Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

И

Свт. Игнатій, еп. Кавказскій и Черноморскій († 1867 г.)
Поученіе въ тридесятую недѣлю.
О спасеніи и совершенствѣ.

Аще хощеши внити въ животъ, соблюди заповѣди (Матѳ. 19, 17; Лук. 18, 19), сказалъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ нѣкоторому юношѣ, который, какъ мы слышали въ сегодня чтенномъ Евангеліи, вопросилъ Господа: Учителю благій, что сотворивъ, животъ вѣчный наслѣдствую (Лук. 18, 18)? — то есть, что мнѣ дѣлать доброе, чтобъ спастись? Когда вопросившій снова вопросилъ: какія бы то были заповѣди? — Господь указалъ ему, какъ іудею, вѣровавшему въ истиннаго Бога, на заповѣди Божіи по отношенію къ ближнему. Юноша отвѣчалъ, что онъ сохранилъ всѣ эти заповѣди, и за тѣмъ снова вопрошаетъ: что есмь еще не докончалъ — чего еще недостаетъ мнѣ? Господь сказалъ: аще хощеши совершенъ быти, иди, продаждь имѣніе твое, и даждь нищимъ: и имѣти имаши сокровище на небеси: и гряди въ слѣдъ Мене, вземъ крестъ (Матѳ. 19, 20-21; Лук. 18, 22).

Изъ отвѣтовъ Господа юношѣ мы научаемся, что два блаженныя состоянія уготованы Господомъ для вѣрующихъ въ Него: состояніе спасенія и состояніе христіанскаго совершенства [1]. Изъ этихъ же отвѣтовъ Господа со всею ясностію усматривается, что блаженное состояніе спасенія доступно для всѣхъ вообще христіанъ; но совершенство могутъ получить только тѣ христіане, которые единовременно раздадутъ имѣніе свое нищимъ, и, отрѣшившись отъ всѣхъ связей съ міромъ, послѣдуютъ Христу, взявши крестъ, т. е. подвергшись съ усердіемъ и любовію всѣмъ лишеніямъ, всѣмъ безчестіямъ и бѣдствіямъ, которыя имъ будутъ попущены, какъ подобаетъ истиннымъ удамъ Христовымъ, отвергши всѣ оправданія, представляемыя плотскимъ мудрованіемъ, враждебнымъ Христу, враждебнымъ крестоношенію.

