Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

И

Свт. Игнатій, еп. Кавказскій и Черноморскій († 1867 г.)
Поученіе въ дванадесятую недѣлю. О спасеніи.

Учителю Благій, вопросилъ Господа нашего Іисуса Христа нѣкоторый юноша, чтó благо сотворю, да имамъ животъ вѣчный (Матѳ. 19, 16.)? т. е. чтó мнѣ дѣлать, чтобъ спастись? Вопросъ — весьма важный! Вопросъ долженствующій особенно занимать каждаго человѣка во время его земного странствованія! Какъ тихая пристань представляется непрестанно воображенію и воспоминанію путешественника, преплывающаго обширное море: такъ и мы, несясь по волнамъ житейскаго моря, должны непрестанно имѣть предъ мысленными очами вѣчность и на поприщѣ временной жизни устраивать нашу участь въ вѣчности. Какое пріобрѣтеніе, сдѣланное нами на землѣ, можетъ остаться навсегда нашею неотъемлемою собственнностію? — Это — наше спасеніе. — Кто употребилъ земную жизнь для накопленія богатствъ: тотъ оставитъ богатства при переходѣ въ вѣчность. Кто употребилъ земную жизнь на пріобрѣтеніе почестей и славы: у того отниметъ ихъ жестокая смерть. Кто же употребилъ земную жизнь на стяжаніе своего спасенія: тотъ возьметъ съ собою спасеніе свое въ вѣчность и на небѣ будетъ вѣчно утѣшаться пріобрѣтеніемъ, сдѣланнымъ на землѣ.

Возлюбленные братія! чтó дѣлать намъ, чтобъ спастись? Отвѣтъ на этотъ вопросъ, отвѣтъ вполнѣ удовлетворительный находимъ въ Евангеліи. Господь объявилъ, что для спасенія тѣхъ, которые невѣруютъ во Христа, необходима вѣра во Христа, а для спасенія вѣрующихъ во Христа необходимо жительство по заповѣдямъ Божіимъ. Невѣрующій во Христа погибнетъ навѣки, и вѣрующій во Христа устами, но неисполняющій Его всесвятыхъ заповѣдей и потому отвергающійся Его дѣлами, погибнетъ навѣки. Иначе: для спасенія нужна живая вѣра во Христа.

Когда іудеи спросили Господа: чтó сотворимъ, да дѣлаемъ дѣла Божіи? Господь отвѣчалъ имъ: Се есть дѣло Божіе, да вѣруете въ Того, Его же посла Онъ (Іоан. 6, 29). Живая вѣра во Христа есть дѣло, — и дѣло Божіе, столько обширное, что имъ вполнѣ совершается спасеніе. Такая вѣра выражается всею жизнію, всѣмъ существомъ человѣка: она объемлетъ его мысли, его сердечныя чувствованія, всю дѣятельность его. Вѣруяй такою вѣрою, имать животъ вѣчный (Іоан. 6, 47). Се же есть животъ вѣчный, да знаютъ Тебя единаго истиннаго Бога, и Его же послалъ еси Іисуса Христа (Іоан. 17, 3). Живая вѣра — зрѣніе и познаніе Бога (Евр. 11, 47). Живая вѣра — жизнь, посвященная всецѣло благочестію, и умерщвленію для міра. Живая вѣра — даръ Божій. Испрашивали себѣ этотъ великій даръ у Господа Его Святые Апостолы, когда говорили Ему: приложи намъ вѣру (Лук. 17, 5). Только при посредствѣ живой вѣры можетъ человѣкъ отречься отъ многихъ недостоинствъ падшаго естества своего, содѣлаться ученикомъ и послѣдователемъ Господа разумомъ и дѣятельностію, подобающимъ естеству обновленному.

