Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

И

Свт. Игнатій, еп. Кавказскій и Черноморскій († 1867 г.)
Поученіе въ понедѣльникъ двадесять шестой недѣли.
О Царствѣ Божіемъ.

Плотскіе люди, привязанные всею душею къ земной жизни, знакомые съ Закономъ Божіимъ поверхностно, по буквѣ, по одному школьному изученію его, чуждые Закону Божію по духу, по сердцу, по жизни, по дѣламъ своимъ — словомъ сказать, фарисеи, вопросили Господа: когда пріидетъ царствіе Божіе (Лук. 17, 20)? — Вопросъ, разумѣется, сдѣланъ не отъ искренности сердца, не съ благою цѣлію: онъ сдѣланъ легкомысленно, изъ любопытства узнать, какой послѣдуетъ отвѣтъ. Коварные и злобные фарисеи надѣялись, что Господь доставитъ имъ поводъ къ удобному обвиненію Господа. Составивъ себѣ понятіе о Мессіи, какъ о великолѣпномъ царѣ и громкомъ завоевателѣ, видя Мессію въ образѣ убогаго странника, неимѣющаго гдѣ главу подклонить, фарисеи предложили вопросъ, прикрывая имъ насмѣшку, и выразили въ немъ свое плотское мудрованіе, чуждое и враждебное разуму Божію (Рим. 8, 7).

Господь далъ отвѣтъ, который приличествуетъ всѣмъ безъ исключенія плотскимъ людямъ, привязаннымъ къ міру, проводящимъ грѣховную жизнь среди непрерывныхъ житейскихъ заботъ и вещественнаго наслажденія. Богочеловѣкъ отвѣчалъ фарисеямъ: Не пріидетъ царствіе Божіе съ соблюденіемъ, то есть, царство Божіе не придетъ примѣтнымъ образомъ для чувственныхъ очей, ниже рекутъ: се здѣ, или ондѣ. Се бо царствіе Божіе внутрь васъ есть (Лук. 17, 20-21). Это значитъ: надо оставить плотскую и грѣховную жизнь, потомъ посредствомъ покаянія и жительства по евангельскимъ заповѣдямъ очистить и украсить душевный храмъ; по совершеніи чего Святый Духъ осѣняетъ его, совершаетъ окончательное очищеніе и убранство. Въ такой храмъ нисходитъ Богъ, и учреждаетъ въ немъ Свое духовное, невидимое, но вмѣстѣ вполнѣ ощущаемое и познаваемое царство. Кто пріялъ внутрь себя царство Божіе, тотъ можетъ имѣть ясное понятіе о второмъ пришествіи Богочеловѣка, тотъ можетъ узнать и избѣжать антихриста или противостать ему. Кто же не пріялъ внутри себя царства Божія, тотъ не узнаетъ антихриста; тотъ непремѣнно, непонятнымъ для себя образомъ, содѣлается его послѣдователемъ; тотъ не узнаетъ приближающейся кончины міра и наступающаго страшнаго втораго пришествія Христова; оно застанетъ его неготовымъ. Никакое человѣческое ученіе, никакое ученіе словомъ и словами недостаточно для наставленія тому, что требуетъ наставленія въ душевной клѣти, наставленія отъ Самого Бога. Стяжавшій внутри себя царствіе Божіе имѣетъ руководителемъ Святаго Духа, Который наставляетъ всякой истинѣ (Іоан. 16, 13) руководимаго Имъ человѣка, не допускаетъ его быть обманутымъ ложью, облекающеюся для удобнѣйшаго обмана въ призраки истины. Очень вѣрно сказалъ нѣкоторый блаженный инокъ, бесѣдуя объ антихристѣ: «Многіе имѣютъ вѣровать въ антихриста, и станутъ славить его, какъ бога крѣпкаго. Имущіе Бога всегда въ себѣ и просвѣщенные сердцами, увидятъ истину чистою вѣрою, и познаютъ его. Всѣмъ бо имущимъ Боговидѣніе Божіе и разумъ, тогда разумно будетъ пришествіе мучителя. Имущимъ же присно умъ въ вещахъ житія сего и любящимъ земная, непонятно сіе будетъ: привязаны бо суть въ вещехъ житейскихъ. Аще и услышатъ слово: то не имутъ вѣры, но паче омерзитъ имъ глаголяй сія» [1]. Они сочтутъ его сумасбродомъ, достойнымъ лишь презрѣнія и сожалѣнія. Омраченное своимъ плотскимъ мудрованіемъ человѣчество вовсе не будетъ вѣрить второму пришествію Господа. Пріидутъ въ послѣднія дни ругатели, по своихъ похотехъ ходяще и глаголюще: гдѣ есть обѣтованіе пришествія Его? отнелѣже бо отцы успоша, вся тако пребываютъ отъ начало созданія (2 Петр. 3, 3-4).