Братія! во-первыхъ, разсмотримъ, въ чемъ заключаются условія спасенія, такъ какъ полученіе спасенія вожделѣнно всѣмъ христіанамъ и доступно всѣмъ христіанамъ. Выше мы упомянули, что Господь преподалъ всесвятое ученіе Свое іудею, вѣровавшему въ истиннаго Бога, почему исчислилъ только заповѣди по отношенію къ ближнимъ, не упомянувъ о вѣрѣ, о которой говорилъ Господь при другихъ случаяхъ. Необходимо для желающаго спастись вѣровать въ Бога, Создателя и Искупителя. Се есть животъ вѣчный, сказалъ Спаситель нашъ, да знаютъ Тебе, единаго истиннаго Бога, и Его же послалъ еси Іисусъ Христа (Іоан. 17, 3). Вѣруяй въ Сына (Божія) имать животъ вѣчный: и иже не вѣруеть въ Сына, не узритъ живота, т. е. не получитъ спасенія, но гнѣвъ Божій пребываетъ на немъ (Іоан. 3, 36). Необходимо для желающаго спастись — принадлежать Православной Церкви, единой истинной Церкви, и повиноваться ея установленіямъ. Преслушающаго Церковь Господь уподобилъ язычнику, чуждому Бога (Матѳ. 18, 17). Каждый изъ насъ, произнося Символъ Вѣры, исповѣдуетъ, что онъ вѣруетъ во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, исповѣдуетъ, слѣдовательно, что, кромѣ этой Единой Церкви, нѣтъ другой Церкви, тѣмъ болѣе нѣтъ другихъ Церквей, хотя бы разныя общества человѣческія и присвоивали себѣ наименованіе Церкви. — Необходимо для желающаго спастись быть крещеннымъ въ нѣдрѣ Православной Церкви во имя Отца и Сына и Святаго Духа, какъ сказалъ Самъ Господь: Иже вѣру иметъ и крестится, спасенъ будетъ: а иже не иметъ вѣры, осужденъ будетъ (Марк. 16, 16). Надо замѣтить, что на греческомъ языкѣ, на которомъ Апостолами написанъ весь Новый Завѣтъ [2], слово крещеніе (βάπτισμα) въ точномъ смыслѣ значитъ погруженіе. Вездѣ, гдѣ въ Новомъ Завѣтѣ употреблены слова крещеніе, крестить, крестился, крещенъ, надо понимать погруженіе, погружать, погрузился, погруженъ. По этой причинѣ погруженіе въ водѣ сосудовъ, какъ обыкновенно моется посуда, названо въ Евангеліи: крещеніемъ сосудовъ (Марк. 7, 8). Во всей вселенной святое таинство Крещенія совершалось посредствомъ погруженія въ теченіи двѣнадцати столѣтій по Рождествѣ Христовомъ; съ двѣнадцатаго столѣтія на Западѣ начали употреблять обливаніе вмѣсто погруженія; впослѣдствіи въ нѣкоторыхъ западныхъ обществахъ замѣнили обливаніе кропленіемъ. — Необходимо для желающаго спастись раскаяніе въ своихъ согрѣшеніяхъ и очищеніе ихъ исповѣдію, какъ свидѣтельствуетъ Священное Писаніе: Аще речемъ, яко грѣха не имамы, себе прельщаемъ, и истины нѣсть въ насъ. Аще исповѣдаемъ грѣхи наша, вѣренъ есть и праведенъ, да оставитъ намъ грѣхи наша и очиститъ насъ отъ всякія неправды (1 Іоан. 1, 8-9). Таинствомъ Покаянія поддерживается и возобновляется чистота, пріобрѣтенная при Крещеніи, поддерживается и возобновляется наше единеніе со Христомъ, дарованное намъ святымъ Крещеніемъ. Вторымъ крещеніемъ крещаешися по таинству христіанскому, говоритъ, по повелѣнію святой Церкви, совершающій таинство Покаянія іерей кающемуся предъ нимъ христіанину. Таинство Покаянія измѣнено на Западѣ, а протестантами отвергнуто. — Необходимо для желающаго спастись пріобщаться святыхъ Христовыхъ Таинъ, всесвятаго Тѣла Христова и всесвятой крови Христовой. Аминь, аминь, сказалъ Господь, аще не снѣсте плоти Сына Человѣческаго, ни піете крови Его, живота не имате въ себѣ. Ядый Мою плоть, и піяй Мою кровь имать животъ вѣчный (Іоан. 6, 54-55). Великое таинство пресуществленія хлѣба и вина въ тѣло и кровь Христовы совершается чрезъ призываніе и наитіе Святаго Духа при предшедствующихъ и послѣдствующихъ молитвахъ, которыя въ совокупности составляютъ Божественную Литургію. Безъ Божественной Литургіи, совершенной православнымъ архіереемъ или іереемъ, не можетъ послѣдовать пресуществленія въ тѣло Христово предложеннаго хлѣба, а въ кровь Христову предложеннаго вина. Всѣ древнія Литургіи Вселенной въ существенныхъ частяхъ совершенно схожи между собою: во всѣхъ для пресуществленія призывается Святый Духъ, и благословляются священнослужащимъ предложенные образы, т. е. предуготовленные хлѣбъ и вино. Въ позднѣйшія времена изъ римской Литургіи исключено призываніе Святаго Духа, а протестанты вовсе отвергли Литургію. — Итакъ для желающихъ спастись, во-первыхъ, необходимо, чтобъ онъ правильно вѣровалъ въ Бога, принадлежалъ Православной Церкви, въ нѣдрѣ ея былъ крещенъ, мѵропомазанъ, очищался отъ грѣховъ покаяніемъ, пріобщался святыхъ Христовыхъ Таинъ: во-вторыхъ, для него необходимо, какъ сказалъ Господь юношѣ, соблюденіе заповѣдей Божіихъ. Господь указалъ сперва на заповѣди, которыми воспрещаются грубые, смертные грѣхи. Онъ повторилъ уже сказанное древнему Израилю Моисеемъ: не убіеши, не прелюбы сотвориши, не украдеши, не лжесвидѣтельствуеши; потомъ повелѣлъ почитать отца и матерь; наконецъ заповѣдалъ любить ближняго, какъ самого себя (Матѳ. 19, 18-20). Почему Господь ничего не сказалъ о любви къ Богу? потому что любовь къ Богу заключается въ любви къ ближнему, и тотъ, кто воздѣлаетъ въ себѣ любовь къ ближнему, вмѣстѣ съ нею стяжеваетъ въ сердцѣ своемъ неоцѣненное духовное сокровище — любовь къ Богу: аще другъ друга любимъ, сказалъ святый Іоаннъ Богословъ, Богъ въ насъ пребываетъ, и любы Его совершенна есть въ насъ (1 Іоан. 4, 12).