Духовный чертогъ, въ которомъ хранится и изъ котораго неоскудно преподается духовное сокровище — истинная вѣра, есть единая, Святая, Православная Церковь. По этой причинѣ вполнѣ необходимо для спасенія принадлежать къ Православной Церкви: неповинующійся Церкви буди тебѣ яко же язычникъ и мытарь (Матѳ. 18, 17), сказалъ Господь. Напрасно нѣкоторые признаютъ грѣхъ ума грѣхомъ легкимъ, ничтожнымъ! Сколько духъ выше тѣла, столько добродѣтель, совершаемая духомъ, возвышеннѣе добродѣтели, совершаемой тѣломъ; сколько духъ выше тѣла, столько грѣхъ, принятый и совершенный духомъ, тягостнѣе и пагубнѣе грѣха, совершаемаго тѣломъ. Грѣхъ тѣла — очевиденъ: грѣхъ духа весьма часто малопримѣтенъ, иногда совсѣмъ непримѣтенъ для людей, погруженныхъ въ попеченія міра. Тѣмъ болѣе онъ страшенъ! тѣмъ вѣрнѣе удары его! тѣмъ неисцѣльнѣе язвы, имъ наносимыя! Сраженный грѣховною мыслію, свѣтоносный Ангелъ содѣлался мрачнымъ демономъ, и, изгнанный изъ обителей небесныхъ, низвергся въ преисподнюю. Онъ увлекъ туда множество Ангеловъ и множество человѣковъ, допустившихъ образу мыслей своихъ заразиться мнѣніями ложными. Господь, наименовавъ падшаго ангела отцомъ лжи, наименовалъ его и человѣкоубійцею, какъ непребывающаго въ истинѣ (Іоан. 8, 44). Итакъ, ложь есть источникъ и причина вѣчной смерти! Напротивъ того, истина есть источникъ и причина спасенія, по опредѣленію Самого Господа (Іоан. 8, 32). Святую истину хранитъ въ лонѣ своемъ Святая Церковь. Принадлежа ей и повинуясь ей, можно имѣть правильный образъ мыслей о Богѣ, о человѣкѣ, о добрѣ, о злѣ, слѣдовательно и о спасеніи. Очевидно, что, не имѣя правильнаго образа мыслей о спасеніи, невозможно имѣть и самаго спасенія. Начало спасенія — истина! начало спасенія — правильная мысль! Залогъ погибели — отступленіе отъ истины мыслію ложною. Всякое нарушеніе истины и принятіе мысли ложной сопряжено съ страшнымъ грѣхомъ богохульства и отреченія отъ Бога. Опытное доказательство этого видимъ въ паденіи Праотцевъ, начавшемся съ принятія мысли ложной; опытное доказательство видимъ во всѣхъ ересяхъ, изъ которыхъ однѣ похулили Бога, стремясь отвергнуть Божество Господа нашего Іисуса Христа и исказить всесвятый догматъ о Его вочеловѣченіи; другіе похулили Бога, приписавъ человѣку Божескія достоинства [1]; иные похулили Бога, назвавъ Святаго Духа тварію: другіе похулили Бога, отвергши дѣйствіе Святаго Духа въ церковныхъ таинствахъ и назвавъ ихъ вымысломъ человѣческимъ [2]. Наконецъ, нѣкоторые похулили Бога, потребовавъ пренебреженія къ жительству по заповѣдямъ Христовымъ, лукаво умалчивая о догматахъ вѣры, но вмѣстѣ умерщвляя вѣру, которая для жизни своей необходимо нуждается въ дѣлахъ вѣры. Вѣра безъ дѣлъ мертва есть (Іоан. 2, 20), сказалъ Апостолъ. Самое величайшее бѣдствіе, передъ кончиною міра, должно постигнуть всѣхъ человѣковъ, по ученію Апостола, которые любве истины непріяша, во еже спастися имъ. Сего ради послетъ имъ Богъ, то есть, попуститъ дѣйство лсти въ лицѣ величайшаго беззаконника, во еже вѣровати имъ лжи: да судъ пріимутъ вси невѣрововшіе истинѣ, но благоволившіи въ неправдѣ (2 Сол. 2, 10-12). Нашъ образъ мыслей, или нашъ разумъ можетъ быть духовнымъ только тогда, когда пребываетъ всецѣло въ истинѣ, вознесшись къ ней живою вѣрою во Христа [3]. Отступленіе отъ истины есть паденіе съ духовнаго неба въ плотское мудрованіе. Мудрованіе плотское смерть есть, говоритъ Апостолъ! Мудрованіе плотское — вражда на Бога: закону бо Божію не покоряется, ниже бо можетъ (Рим. 8, 6-7) покориться, по причинѣ своего паденія въ духѣ.

Возлюбленные братія! Принесемъ Господу теплѣйшую молитву, какъ принесли ее Апостолы, о томъ, чтобъ Онъ даровалъ намъ единственное средство спасенія — живую вѣру. Испрашивая молитвою полученіе этого дара, докажемъ искренность желанія получить безцѣнный даръ нашимъ собственнымъ усиліемъ къ стяжанію его. Уклонимся отъ зла, и сотворимъ благо (Псал. 58, 15). Съ насиліемъ отторгнемъ наше сердце отъ грѣха, и съ насиліемъ усвоимъ ему добродѣтель. Нынѣ мы предстоимъ въ семъ святомъ храмѣ невивидимому Богу, и имѣемъ возможность испросить у Него все, потребное для нашего спасенія: такъ въ свое время, мы предстанемъ вкупѣ со всѣмъ человѣчествомъ Лицу Его, чтобъ дать Ему отчетъ въ нашей земной жизни. Остережемся, чтобъ не принесть Ему тогда одно тщетное имя Христіанъ безъ дѣлъ, требуемыхъ Богомъ отъ Христіанъ. Онъ обѣтовалъ дать страшный отвѣтъ лицемѣрнымъ Христіанамъ, и дастъ его. Тогда исповѣмъ имъ, сказалъ Онъ, яко николи же знахъ васъ: отыдите отъ Меня дѣлающіи беззаконіе (Матѳ. 7, 23). Аминь.

Примѣчанія:
[1] Непогрѣшимость папы.
[2] Лютеранизмъ, и вообще Протестантизмъ.
[3] Преп. Исаакъ Сирскій. Слово 28.

Источникъ: Поученіе о спасеніи Епископа Игнатія (Брянчанинова). // Журналъ «Богословскiй Вѣстникъ», издаваемый Московскою Духовною Академіею. — Сергіевъ Посадъ: Типографія Св.-Тр. Сергіевой Лавры. — 1914. — Томъ I. — Январь. — С. 1-4.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0