къ жизни, то помощію благотворной руки чужой.

Аще кто не любитъ Господа Іисуса, да будетъ проклятъ!

И такъ довольно одной нелюбви къ Господу Іисусу, чтобы обрушиться на насъ гнѣву небесному. А мы обыкновенно думаемъ, что проклятіе небесное поражаетъ токмо самыхъ послѣднихъ преступниковъ, что для сего надобно быть Каиномъ, Іудою или Аріемъ богохульникомъ. На чемъ основываясь, думаемъ мы такимъ образомъ? На томъ, что Богъ милосердъ, и прочіе люди не такъ худы и злы. Но гдѣ же, въ комъ же болѣе и открылось все милосердіе Божіе, какъ не въ лицѣ единороднаго Сына Его, за насъ на крестѣ умершаго? Если я не люблю сего самаго милосердія, то есть, божественнаго лица Искупителя моего; то что другое остается мнѣ, какъ не судъ, гнѣвъ и казнь? «Мы еще не такъ худы, чтобъ быть предметомъ гнѣва небеснаго». Но гдѣ же, въ комъ же вся наша правда и оправданіе, какъ не въ томъ же лицѣ нашего божественнаго Ходатая? Если я не люблю сію правду въ Его лицѣ, то чтó остается мнѣ какъ не моя собственная неправда, и слѣдовательно гнѣвъ небесный? Если бы лице Спасителя нашего само по себѣ было не такъ любвеобильно; то, можетъ быть, еще было бы сколько нибудь извинительно — не любить Его: но оно именно таково, что, смотря на него, должно сказать: Спаситель нашъ весь любы есть! Какъ же не любить сей любви? И что остается нелюбящему ее, какъ не гнѣвъ и судъ? Посему, если бы Апостолъ и не говорилъ намъ страшнаго слова на тѣхъ, кои не любятъ Господа Іисуса; то собственное наше сердце, Его любящее, должно бы произнести его. Въ такомъ случаѣ одно можетъ быть извиненіе — невѣденіе: а кто знаетъ Господа Іисуса, вѣдаетъ, что Онъ сдѣлалъ и претерпѣлъ за насъ, и не любитъ Его; тотъ не имать вины о грѣсѣ, тотъ явный врагъ всего святаго и потому неминуемо подлежитъ отверженію. Аще кто не любитъ Господа Іисуса, да будетъ проклятъ!

Кто же любитъ и кто не любитъ Господа Іисуса? Вопросъ крайне важный; ибо съ любовію соединено все благословеніе, и слѣдовательно жизнь вѣчная; а съ нелюбовію явное проклятіе, и слѣдовательно смерть вѣчная.

Не любитъ Господа Іисуса тотъ, кто не старается узнать Господа Іисуса, то, что Онъ сдѣлалъ и намѣренъ сдѣлать для насъ, и чего желаетъ и требуетъ отъ насъ. Не любитъ Господа Іисуса тотъ, кто не старается исполнять заповѣди Его, подражать примѣру Его, уподобляться Ему въ своихъ мысляхъ, нравахъ и поступкахъ. Не любитъ Господа Іисуса тотъ, кто не любитъ думать о Немъ, какъ можно чаще, представлять Его жизнь, какъ можно живѣе, поставлять себя въ Его невидимое присутствіе, давать Ему отчетъ въ своемъ поведеніи. Не любитъ Господа Іисуса тотъ, кто не любитъ слóва Его, оставленнаго намъ въ Евангеліи, не любитъ Церкви, Имъ учрежденной, не любитъ таинствъ, Имъ преподанныхъ. Не любитъ Господа Іисуса, кто холоденъ къ Его славѣ, не старается распространять познанія о Немъ, не защищаетъ имени Его, не стоитъ за святость Его Евангелія. Не любитъ Господа Іисуса, кто не хочетъ лишиться за Него благъ временныхъ, претерпѣть поношенія и гоненія отъ міра. Не любитъ Господа Іисуса, кто не ожидаетъ Его славнаго пришествія, не водится обѣтованіями, Имъ данными, не приноситъ имъ въ жертву суетныхъ надеждъ мірскихъ.

Сами видите братія, что я беру черты любви самыя обыкновенныя, и такъ сказать неизбѣжныя, такія свойства и признаки, безъ коихъ и земная любовь была бы недостойна своего имени. Но когда совокупить и сіи немногія черты въ единъ образъ, и приложить его къ намъ; то много ли найдется любящихъ Господа Іисуса? Значитъ, мы едва не всѣ стоимъ подъ страшнымъ словомъ Апостола Христова! Стоимъ и не думаемъ о своей опасности! Думаемъ напротивъ, что мы совершенно безопасны, и по чему? Потому что носимъ имя христіанъ, принадлежимъ къ Церкви Христовой, исполняемъ нѣкоторые обряды ея, то есть, потому именно надѣемся и почитаемъ себя безопасными, почемубъ надобно было страшиться и трепетать!..

Да пробудется же вниманіе тѣхъ, кои способны еще пробудиться отъ сна и безпечности духовной! — Не напрасно слово Апостола поразило среди настоящаго служенія мысль мою, и повелительно заставило меня отверсть уста на повтореніе его въ слухъ вамъ: ибо я не хотѣлъ нынѣ бесѣдовать съ вами. Можетъ быть, между нами есть именно такія души, для коихъ нужно было такое пробужденіе. И для кого же оно не нужно? Кто похвалится имѣть такую любовь ко Господу Іисусу, какую должно имѣть, какую Онъ заслужилъ отъ насъ? И такъ, всѣ со страхомъ пріимемъ слово Апостола; и возвратившись въ домы, размыслимъ: не падаетъ ли оно всею тяжестію своею и на насъ? Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Преосвященнымъ Иннокентіемъ, епископомъ Харьковскимъ и Ахтырскимъ.

Источникъ: Иннокентій, епископъ Харьковскій и Ахтырскій. Слово въ недѣлю 13, сказанное въ Вологодскомъ Успенскомъ соборѣ. // «Воскресное чтенiе». Журналъ, издаваемый при Кіевской Духовной Академiи. Годъ VII.— Кіевъ: Въ типографiи Кіево-Печерской Лавры, 1843. — № 21. — С. 192-193.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0