Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

И

Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.)
Рѣчь, произнесенная 2-го іюля 1856 года, при освященіи города Севастополя по остаставленіи его непріятелями, послѣ молебствія по сему случаю на соборной площади.

Пророкъ изведенъ былъ нѣкогда въ дусѣ рукою Господнею на поле: — и се оно полно костей человѣческихъ (Іез. 37, 1)! Таже всемогущая десница, какбы для бóльшаго указанія видимаго, обвела его окрестъ всего поля и костей: — и се многи зѣло и сухи зѣло! Когда, пораженный ужаснымъ образомъ смерти и запустѣнія, Пророкъ недоумѣвалъ, чтó значитъ видѣніе и какая участь ожидаетъ видѣнныя имъ кости: то услышалъ свыше гласъ, повелѣвающій вступить въ бесѣду съ ними и возвѣстить имъ тайну предстоящаго пакибытія: сыне человѣчь, прорцы на кости сія и речеши имъ: кости сухія, слышите слово Господне! Сія глаголетъ Адонаи Господь: се Азъ введу въ васъ духъ животенъ и дамъ на васъ жилы, и возведу на васъ плоть, и простру по васъ кожу, и дамъ духъ Мой въ васъ, и оживете и увѣсте, яко Азъ есмь Господь! Еще Пророкъ не кончилъ своего пророчества, какъ бысть снова гласъ и трусъ, и совокупляхуся кость къ кости, каждая къ составу своему, и быша имъ жилы, и плоть растяше, и восхождаше кожа верху, только духа не бяше въ нихъ. Для сего послѣдняго надлежало потомъ Пророку, по повелѣнію Божію, воззвать еще къ духу отъ четырехъ вѣтровъ, и онъ воззвалъ: пріиди душе и дуни на мертвыя сія, и оживутъ! И пришелъ духъ жизни въ кости, и ожиша, и сташа на ногахъ своихъ соборъ многъ зѣло

Символическое видѣніе сіе означало будущее изведеніе изъ плѣна народа іудейскаго, который въ это время, по слабости и безнадежію своему, подобенъ былъ мертвымъ костямъ.

И предъ нами, братія мои, теперь уже не городъ, а обширное поле съ костями и развалинами: — и се, какъ видите сами, многи зѣло и сухи зѣло! Но, какъ ни безжизненны и сухи кости павшихъ здѣсь защитниковъ отечества, мы — благодареніе Евангелію Христову — не имѣемъ уже никакой нужды дѣлать вопроса, слышаннаго Пророкомъ: оживутъ ли кости сія? Оживутъ въ свое время, оживутъ непремѣнно: ибо грядетъ часъ, егда вси, сущіи во гробѣхъ, услышатъ гласъ Сына Божія, и услышавше оживутъ (Іоан. 5, 28).

Тогда на святѣй горѣ Сіонской явятся въ ризахъ бѣлыхъ (Апок. 7, 13), какъ побѣдители смерти силою креста Христова, и наши мужественные защитники, коихъ костями усѣяны теперь всѣ окрестности града сего, — явятся и пріимутъ сторицею мзду за свое самоотверженіе: ибо, по словамъ Спасителя, нѣть больше любви, да кто душу свою положитъ за други своя, какъ сдѣлано ими. Сія мысль или, лучше сказать, сія вѣра и святая истина утѣшаютъ теперь насъ, кои иначе не могли бы воззрѣть безъ горькихъ слезъ на это ужасное поле костей человѣческихъ: онѣ же да служатъ въ утѣшеніе и всѣмъ тѣмъ, коихъ присные и други пожаты здѣсь рукою смерти. Мнѣ кажется, я слышу, какъ говорятъ они ко мнѣ теперь изъ могилъ своихъ: «служитель Бога, обладающаго живыми и мертвыми, возвѣсти и скажи сродникамъ и друзьямъ нашимъ на земли, чтобы они не сѣтовали о насъ безотрадно, а молились усердно: мы живы — жизнію лучшею, чѣмъ на земли, и увидимся съ ними нѣкогда. Скажи, что мы окрестились, въ очищеніе грѣховъ и недостатковъ нашихъ, собственною кровію своею; да крестятся для того же и они своими слезами, дабы и имъ и намъ совокупиться нѣкогда на вѣки въ свѣтлыхъ обителяхъ Отца небеснаго».