Когда фарисеи отступили отъ Господа, тогда Онъ сказалъ ученикамъ своимъ, что признакомъ кончины міра и близости второго пришествія Господня будетъ необыкновенное вещественное развитіе: люди забудутъ Бога, забудутъ Небо, забудутъ вѣчность и, въ обольщеніи своемъ, какъ бы вѣчные на землѣ, все вниманіе устремятъ на землю, на доставленіе себѣ на ней возвышеннѣйшаго и неизмѣннаго благосостоянія. Что можетъ быть безумнѣе этого направленія? Не свидѣтельствуетъ ли смерть, постигшая и постигающая постоянно всѣхъ человѣковъ, что мы сотворены для вѣчности, что на землѣ мы самые кратковременные странники, что, по этой причинѣ, заботы наши о вѣчности должны быть главными и наибóльшими заботами, а заботы о землѣ должны быть очень умѣренными? Несмотря на всю безразсудность такого направленія, оно явится на землѣ, въ неизбѣжное исполненіе Божественнаго пророчества. Если же оно явилось, то, будучи враждебнымъ Слову Божію, служитъ для насъ однимъ изъ яснѣйшихъ доказательствъ истины Слова Божія. Яко же бысть во дни Ноевы, возвѣстилъ Господь, тако будетъ и во дни Сына Человѣческаго. Днями Сына Человѣческаго названо то время, которое будетъ предшествовать пришествію Его, которое заключится Его пришествіемъ — началомъ вѣчнаго невечерняго дня, концомъ времени и временъ. Окончится время съ окончаніемъ тѣхъ явленій, которыми оно обозначается; не будетъ времени, когда и день, и ночь, и утро, и вечеръ, и недѣли, и мѣсяцы, и годы, и столѣтія замѣнятся единымъ вѣчнымъ днемъ. Яко же бысть во дни Ноевы, тако будетъ и во дни Сына Человѣческаго, ядяху, піяху, женяхуся, посягаху, до него же дне вниде Ное въ ковчегъ: и пріиде потопъ, и погуби вся. Такожде и бысть во дни Лотовы: ядяху, піяху, куповаху, продаяху, саждаху, здаху (Лук. 17, 26-28). — Священное Писаніе повѣствуетъ, что современники Ноя и сограждане Лота предались безмѣрному разврату. Развратъ рождается отъ уклоненія отъ Бога, отъ всецѣлаго устремленія къ земнымъ занятіямъ и вещественному развитію. Когда думать о Богѣ, когда воздѣлывать свое спасеніе тому человѣку, который постоянно и исключительно занятъ земными дѣлами, вещественнымъ развитіемъ? Но всякій человѣкъ, пренебрегшій познаніемъ Бога и попеченіемъ о своемъ спасеніи, занявшійся всецѣло устройствомъ своего временнаго положенія по плоти и для плоти, непонятнымъ и непримѣтнымъ образомъ для себя, развиваетъ свое падшее естество; свою невещественную душу содѣлываетъ какъ бы вещественною; омрачается, становится чуждымъ Бога; становится весь — грѣхъ, весь — плоть; отвергается Богомъ, какъ совершенно уничтожившій въ себѣ цѣль, съ которою онъ воззванъ Творцомъ въ бытіе изъ небытія. Не имать Духъ Мой пребывати въ человѣцѣхъ сихъ во вѣкъ, зане суть плоть, сказалъ Господь о современникахъ Ноя (Быт. 6, 3). Всеобщій развратъ вмѣстѣ съ породившимъ его обильнѣйшимъ вещественнымъ развитіемъ будутъ знаменіемъ кончины вѣка и приближающагося страшнаго суда Христова. Не одно сластолюбіе будетъ тогда господствовать! Развратъ, въ обширномъ значеніи этого слова, содѣлается достояніемъ человѣчества въ послѣднія времена пребыванія человѣчества на землѣ. Будутъ бо человѣцы, говоритъ святый Апостолъ Павелъ, самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горди, хульницы, родителемъ противящіися, неблагодарни, неправедни, нелюбовни, непримирительни, клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы, предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы паче нежели Боголюбцы, имущіи образъ благочестія, силы же его отвергшіися (2 Тим. 3, 2-5). Грѣхъ достигнетъ своего полнаго развитія, и тѣмъ онъ будетъ страшнѣе, тѣмъ владычество его будетъ тверже, что личина благочестія сохранится. Кто же пойметъ, что въ этомъ, по наружности цвѣтущемъ благочестіи, уничтожена вся его сущность, вся сила? Такъ онѣ уничтожены были въ религіи іудеевъ во времена Христовы, чего никакъ не могъ понять народъ, чего даже не съумѣли понять ни книжники, ни левиты, ни первосвященники іудейскіе, напыщенные своею ученостію и знаніемъ. Но ученость эта и это знаніе заключались единственно въ изученіи Закона Божія по убивающей буквѣ, при жизни противоположной заповѣдямъ Божіимъ: такая жизнь, содѣлываетъ вѣру мертвою. Человѣчество не будетъ видѣть своего бѣдственнаго положенія въ нравственномъ и духовномъ отношеніяхъ; оно, напротивъ того, будетъ трубить о своемъ преуспѣяніи, будучи ослѣплено преуспѣяніемъ въ вещественномъ развитіи для времени и земли, отвергнувъ развитіе христіанское для духа, для вѣчности, для Бога. Когда міръ будетъ провозглашать и превозносить свое преуспѣяніе, водвореніе высшаго благоденствія, нерушимаго спокойствія и утвержденія: тогда внезапу нападетъ на нихъ всегубительство (1 Сол. 5, 3); тогда внезапно наступитъ кончина міра, которой онъ, въ омраченіи своемъ, въ упоеніи земнымъ преуспѣяніемъ, никакъ не будетъ ожидать. По причинѣ слѣпоты міра день Господень якоже тать въ нощи, тако пріидетъ (1 Сол. 5, 2). Указывая на эту слѣпоту, Господь назвалъ время пришествія Своего ночью (Лук. 17, 34). Къ чему, въ видахъ Божіихъ, существовать долѣе міру, когда міръ, то есть, человѣчество, отвергнетъ совершенно ту цѣль, для которой предоставлено ему Богомъ странствованіе на землѣ, когда оно изберетъ для этого странствованія цѣль самопроизвольную, цѣль, лишенную смысла? Цѣль эта уже избирается! При этой цѣли кратковременная земная жизнь принимается за вѣчность, всѣ силы души и тѣла истощаются человѣкомъ не для приготовленія себя къ вѣчности: истощаются онѣ, приносятся въ жертву несбыточной, нелѣпой мечтѣ; истощаются онѣ на устройство высшаго плотскаго благоденствія и блаженства въ гостинницѣ земной, въ темницѣ нашей, какъ бы въ самомъ прочномъ вѣчномъ жилищѣ. Жестоко обманываетъ мечта ложная послѣдователей своихъ: поступаетъ она съ ними, какъ безчеловѣчный тиранъ, какъ лютый демонъ. Она — демонъ! ничто не можетъ быть злѣе ея, ничто не можетъ быть коварнѣе, лживѣе ея. Она — насмѣшка падшихъ духовъ надъ человѣками. Льститъ гибельная мечта человѣкамъ на всемъ пути земной жизни: измѣняетъ имъ на концѣ жизни, предаетъ ихъ дѣйствительности, оставляетъ ни съ чѣмъ. Они вступаютъ въ вѣчность, нисколько не приготовленные къ ней, нисколько не ознакомленные съ нею. Этого мало: они вступаютъ въ нее, усвоивъ себѣ настроеніе, вполнѣ враждебное къ ея духовнымъ благамъ, къ собственному благополучію въ ней. Гдѣ — мѣсто за гранями времени для такихъ плевеловъ? — Нѣтъ и не можетъ быть для нихъ иного мѣста во вселенной, какъ въ безднѣ ада: тамъ должны быть они скрыты отъ взоровъ вселенной.

