Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

И

Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.)
«Уразумѣй время посѣщенія твоего!»

И яко приближися, видѣвъ градъ, плакася о немъ (Лук. 19, 41).

О какомъ это градѣ въ такой радостный день плачетъ возлюбленный Спаситель нашъ? О Тирѣ, Сидонѣ, Египтѣ, Вавилонѣ? То есть, о какомъ-либо изъ градовъ, невѣдавшихъ Бога истиннаго, и потому гибнувшихъ въ безднѣ разврата и нечестія? — Нѣтъ, Воскреситель Лазаря плачетъ надъ тѣмъ градомъ, который изъ всѣхъ градовъ земныхъ избранъ Самимъ Богомъ въ особенное жилище Себѣ, къ коему послано было столько Пророковъ, гдѣ возвышался единственный въ цѣломъ мірѣ храмъ Бога живаго, — плачетъ о томъ градѣ, среди коего имѣла теперь совершиться на Голгоѳѣ тайна всемірнаго искупленія, дабы потомъ изъ него же быть провозглашенною въ слухъ и спасеніе всего міра!.. — И въ какой день льются надъ Іерусалимомъ сіи горькія слезы изъ очей Господа? — Въ тотъ день, когда едва не весь градъ исходитъ въ срѣтеніе Ему; когда стелютъ по пути предъ Нимъ не только вѣтви, но и ризы своя; когда торжественно провозглашаютъ Его Сыномъ Давидовымъ, отъ души и сердца поютъ Ему осанна въ вышнихъ, и пріемлютъ Его такъ, какъ никогда не принимали ни единаго изъ владыкъ своихъ!

Что убо извлекаетъ изъ очей Господа въ такой день слезы о Іерусалимѣ? — Неразуміе и нераскаянность его жителей. Настоящій день былъ для нихъ днемъ особеннаго посѣщенія Божія, днемъ рѣшительнаго испытанія на жизнь или смерть; а они, въ ослѣпленіи ума и сердца, помраченнаго страстями, не видятъ всей важности сего посѣщенія; несмотря на внѣшніе знаки усердія Сыну Маріи, являются неспособными къ принятію отъ Него Царствія Небеснаго, которое Онъ, вмѣстѣ съ Собою, свелъ на землю; совершенно близки къ тому, чтобы рѣшительно отвергнуть Его и въ Немъ свое спасеніе. И яко приближися, видѣвъ градъ, плакася о немъ, и рече: аще бы разумѣлъ еси время посѣщенія твоего; обаче сокрыся отъ очію твоею! Вотъ что исторгаетъ у Господа слезы, и превращаетъ для Него день всеобщей радости въ день скорби и сѣтованія.

Чтобы еще болѣе уразумѣть силу сихъ слезъ Спасителя надъ Іерусалимомъ, припомнимъ, что Ему оставалось пробыть на землѣ токмо нѣсколько дней, и что, несмотря на трехлѣтнее странствіе Его по землѣ іудейской, на неоднократное посѣщеніе Іерусалима, на множество бесѣдъ, въ немъ произнесенныхъ, на множество чудесъ, тамъ совершенныхъ, Іерусалимъ еще доселѣ ни разу не обнаружилъ рѣшительно мнѣнія своего о Немъ. Настоящій входъ въ Іерусалимъ, сообразно пророчеству, долженствовалъ служить для сей цѣли; нынѣ должно было рѣшиться — будетъ ли новый Пророкъ и Учитель принятъ за то, чѣмъ Онъ былъ дѣйствительно, то есть, за обѣтованнаго Мессію и Сына Божія, или будетъ не узнанъ и отвергнутъ. Слѣдствія того и другого были неисчислимы для Іерусалима и всего народа іудейскаго. Мессія, принятый съ вѣрою и любовію, имѣлъ облагодѣтельствовать сей народъ во времени и въ вѣчности; Мессія — отвергнутый, велъ за собою отверженіе для него во времени и въ вѣчности. Чтобы предохранить Іерусалимъ отъ сего несчастія, для сего въ настояшій день, яко день послѣдняго и рѣшительнаго опыта, сдѣлано было все, что можно. Къ довершенію прежнихъ чудесъ, сотворено новое, величайшее чудо — вызванъ изъ гроба четверодневный мертвецъ. При самомъ входѣ въ Іерусалимъ, не забыто даже и то обстоятельство, что обѣтованному Мессіи, сообразно предреченію Пророка, надлежало явиться предъ Іерусалимомъ, — между прочимъ, — въ видѣ кроткаго Царя, сѣдящаго на жребяти ослѣ.

