Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

И

Свт. Игнатій, еп. Кавказскій и Черноморскій († 1867 г.)
Поученіе въ третію недѣлю великаго поста. О крестоношеніи.

Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себѣ, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ, сказалъ Господь ученикамъ Своимъ, призвавъ ихъ предъ Себя, какъ сегодня слышали мы въ Евангеліи (Марк. 8, 34).

Возлюбленные братія! И мы — ученики Господа нашего Іисуса Христа, потому что мы — христіане. И мы призваны предъ лице Господа во святый храмъ сей для слышанія ученія Его. Мы стоимъ предъ лицемъ Господа; взоры Его устремлены на насъ. Предъ Нимъ обнажены наши души; тайныя мысли и сокровенныя ощущенія наши явны Ему. Онъ видитъ всѣ намѣренія наши; Онъ видитъ правды и согрѣшенія, содѣянныя нами отъ юности нашей; видитъ всю жизнь нашу и прошедшую и будущую; несодѣянное еще нами, уже написано въ книзѣ Его [1]. Онъ прозираетъ часъ перехода нашего въ неизмѣримую вѣчность, и возвѣщаетъ намъ для спасенія нашего Свое всесвятое заповѣданіе: Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себѣ, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ.

Силою живой вѣры возведемъ къ Господу мысленное око наше, — и мы узримъ Его! узримъ Его, Вездѣсущаго, — присутствующаго здѣсь съ нами. Отверземъ наше сердце, отваливъ отъ входа въ него тяжкій камень ожесточенія; услышимъ, разсмотримъ, примемъ, усвоимъ себѣ ученіе Господа нашего.

Что значитъ — отречься себя? отречься себя — значитъ оставить грѣховную жизнь. Грѣхъ, при посредствѣ котораго совершилось наше паденіе, такъ объялъ все естество наше, что сдѣлался для насъ какъ бы природнымъ: отреченіе отъ грѣха сдѣлалось отреченіемъ отъ естества; отреченіе отъ естества есть отреченіе отъ себя. Вѣчная смерть, поразившая нашу душу, обратилась для насъ въ жизнь. Она требуетъ пищи своей — грѣха, своего наслажденія — грѣха: при посредствѣ такой пищи и такого наслажденія вѣчная смерть поддерживаетъ и сохраняетъ свое владычество надъ человѣкомъ. Но падшій человѣкъ признаетъ поддержаніе и развитіе въ себѣ владычества смерти развитіемъ и преуспѣяніемъ жизни. Такъ зараженный смертельнымъ недугомъ преобладается насильственнымъ требованіемъ недуга, и ищетъ яствъ, усиливающихъ недугъ, ищетъ ихъ какъ самонужнѣйшей пищи, какъ необходимаго, пріятнѣйшаго наслажденія. Противъ этой вѣчной смерти, представляющейся жизнію болѣзнующему страшнымъ паденіемъ человѣчеству, Господь произноситъ приговоръ Свой: Иже аще хощетъ спасти душу свою, развивая въ ней жизнь паденія или вѣчную смерть, тотъ погубитъ ю: а иже погубитъ душу свою Мене ради и Евангелія, умерщвляя въ себѣ грѣховныя пожеланія и отрицаясь отъ грѣховнаго наслажденія, той спасетъ ю (Марк. 8, 35). Указывая на весь міръ, предстоящій нашимъ взорамъ, со всѣми его красотами и прелестями, Господь говоритъ: Кая польза человѣку, аще пріобрящетъ міръ весь, и отщетитъ душу свою? Какая польза для человѣка, какое пріобрѣтеніе, еслибъ онъ возобладалъ не чѣмъ-либо маловажнымъ, но даже всѣмъ видимымъ міромъ? Этотъ видимый міръ — только кратковременная гостинница человѣка! Нѣтъ никакого предмета на землѣ, нѣтъ на землѣ ни одного преимущества, которое мы могли бы признать нашею собственностію. Все отнимаетъ у насъ неумолимая и неминуемая смерть, а часто и прежде смерти отнимаютъ ихъ непредвидимыя обстоятельства и перевороты. Самое тѣло наше мы слагаемъ съ себя на завѣтномъ прагѣ въ вѣчность. Собственность наша, наше имущество и сокровище — это наша душа, одна наша душа. Что дастъ человѣкъ измѣну на души своей (Марк. 8, 37)? говоритъ Слово Божіе. Нечѣмъ намъ вознаградить потерю души, когда убьетъ ее вѣчная смерть, обольстительно представляющаяся жизнію.