Иноки Соловецкаго монастыря передаютъ отвѣтъ преподобнаго Зосимы, данный старцемъ ученикамъ, которые вопросили его о томъ, какъ узнать антихриста, когда онъ придетъ? Преподобный сказалъ: «Когда услышите, что пришелъ на землю или явился на землѣ Христосъ: то знайте, что это — антихристъ». Отвѣтъ самый точный! Міръ, или человѣчество, не узнаетъ антихриста: оно признаетъ его Христомъ, будетъ провозглашать Христомъ. Слѣдовательно: когда разнесется молва, будетъ распространяться и усиливаться о пришествіи Христовомъ: то это послужитъ вѣрнымъ признакомъ, что явился антихристъ, и началъ совершать предопредѣленное и попущенное ему служеніе. Отвѣтъ преподобнаго Зосимы основанъ на словахъ Спасителя. Спаситель міра, знакомя учениковъ Своихъ съ признаками, возвѣщающими скорое Его второе пришествіе, сказалъ: Тогда аще кто речетъ вамъ: се здѣсь Христосъ или ондѣ, не имите вѣры. Аще убо рекутъ вамъ, се въ пустыни есть, не изыдите, се въ сокровищахъ (т. е, въ какомъ либо тайномъ отдѣленіи дома), не имите вѣры. Яко же бо молнія исходитъ отъ востокъ и является до западъ, тако будетъ пришествіе Сына человѣческаго (Матѳ. 24, 23-27; Лук. 17, 23-24). Не нужно и невозможно будетъ человѣкамъ передавать другъ другу вѣсть о пришествіи Сына Божія. Онъ явится внезапно; явится по всемогуществу Своему, всѣмъ человѣкамъ и всей землѣ въ одно время. Возраженіе ученыхъ, что нѣтъ возможности въ одно время явиться Сыну Божію предъ всѣмъ человѣчествомъ по естественному шарообразному устройству земли, не имѣетъ никакого мѣста. Если всемогущій Богъ извлекъ и землю и весь міръ изъ ничтожества Своимъ всемогущимъ и всепремудрымъ повелѣніемъ, не понуждавшись въ предварительномъ совѣщаніи съ учеными: то неужели Онъ не возможетъ по той же причинѣ, по неограниченнымъ могуществу и премудрости Своимъ, явиться человѣчеству въ одно время, хотя бы способъ къ приведенію этого въ исполненіе былъ недоступнымъ, какимъ онъ и долженъ быть, для всѣхъ ученыхъ земли? «Придетъ Господь, сказалъ святый Іоаннъ Дамаскинъ, съ небеси такимъ же образомъ, какъ святые апостолы видѣли Его восходящимъ на небо (Дѣян. 1, 11); придетъ совершенный Богъ и совершенный человѣкъ, со славою и силою. Никто да не ожидаетъ Его отъ земли, но всякій да ожидаетъ съ неба, какъ Онъ Самъ подтвердилъ» [2].