И дщерь Сіоня, повидимому, возбудилась отъ своего нечувствія: толпы народа, одна другой многочисленнѣе, текутъ на встрѣчу Воскресителя Лазарева; клики, одни другихъ громче, несутся со всѣхъ сторонъ въ честь Его. Но все это только слѣдствіе минутнаго, невольнаго восторга; подъ всѣми этими знаками скоропреходящаго усердія сокрывается привычная холодность душъ и сердецъ. Толпы разсѣются такъ же скоро, какъ образовались; клики замолкнутъ, — и Сынъ Давидовъ останется паки съ одними учениками Своими! — Мало сего: изъ сихъ же людей, кои оказываютъ теперь столько знаковъ усердія къ Іисусу, не одинъ явится чрезъ нѣсколько дней у преторіи Пилата съ дикимъ воплемъ: распни, распни Его!

Спаситель провидитъ все это; предъ Нимъ совершенно открыто какъ тайное невѣріе и жестокосердіе Іудеевъ, такъ и его ужасныя послѣдствія для сего народа, — и любвеобильное сердце Его исполняется скорбію до того, что самая всеобщая радость вокругъ Его не можетъ остановить слезъ Его: и видѣвъ градъ, плакася о немъ, и рече: аще бы разумѣлъ еси время посѣщенія твоего! Если бы ты понялъ и уразумѣлъ, чтó значитъ и какъ важенъ для тебя день настоящій, — что теперь, то есть, единожды и навсегда должна рѣшиться судьба твоя! Обаче сокрыся отъ очію твоею: — но ты смежилъ очи, чтобы не видѣть чудесъ и знаменій, для тебя въ такомъ числѣ совершенныхъ; — закрылъ слухъ, чтобы не слышать истины, столько разъ тебѣ возвѣщенной; — и долженъ будешь посему пожать горькіе плоды твоего ослѣпленія и упорства: яко пріидутъ дніе на тя, и обложатъ врази твои острогъ о тебѣ, и обыдутъ тя, и обымутъ тя отвсюду. И разбіютъ тя, и чада твоя въ тебѣ: и не оставятъ камень на камени въ тебѣ: понеже не разумѣлъ еси времене посѣщенія твоего (Лук 19, 43-44).