Что значитъ наслѣдовать спасеніе, спастись? Значитъ: усвоить себя Искупителю, пребывать въ этомъ усвоеніи во время всей земной жизни, а по смерти, по причинѣ такого усвоенія Искупителю, перенестись душею въ селенія блаженныхъ духовъ, съ ними наслаждаться святымъ наслажденіемъ въ ожиданіи всеобщаго воскресенія мертвыхъ; потомъ, при воскресеніи мертвыхъ соединиться съ тѣломъ, которое оживитъ Господь, содѣлаетъ нетлѣннымъ, и съ тѣломъ наслѣдовать сугубое, вѣчное блаженство. Господь нашъ Іисусъ Христосъ есть Жизнь и Источникъ жизни: мы содѣлываемся причастниками этой жизни вѣрою во ученіе Христово, крещеніемъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа, крещеніемъ, запечатлѣваемымъ чрезъ помазаніе крещеннаго святымъ мѵромъ. Мѵропомазаніемъ замѣнено возложеніе Апостолами рукъ на новокрещеннаго. Апостолы возложеніемъ рукъ запечатлѣвали крещеніе и низводили Святаго Духа на новокрещенныхъ (Дѣян. 19, 6). Мы поддерживаемъ и питаемъ усвоеніе наше Господу, принося покаяніе въ согрѣшеніяхъ, въ которыя впадаемъ по нашей немощи, причащаясь Его тѣлу и крови, жительствуя по Его всесвятымъ заповѣдямъ. Тотъ, кто пренебрегаетъ жительствомъ по заповѣдямъ Божіимъ, не врачуетъ себя постоянно покаяніемъ, не поддерживаетъ усвоенія Христу причащеніемъ Его тѣлу и крови, не можетъ не лишиться усвоенія Христу, не можетъ не лишиться спасенія. Аще заповѣди Моя соблюдете, сказалъ Господь ученикамъ Своимъ, пребудете въ любви Моей. Аще кто во Мнѣ не пребудетъ, извержется вонъ, яко же розга, и изсышетъ, и собираютъ ю, и во огнь влагаютъ, и сгараетъ (Іоан. 15, 10. 6).

Что значитъ христіанское совершенство? Предъ этимъ вопросомъ удобнѣе молчаніе, нежели отвѣтъ, — удобнѣе плачъ, нежели витійство. Что можетъ сказать нищій о великолѣпныхъ царскихъ чертогахъ, въ которые доступъ постоянно ему возбраняется по причинѣ его рубищъ, по причинѣ его зловонія и нищеты, по причинѣ его совершенной неспособности явиться приличнымъ образомъ въ царскомъ чертогѣ. Если этому нищему приводилось посмотрѣть на наружность царскаго дома, или и часто видѣть ее: то такое зрѣлище должно только усугубить скорбь нищаго, для котораго бѣдственное положеніе его кажется тѣмъ отяготительнѣе, чѣмъ великолѣпнѣе и богаче предметы, недосягаемые для наслажденія ими, досягаютъ его зрѣнія. Такой нищій правильно поступитъ, если, отказавшись отъ суетныхъ мечтаній о недоступномъ для него чертогѣ, позаботится объ узнаніи средствъ, какъ доставить себѣ насущный хлѣбъ, и о самомъ доставленіи этого насущнаго хлѣба. И намъ, братія, связаннымъ мірскими попеченіями и обязанностями, гораздо вѣрнѣе позаботиться о нашемъ спасеніи, тщательно исполнять заповѣди Божіи, нежели мечтать и мудрствовать о христіанскомъ совершенствѣ. Такія мечты, такое мудрованіе почти всегда бываютъ ошибочны, потому что о духовномъ, т. е. о совершенномъ христіанинѣ, можетъ разсуждать только одинъ духовный, понять его и оцѣнить можетъ только одинъ духовный (1 Кор. 2, 15). Кого міръ призналъ святыми? Кого онъ ублажилъ и превознесъ похвалами? — лжепророковъ, лжеучителей, лицемѣровъ (Лук. 6, 26). Какъ онъ поступилъ съ истинными святыми Божіими? — онъ отвергъ ихъ, осыпалъ поношеніями, клеветами, преслѣдовалъ ихъ, какъ враговъ человѣческаго общества, подвергъ тягчайшимъ гоненіямъ и скорбямъ (Лук. 6, 22-23; Матѳ. 23, 34). Воззримъ, братія, на путь, который указанъ Господомъ къ христіанскому совершенству! уже и самый путь этотъ для насъ недоступенъ и непостижимъ. Господь заповѣдуетъ пожелавшему направиться къ снисканію совершенства не постепенное подаяніе милостыни, какъ это требуется отъ спасающихся, но повелѣваетъ единовременно продать все имѣніе, и всю цѣну, полученную за него единовременно же, съ большею поспѣшностію, раздать нищимъ, такимъ образомъ прервать всѣ связи съ міромъ, всѣ отношенія къ міру, и послѣдовать Христу, взявъ крестъ. Что значитъ взять крестъ и послѣдовать Христу? — Взять крестъ — значитъ съ вѣрою и любовію облобызать всѣ лишенія, всѣ гоненія, скорби и поношенія отъ міра, какъ подъялъ ихъ Христосъ; взять крестъ — значитъ распять плоть со страстьми и похотьми, жить во плоти не для плоти, умерщвлять дѣянія плотскія Духомъ, Духомъ жить, Духомъ управляться (Гал. 5, 24-25; Рим. 8, 12-13). Что же значитъ христіанское совершенство? — Это ощутительное и явное обновленіе христіанина Святымъ Духомъ, могущее совершиться только надъ тѣмъ, кто умеръ для грѣха и для міра на Крестѣ Христовомъ. Человѣкъ, обновленный Духомъ, дѣлается Богоносцемъ, дѣлается храмомъ Бога и Священникомъ, священнодѣйствующимъ въ этомъ Храмѣ, поклоняющимся Богу Духомъ и Истиною. Такого совершенства въ разныхъ степеняхъ сподобились Апостолы и всѣ прочіе святые Божіи (Кол. 1, 28; Флп. 3, 15) [3].