Господь заключилъ ученіе о кончинѣ міра и о Своемъ второмъ пришествіи слѣдующимъ наставленіемъ и завѣщаніемъ: Внемлите себѣ, да не когда отягчаютъ сердца ваша объяденіемъ и піянствомъ и печальми житейскими, и найдетъ на вы внезапу день той: яко сѣть бо пріидетъ на вся живущія на лицы всея земли (Лук. 1, 34-35). Въ этихъ словахъ Господа, въ этомъ завѣщаніи Господа, въ этомъ совѣтѣ, въ этой заповѣди Его воспрещается плотская жизнь и излишество въ земныхъ занятіяхъ, что все вмѣстѣ претворяетъ человѣка изъ духовнаго въ плотскаго и вещественнаго, заставляетъ забывать вѣчность и Бога, влечетъ къ впаденію во всѣ грѣхи. Въ сердце, которое не ограждено и не запечатлѣно памятованіемъ Бога и страхомъ Божіимъ, удобно входятъ всѣ страсти; въ него входитъ нравственный мракъ, въ него входитъ невѣдѣніе Бога. Для людей, проводящихъ плотскую, грѣховную жизнь, упоенныхъ, отуманенныхъ ею, наступитъ пришествіе Господа, какъ сѣть. Обыметъ эта сѣть все человѣчество. Убѣжать, ускользнуть отъ сѣти нѣтъ возможности ни для кого. Вѣдая это, будемъ пребывать въ постоянномъ трезвеніи. Прибѣгая къ Богу учащенными, непрестанными, исполненными умиленія и плача молитвами, стяжавая и поддерживая въ себѣ царство Божіе жительствомъ по волѣ Божіей, мы возможемъ избавиться отъ цѣпей и козней грѣха и міродержца Божіею благодатію и силою. Мы возможемъ, съ благимъ упованіемъ и духовнымъ извѣщеніемъ въ помилованіи и спасеніи, предстать Судіи нелицепріятному, имѣющему произнести о насъ приговоръ, который рѣшитъ участь нашу на вѣчность. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Письма Георгія, Затворника Задонскаго, кн. 1, ст. 62, издан. 1850 г. и Слово преп. Ефрема Сирина 106-е объ Антихристѣ.
[2] Точное изложеніе православной вѣры, книга IV, гл. XXVI.

Источникъ: Сочиненія епископа Игнатія Брянчанинова. Томъ четвертый: Аскетическая проповѣдь и письма къ мірянамъ. — Изданіе второе, исправленное и дополненное. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. — С. 270-276.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0