Что было, братіе мои, въ нынѣшній день съ Іерусалимомъ, подобное тому бываетъ и со всякимъ изъ насъ. Каждая душа должна для спасенія своего принять внутрь себя Спасителя человѣковъ, должна усвоиться Ему вѣрою и любовію въ удѣлъ вѣчный, соединиться съ Нимъ въ духѣ и блаженствовать, или отвергнуть Его, подобно Іерусалиму, — остаться въ состояніи грѣха и отчужденіи отъ жизни вѣчной. Для того, чтобы душа грѣшная познала Спасителя своего, обратилась къ Нему съ вѣрою и предалась Ему всецѣло, — для сего Промыслъ Божій постоянно употребляетъ множество средствъ, равно дѣйствующихъ на всѣхъ и каждаго. Но кромѣ сего бываютъ въ жизни человѣка, какъ теперь съ Іерусалимомъ, дни особенныхъ посѣщеній Божіихъ, — когда зовъ къ покаянію становится громче и прямо звучитъ въ уши грѣшника; когда благодать спасенія предстаетъ ему, такъ сказать, лицемъ къ лицу, и какъ бы говоритъ: одно изъ двухъ: или покаяніе и милость, или нераскаяніе и погибель! Въ это время посѣщенія свыше, душа грѣшная сама, подобно какъ нынѣ жители Іерусалима, чувствуетъ важность происходящаго съ нею, и съ радостію исходитъ во срѣтеніе грядущему Господу, то есть, начинаетъ изъявлять желаніе познать путь истины, воспламеняется чувствомъ добра, доходитъ даже, повидимому, до святаго восторга, въ коемъ готова бываетъ не только рѣзать вѣтви, но и постилать ризы своя, то есть, отказаться отъ того, что есть самаго близкаго и драгоцѣннаго. Благо той душѣ, которая, взыскавъ такимъ образомъ Господа, или паче будучи взыскана Имъ, не ограничиваетъ своего обращенія къ Нему однимъ внѣшнимъ и скоропреходящимъ выраженіемъ любви и усердія, — чтобы совершить, напримѣръ, какое-либо дѣло внѣшней набожности, или помочь въ чемъ-либо ближнему, — а предавшись Ему, яко вѣчному Царю и Господу, начинаетъ все прочее время жизни ходить по стопамъ Его, и исполнять святую волю Его! — Господь пріемлетъ таковую душу подъ Свой покровъ и въ особенное содружество съ Собою, содѣлывается для нея Наставникомъ и Пастыремъ, Питателемъ и Хранителемъ, Врачемъ и Утѣшителемъ, и не оставляетъ ея ни въ какомъ случаѣ, доколѣ, очистивъ, укрѣпивъ, освятивъ и усовершивъ, не введетъ ее въ свѣтлый чертогъ Свой. Но, горе душѣ, которая, подобно Іерусалиму, не уразумѣвъ дня посѣщенія своего, удовлетворяется одною внѣшностію обращенія ко Господу, ее взыскующему, и не показываетъ достойныхъ плодовъ обращенія! Слѣдствіемъ сего непостоянства и сей невѣрности бываетъ потомъ еще большій мракъ въ умѣ, тягчайшее ожесточеніе въ сердцѣ, глубочайшее ниспаденіе въ чувственность, совершенное забвеніе Бога и совѣсти, съ конечнымъ оскудѣніемъ благодати Божіей, безъ коей человѣкъ есть сынъ гнѣва и погибели.

Какіе эти дни посѣщенія? Когда и какъ они бываютъ? — Трудно дать на все сіе отвѣты, совершенно опредѣленные: ибо, во-первыхъ, каждый человѣкъ ведется отъ Промысла Божія по своему пути; съ другой стороны, у благодати Божіей все можетъ служить средствомъ къ возбужденію насъ отъ сна грѣховнаго. Довольно посему примѣтить, что душа въ это время посѣщенія сама чувствуетъ необыкновенность своего положенія, видитъ себя между небомъ и адомъ, какъ бы на срединѣ; слышитъ гласъ, повелѣвающій оставить путь беззаконія; и готова бываетъ на все, чего требуетъ вѣра и совѣсть.

Если бы впрочемъ необходимо было въ руководство кому-либо сдѣлать нѣсколько указаній частныхъ, то мы, не обинуяся, можемъ сказать, что къ числу таковыхъ дней посѣщенія Божія грѣшнику принадлежитъ, во-первыхъ, день исповѣди и причащенія Святыхъ Таинъ. Въ исповѣди мы каждый разъ предстаемъ, еще до смерти нашей, на судъ Самого Бога и слышимъ изъ устъ алтаря такой приговоръ, коимъ рѣшается наша судьба, и коего сила признается и утверждается на небѣ. Какой посему важный и священный часъ для насъ есть часъ нашей исповѣди! — А въ таинствѣ причащенія каждый разъ является предъ насъ, подъ видомъ хлѣба и вина, Само Ипостасное Слово, входитъ внутрь насъ и соединяется съ нами для нашего освященія. Можно ли имѣть большій знакъ благодати и близости къ намъ Спасителя, и, слѣдовательно, можно ли желать лучшей минуты для перемѣны своей жизни?