Благословенны избранники Божіи, призванные Богомъ къ совершенству! Но по-истинѣ счастливы и тѣ, которымъ милосердый Господь даруетъ спасеніе. Къ этому счастію, братія, призваны всѣ мы, безъ исключенія. Путь къ спасенію указанъ намъ Господомъ со всею ясностію. Кто доселѣ нерадѣлъ о спасеніи своемъ, тотъ отнынѣ можетъ позаботиться о немъ. Доколѣ поприще земной жизни не прекращено для человѣка, дотолѣ покаяніе, а слѣдовательно и спасеніе, для него вполнѣ возможны. Престанемъ унывать, престанемъ пребывать въ нерадѣніи, чтобъ не подкралась къ намъ неожиданно смерть, яко тать въ нощи, и не отняла у насъ возможности стяжать отъ Бога даръ спасенія, столько необходимый намъ для вѣчности. Будьте готови, говоритъ намъ Спаситель нашъ, яко въ онь же часъ не мните Сынъ человѣческій пріидетъ, и воздастъ каждому по дѣломъ его (Матѳ. 24, 44). Блажени творящіи заповѣди Его, да будетъ область имъ на древо животное, и враты внидутъ во градъ. Внѣ же псы и чародѣи, и любодѣи, и убійцы, и идолослужители, и всякъ любяй и творяй лжу (Апок. 22, 12. 14-15). Аминь.

Примѣчанія:
[1] О состояніи христіанскаго совершенства, о состояніи духовномъ, въ противоположность младенческому возрасту о Христѣ (1 Кор. 3, 1) упоминается въ Новомъ Завѣтѣ (Флп. 3, 15; Кол. 1, 28; Евр. 5, 14) и въ Писаніяхъ Св. Отцевъ (Добротол., ч. 1. Лѣствица Божественныхъ Даровъ, изложенная умиленнымъ инокомъ Ѳеофаномъ, преп. Макарія Великаго слово 3, гл. 12, 13, 14 и проч.). Въ молитвѣ по 17 каѳизмѣ читаемъ: соверши мя Твоимъ совершенствомъ, и тако мя настоящаго житія изведи.
[2] За исключеніемъ Евангелія отъ Матѳея, которое было написано на еврейскомъ языкѣ и переведено на греческій. Еврейскій текстъ скоро утраченъ, и всѣ сватые Отцы первыхъ вѣковъ ссылаются уже на текстъ греческій.
[3] Добротол., ч. 1. Препод. Симеона, Новаго Богослова, главы дѣятельныя и Богословскія, глава 132.

Источникъ: Сочиненія епископа Игнатія Брянчанинова. Томъ четвертый: Аскетическая проповѣдь и письма къ мірянамъ. — Изданіе второе, исправленное и дополненное. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. — С. 331-338.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0