Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 23 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

И

Свт. Игнатій, еп. Кавказскій и Черноморскій († 1867 г.)
Поученіе въ двадесять осьмую недѣлю.
Объясненіе дневнаго Евангелія (Лук. 14, 16-24).

Человѣкъ нѣкій сотвори вечерю велію; и зва многи.

Возлюбленные братія! Сегодня Евангеліе повѣдаетъ намъ о неизвѣстномъ человѣкѣ, давшемъ великолѣпный пиръ, на который приглашено было множество гостей. Потомъ Евангеліе выставляетъ странное обстоятельство: въ обѣденномъ столѣ приняли участіе не тѣ лица, которыя первоначально были приглашены къ нему, но совсѣмъ другія. Роскошный пиръ данъ былъ вечеромъ, и потому названъ Вечерію Веліею. Вечеромъ мы называемъ послѣдніе часы дня предъ наступленіемъ ночи.

Повѣсть о Великой Вечери — живописная притча, которою Господь нашъ Іисусъ Христосъ изобразилъ Царствіе Божіе, уготованное Небеснымъ Отцемъ отъ сложенія міра (Матѳ. 25, 34) для избранныхъ Его, — изобразилъ и то, какимъ образомъ принято благовѣстіе объ этомъ Царствѣ призваннымъ къ нему человѣчествомъ.

Всѣмъ намъ, безъ исключенія, предлежитъ смерть; всѣ мы должны вратами смерти вступить въ вѣчность и пребыть въ вѣчности навсегда. Земная жизнь есть преддверіе къ вѣчности. Она — какъ бы тѣсная и душная передняя комната предъ великолѣпнѣйшими и обширнѣйшими чертогами. Въ вѣчности уготовано для насъ Божіе Царство; внѣ его — безконечное горе, бѣдствіе, которое никогда не прекратится — плачъ и рыданіе, которые никогда не утѣшатся и никогда не умолкнутъ. Еслибъ завтра, чрезъ недѣлю, чрезъ мѣсяцъ, предстояло событіе, долженствующее рѣшить нашу земную участь или во благо, или во вредъ намъ: не приняли ли бы мы всѣхъ мѣръ, всѣхъ усилій, всѣхъ предосторожностей, чтобъ направить событіе къ благопріятному для насъ исходу? Обратимъ же вниманіе на нашу участь въ вѣчности. Отвергнемъ сонъ унынія и забывчивости, въ который мы погружены; отвергнемъ ослѣпленіе, отвергнемъ самообольщеніе, представляющее человѣку жизнь его на землѣ безконечною. Повѣримъ достовѣрнѣйшей истинѣ. Повѣримъ, что всѣмъ намъ предстоитъ неизбѣжная смерть. Какъ вѣрно то, что мы умремъ, такъ необходимо то, чтобъ мы позаботились о нашей участи въ странѣ загробной. Съ этою цѣлію разсмотримъ притчу Господа нашего о Веліей Вечери.

Кто — учредитель вечери? Святое Евангеліе называетъ его человѣкомъ нѣкіимъ, то есть, человѣкомъ неизвѣстнымъ, неопредѣленнымъ. Очевидно: это — Богъ. Себя Онъ замѣнилъ въ притчѣ Своимъ образомъ — человѣкомъ. А какъ люди забыли Бога, потеряли истинное познаніе Его, правильное понятіе о Немъ: то Богъ, наименовавъ Себя человѣкомъ, наименовалъ вмѣстѣ и человѣкомъ неизвѣстнымъ: человѣкъ нѣкій сотвори вечерю велію, и зва многи. Большое число приглашенныхъ знаменуетъ, что все человѣчество, безъ всякаго исключенія, предназначено Богомъ для вѣчнаго блаженства. Братія! всѣ мы — званные! не забытъ никто! никто не имѣетъ ни повода, ни права предаваться сѣтованію и унынію.

Когда наступило время вожделѣнной трапезы, Учредитель пира посылаетъ Раба повѣстить званныхъ. И время пира, и одинокое лицо Раба имѣютъ глубокое значеніе. Въ греческомъ текстѣ Евангелія, написаннаго святымъ Лукою, предъ словомъ Рабъ поставленъ членъ (Τόν δοῦλον), что, по свойству этого языка, даетъ слову Рабъ особенное, отдѣльное знаменованіе. Здѣсь Рабомъ Божіимъ, по преимуществу и исключительно, назвалъ Господь Іисусъ Христосъ Себя [1]. Онъ, равный Отцу и Духу по Божеству, по человѣчеству есть единственный, истинный Рабъ Божій. Онъ одинъ вполнѣ и совершенно исполнилъ волю Божію и чистъ отъ всякаго грѣха. Прочіе святые человѣки — святые относительно (Рим. 4, 2); человѣческая святость есть наименьшая, по возможности человѣческой, грѣховность. Единый Рабъ Божій представляется въ притчѣ единственнымъ дѣйствователемъ спасенія человѣческаго: пророки, апостолы, учители церковные были только служителями, орудіями Слова: Вся Тѣмъ быша, и безъ Него ничтоже бысть, еже бысть (Іоан. 1, 3). Время приглашенія званныхъ — вечеръ. Значитъ: Господь нашъ Іисусъ Христосъ низшелъ на землю въ послѣдніе часы жизни видимаго міра. Восьмнадцать столѣтій протекло со времени этого счастливѣйшаго событія; жизнь міра еще не пресѣклась: но предъ Господомъ единъ день яко тысяща лѣтъ, и тысяща лѣтъ яко день единъ (2 Петр. 3, 8). Длится, разсрочивается вечеръ Божій, чтобъ всѣ званные успѣли собраться на Его Вечерю, чтобъ ни одинъ изъ избранныхъ не лишился ея.