Къ днямъ особеннаго посѣщенія Божія должно отнести тяжкія болѣзни, когда грѣшникъ, низшедшій до вратъ смерти, а для него тоже, что до вратъ адовыхъ, можно сказать, уже собственными очами видитъ пропасть адскую, которая ожидаетъ его за его грѣхи и нераскаянность. Возставъ съ одра таковой болѣзни, многіе совершенно измѣняютъ свою жизнь, обращаются къ Богу и Церкви, становятся истинными христіанами; а иные, увы, и обѣщавъ Господу свое исправленіе, возвращаются потомъ вспять и погрязаютъ еще въ большемъ плотоугодіи и нечестіи.

За дни особеннаго посѣщенія Божія должно почесть и другіе случаи, въ коихъ подвергаются очевидной опасности или наша жизнь, или честь, или имущество, подвергаются до того, что мы теряемъ надежду на спасеніе: Въ такомъ случаѣ самые чувственные и закоренѣлые грѣшники обращаются съ молитвою къ Богу, произносятъ обѣты покаянія; — и Промыслъ нерѣдко отклоняетъ опасность, притомъ такъ, что самъ спасенный чувствуетъ это и признаетъ надъ собою перстъ Божій. Но увы, это чувство, это признаніе не всегда производятъ надъ грѣшникомъ то спасительное дѣйствіе, котораго ожидать надлежало, такъ что, съ продолженіемъ времени, многіе забываютъ и опасность, и обѣты свои, и устремляются къ прежнимъ грѣхамъ и беззаконіямъ!

Днемъ особеннаго посѣщенія Божія бываетъ также кончина, особенно внезапная, людей, съ коими, тѣмъ или другимъ образомъ, тѣсно связано было самое бытіе наше. Тутъ, срѣтившись съ смертію, видя раскрытую могилу брата или друга, супруги или дочери, опять самый закоснѣлый грѣшникъ чувствуетъ въ себѣ пробужденіе совѣсти, сознаетъ, что всуе думаетъ онъ обрѣсти и утвердить счастіе свое на землѣ, что надобно готовиться къ міру другому. Все это оканчивается у нѣкоторыхъ твердою рѣшимостію на совершенную перемѣну своихъ нравовъ и поведенія.

На особенно радостныя событія въ жизни такъ же должно указать, какъ на дни особенныхъ посѣщеній благодати. Когда сердце распространяется отъ радости, то взоръ невольно подъемлется горѣ — къ небу: исполненный самодовольства, человѣкъ чувствуетъ вокругъ себя какъ бы нѣкое вѣяніе духа благодати и щедротъ, а совѣсть, болѣе или менѣе внятно, но всегда напоминаетъ при семъ человѣку о необходимости быть добрымъ, дабы сохранить милость Божію.

Во всѣхъ сихъ и подобныхъ случаяхъ со всею справедливостію можно обратить къ грѣшнику слова Спасителя къ Іерусалиму: о, если бы уразумѣлъ ты время посѣщенія твоего!

Ты, который, несмотря на множество грѣховъ и на всю нечистоту предшествовавшей жизни твоей, удостоился вчера причащенія Тѣла и Крови Господней, если бы уразумѣлъ ты силу сего таинства и великость снисхожденія Божія, тебѣ при семъ оказаннаго! Ты увидѣлъ бы тогда, что это самый лучшій случай измѣнить свою жизнь, прервать преступную связь, тебя гнетущую, примириться съ братомъ, на тебя враждующимъ, прекратить мотовство и роскошь безумную, престать кривить вѣсами истины и правды. Господь, преподавшій тебѣ Тѣло и Кровь Свою, явно хочетъ усвоить тебя Себѣ и быть съ тобою едино: у Него ли не достанетъ силъ на освобожденіе тебя изъ плѣна грѣховнаго, на уврачеваніе твоихъ язвъ душевныхъ? Итакъ, возстань, укрѣпись, поражай силою благодати зло, въ тебѣ живущее; — и ты престанешь быть рабомъ страстей и жертвою врага Божія!