Чтó сказать симъ развалинамъ? Тутъ невольно вопросишь: оживутъ ли кости сія? Поднимутся ли изъ праха эти, такъ ужасающія самымъ видомъ своимъ, развалины?.. Но, къ утѣшенію нашему, мы можемъ и на сей вопросъ отвѣчать утвердительно. Почему можемъ? Уже потому, что рука Господня, отличившая мѣсто сіе на всемъ земномъ шарѣ такимъ рѣдкимъ удобствомъ пристанища воднаго, не могла предназначить града сего къ столь непродолжительному существованію, какъ было его. Можемъ и по тому соображенію, что Россія, возлюбленное отечество наше, не подвиглась бы съ такимъ единодушіемъ изъ края въ край на защиту такого мѣста, которое впослѣдствіи не было бы нужно для ея благосостоянія; можемъ, наконецъ, потому, что Августѣйшій Монархъ, Коего сердце въ руцѣ Божіей, изрекъ уже касательно судьбы града сего Свое державное: да будетъ!

Итакъ, кости сухія — развалины мертвыя, слышите и вы слово Господне! И вамъ предстоитъ возстать изъ праха, въ который повергла васъ сокрушительная рука брани. И къ вамъ, какъ на поле, видѣнное Пророкомъ, пріидетъ оживляющій духъ отъ четырехъ вѣтровъ, то есть, отъ востока и запада, отъ сѣвера и юга. Какъ многіе народы должны были совокупиться на раззореніе ваше: такъ еще множайшіе возъимѣютъ участіе въ возсозданіи вашемъ, принося вамъ для сего, посредствомъ купли и продажи, обильную дань отъ избытковъ, даже отъ самыхъ нуждъ и недостатковъ своихъ. Да, братія мои, Севастополю, за его терпѣніе и безпримѣрный подвигъ, предлежитъ не одна слава: онъ прославился уже на весь свѣтъ ужаснымъ громомъ брани, но долженъ прославиться еще всюду и благословенными плодами мира.

Одно при семъ желаніе и едина молитва ко Господу, чтобы новый, имѣющій пріити отъ четырехъ вѣтровъ и оживить сіи развалины духъ былъ не духомъ міра, который, и созидая что либо, постоянно носитъ въ себѣ сѣмена разрушенія для созидаемаго, а духомъ Божіимъ, чистымъ и святымъ, который, среди самаго разрушенія, попускаемаго имъ иногда за грѣхи человѣческіе, всегда полагаетъ основаніе къ будущему возсозданію разрушаемаго.

Но это, послѣ милости Божіей, будетъ зависѣть и отъ тебя, возсозидаемый теперь градъ! Ибо самъ Господь таковъ къ намъ, каковы мы къ Нему: любитъ и благословляетъ любящихъ Его, казнитъ и отребляетъ не исполняющихъ заповѣдей Его. Посему, воздыхая о скорѣйшемъ исправленіи развалинъ вещественныхъ, первѣе всего потщимся исправить развалины душевныя. Тогда никакое зло и разрушеніе не приближится къ тебѣ; тогда будетъ, аки рѣка, миръ твой и, аки море, благоденствіе твое; тогда богатство близкихъ и дальнихъ странъ пріидетъ къ тебѣ, и сама слава Господня возсіяетъ на тебѣ.

Съ сими благожеланіями и совѣтами снова осѣняемъ всѣ стогны и концы твои, Севастополь, животворящимъ крестомъ Господнимъ, и снова воскропляемъ на развалины твои воду живу и оживляющую! Да рекутъ при семъ, въ духѣ вѣры и молитвы, вси людіе: буди, буди! Аминь.

Источникъ: Рѣчь, произнесенная Высокопреосвященнымъ Иннокентіемъ, Архіепископомъ Херсонскимъ и Таврическимъ, 2-го іюля 1856 года, при освященіи города Севастополя по остаставленіи его непріятелями, послѣ молебствія по сему случаю на соборной площади. // Христiанское чтенiе, издаваемое при С.-Петербургской Духовной Академiи. — СПб.: Въ Типографiи Королева и Комп., 1856. — Часть II. — С. 161-165.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0