Такимъ изображается притчею смотрѣніе Божіе относительно человѣковъ; взглянемъ теперь на изображеніе поведенія человѣковъ по отношенію къ Богу. Всѣ званные, какъ бы сговорясь, извинились, и отказались отъ вечери. Что это за заговоръ, что это за единодушіе въ противленіи Богу? Это — дѣйствіе паденія, всѣмъ общаго; это — доказательство благоволенія къ своему состоянію паденія, произвольное пребыванія въ немъ; это — признакъ умерщвленія грѣхомъ души, немогущей и нехотящей возбудиться отъ сна смертнаго, ниже на призывный голосъ Сына Божія. Въ причину нежеланія придти на вечерю званные выставили свои земныя отношенія. Иной приписалъ такую важность занятіямъ ученымъ, должностнымъ, прихотливымъ, что счелъ себѣ позволительнымъ пренебреженіе Богомъ; иной предался семейнымъ заботамъ и забылъ Бога; иной, наконецъ, увлекся страстями, погрязъ въ грубыхъ плотскихъ наслажденіяхъ, и сдѣлался совершенно чуждымъ Бога. Не одинъ очевидный грѣхъ отнимаетъ у насъ наше духовное сокровище: отнимаетъ его всякое земное занятіе, всякое земное положеніе, когда къ нимъ всецѣло будетъ привлечена и прикована душа.

Отказались званные отъ участія въ вечери. Учредитель посылаетъ того же Раба собрать по городскимъ улицамъ и переулкамъ, по дорогамъ и перекресткамъ, увѣчныхъ, нищихъ, хромыхъ, слѣпыхъ, и, уговоривъ ихъ, привести на вечерю.

Званными Евангеліе называетъ іудеевъ, какъ предварительно приглашенныхъ посредствомъ закона и пророковъ къ христіанству; безпріютные бѣдняки и калѣки, бродящіе по улицамъ и переулкамъ, странники, трудящіеся въ дорогѣ или остановившіеся на перекресткѣ для избранія пути, знаменуютъ язычниковъ, пребывающихъ внѣ дома, внѣ Церкви, внѣ Богопознанія; исчисленные тѣлесные недостатки ихъ надо принимать по отношенію къ душѣ. Званные іудеи отказались рѣшительно; вслѣдъ за ними призванные язычники едва убѣдились придти на вечерю: многихъ столѣтій, безчисленныхъ жертвъ и цѣлыхъ рѣкъ крови нужно было, чтобъ Слово Божіе убѣдило ихъ къ принятію христіанства.

Званными посреди христіанства должны быть признаны славные, богатые, ученые, благополучные въ мірѣ семъ: Богомъ дарованныя имъ преимущества предъ другими, сопряженное съ этими преимуществами удобство къ Богопознанію и Богослуженію выражаютъ, безъ сомнѣнія, призваніе Божіе къ спасенію и высшему блаженству... Увы! зрѣлище, достойное плача! Званные пребываютъ, какъ камни, невнимательными къ Призывающему. Кажется, только пораженные бѣдствіями, болѣзнями, нищетою, лишеніями, — только увѣчные и нищіе въ гражданскомъ смыслѣ способны послушать Бога: оказываютъ повиновеніе Богу, по выраженію Апостола, невѣжи по разуму міра, немощные, худородные, уничиженные въ мірѣ (1 Кор. 1, 27). И эти уничиженные міра должны, подъ руководствомъ Слова Божія, при мощномъ содѣйствіи Его, выдержать лютѣйшую брань съ своимъ паденіемъ, насильно покорить себя Богу, насильно доставить себѣ спасеніе. Очень вѣрно изображаетъ притча, что нищихъ, слѣпыхъ, хромыхъ и калѣкъ чудный Рабъ долженъ былъ уговорить и убѣдить, чтобъ они пришли на вечерю. Намъ сроднилось и полюбилось наше паденіе: тяжело разлучаться съ нимъ. Собственное естество наше сдѣлалось неспособнымъ къ добру, и безъ Спасителя оно не можетъ сдѣлать никакого истиннаго, цѣльнаго добра: безъ Мене, сказалъ Онъ, не можете творити ничесоже (Іоан. 15, 5). Наше собственное добро осквернено примѣсью зла. Оно не можетъ не быть таковымъ: его источникъ — естество падшаго человѣчества — составляетъ собою смѣсь добра со зломъ, и постоянно рождаетъ изъ себя дѣйствіе, себѣ сообразное.

Грознымъ приговоромъ заключилъ Господь притчу. Онъ, прозрѣвая всевидящимъ окомъ настоящее и будущее невниманіе къ Нему человѣковъ, сказалъ: мнози суть звани, мало же избранныхъ (Лук. 14, 24). Всѣхъ призываетъ милосердый Богъ ко спасенію, но весьма немногіе повинуются Ему. Всѣ мы принадлежимъ къ числу званныхъ по неизреченной любви Божіей къ намъ, но весьма немногіе изъ насъ включаются въ число избранныхъ: потому что включеніе въ число избранныхъ предоставлено нашему собственному произволенію. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Толкованіе блаженнаго Ѳеофилакта Болгарскаго.

Источникъ: Сочиненія епископа Игнатія Брянчанинова. Томъ четвертый: Аскетическая проповѣдь и письма къ мірянамъ. — Изданіе второе, исправленное и дополненное. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. — С. 283-287.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0