Возставшій съ одра тяжкой болѣзни и начинающій жить какъ бы снова, если бы ты уразумѣлъ время прошедшаго посѣщенія твоего! Ты увидѣлъ бы, что теперь именно подобаетъ начать жизнь снова не тѣломъ токмо, а и духомъ, что самая лютость прошедшей болѣзни уже освободила тебя отъ большей части узъ, коими ты былъ привязанъ къ міру, и коими врагъ влекъ тебя во адъ. Не оставляй же души и совѣсти въ недугѣ смертельномъ, когда выздоровѣло тѣло! Да будешь здравъ и цѣлъ весь, а не въ половину!

Плачущій надъ могилой супруги или сына, и среди скорби предающійся безплодному ропоту и отчаянію, о, если бы ты уразумѣлъ время посѣщенія твоего! Тогда не напрасно разверзались бы предъ тобою врата вѣчности, въ кои пошло лицо, тобою любимое; ты узрѣлъ бы въ нихъ жизнь вѣчную, и для тебя тамъ уготованную, престалъ бы гоняться за суетою и тлѣніемъ, и жертвовать для нихъ всѣмъ. Вмѣсто того, чтобы влечь безплоднымъ сожалѣніемъ душъ отшедшихъ вспять, въ эту юдоль лишенія и слезъ, — ты самъ устремился бы духомъ въ слѣдъ ихъ, и въ семъ сладкомъ стремленіи давно нашелъ бы успокоеніе своему растерзанному сердцу.

Радующійся о внезапно посѣтившемъ тебя счастіи и не помнящій себя отъ избытка веселія душевнаго, если бы и ты уразумѣлъ время посѣщенія твоего! Ты бы увидѣлъ, что радость земная сама для полноты своея требуетъ мира съ Богомъ и совѣстію, что съ умноженіемъ твоего благосостоянія умножилось для тебя число средствъ къ дѣланію добра безъ всякаго труда для тебя, и что ты ничего лучшаго не можешь сдѣлать въ эту минуту, какъ дать обѣтъ быть вѣрнымъ Господу, тебѣ благодѣющему.

И еще не мало можно бы сдѣлать подобныхъ воззваній, ибо въ десницѣ Промысла, какъ мы замѣтили, всѣ событія нашей жизни, и каждое изъ нихъ направляется къ нашему спасенію. Но изъ указанныхъ случаевъ, если не всѣ, то вѣрно не одинъ придется на долю каждаго изъ насъ. Да обратитъ же каждый вниманіе на себя и на то, что происходило съ нимъ въ его жизни; да приложитъ къ себѣ и слезы и слова Спасителя къ Іерусалиму и да научится не пренебрегать днями посѣщенія Божія, памятуя, что въ противномъ случаѣ и каждаго изъ насъ ожидаетъ за нераскаянность то же самое, что послѣдовало съ Іерусалимомъ невѣрнымъ, то есть, онъ будетъ оставленъ благодатію Божіею и преданъ на жертву собственныхъ страстей.

Да сохранитъ насъ Господь отъ сего ужаснаго бѣдствія! Аминь.

Источникъ:. Иннокентій, архіепископъ Херсонскій. Уразумѣй время посѣщенія твоего. // Входъ Господень во Іерусалимъ. Служба въ недѣлю Ваій съ приложеніемъ избранныхъ статей, объяснительныхъ примѣчаній и нотныхъ пѣснопѣній. — Джорданвиллъ: Типографія преп. Іова Почаевскаго, 1985. — С. 54-61.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0