Что значитъ взять крестъ свой? — Крестъ былъ орудіемъ поносной казни для черни и плѣнниковъ, лишенныхъ права гражданскаго. Гордый міръ, міръ враждебный Христу, лишаетъ учениковъ Христовыхъ тѣхъ правъ, которыми пользуются сыны міра. Аще отъ міра бысте были, говоритъ Господь своимъ послѣдователямъ, міръ убо свое любилъ бы: яко же отъ міра нѣсте, но Азъ избрахъ вы отъ міра, сего ради ненавидитъ васъ міръ. Отъ сонмищъ ижденутъ вы, и всякъ, иже убіетъ вы, возмнится службу приносити Богу (Іоан. 15, 19; 16, 2-3). Взять крестъ свой — значитъ великодушно переносить тѣ насмѣшки и поношенія, которыми міръ осыпаетъ послѣдователя Христова, тѣ скорби и гоненія, которыми грѣхолюбивый и слѣпотствующій міръ преслѣдуетъ послѣдователя Христова. Сіе бо есть угодно предъ Богомъ, говоритъ святый апостолъ Петръ, аще совѣсти ради Божія терпитъ кто скорби, стражда безъ правды. На сіе бо и звани бысте (1 Петр. 2, 19. 21) Господомъ, Который извѣстилъ Своимъ возлюбленнымъ: въ мірѣ скорбни будете: но дерзайте, яко Азъ побѣдихъ міръ (Іоан. 16, 33).

Взять крестъ свой — значитъ доблественно претерпѣвать тяжкій невидимый трудъ, невидимое томленіе и мученичество, ради Евангелія, при борьбѣ съ собственными страстями, съ живущимъ внутри насъ грѣхомъ, съ духами злобы, которые съ яростію возстанутъ противъ насъ и съ ожесточеніемъ воспротивятся намъ, когда мы вознамѣримся свергнуть съ себя иго грѣха и подчиниться игу Христову. Нѣсть наша брань — сказалъ святый апостолъ Павелъ — къ крови и плоти, но къ началомъ, и ко властемъ, и къ міродержителямъ тмы вѣка сего, къ духовомъ злобы поднебеснымъ (Ефес. 6, 12). Оружія воинства нашего не плотская, но сильна Богомъ на раззореніе твердемъ: помышленія низлагающе, и всяко возношеніе, взимающееся на разумъ Божій, и плѣняюще всякъ разумъ въ послушаніе Христово (2 Кор. 10, 4-5). Одержавъ побѣду въ этой невидимой, но многотрудной брани, Апостолъ восклицалъ: Мнѣ же да не будетъ хвалитися, токмо о крестѣ Господа нашего Іисуса Христа: имже мнѣ міръ распяся, и азъ міру (Гал. 6, 14).

Взять крестъ свой — значитъ съ покорностію и смиреніемъ подчиниться тѣмъ временнымъ скорбямъ и бѣдствіямъ, которыя благоугодно Божественному Промыслу попустить намъ въ очищеніе нашихъ согрѣшеній. Тогда крестъ служитъ для человѣка лѣствицею отъ земли къ небу. Востекъ по этой лѣствицѣ упоминаемый въ Евангеліи разбойникъ, востекъ изъ среды ужаснѣйшихъ преступленій въ свѣтлѣйшія обители рая: онъ съ креста своего произнесъ исполненные смиренномудрія глаголы; смиренномудріемъ вступилъ въ Богопознаніе, Богопознаніемъ пріобрѣлъ небо. Достойная по дѣламъ наю воспріемлева, сказалъ онъ; помяни мя Господи егда пріидеши во царствіи си (Лук. 23, 41-42). И мы, возлюбленные братія, когда окружатъ насъ скорби, будемъ повторять слова разбойника, слова, цѣна которыхъ — рай! или, подобно Іову, благословимъ карающаго насъ правосуднаго и вмѣстѣ милосердаго Господа. Благая, говорилъ этотъ страдалецъ, пріяхомъ отъ руки Господни, злыхъ ли не стерпимъ? яко Господеви изволися, тако и бысть: буди имя Господне благославленно во вѣки (Іов. 2, 10; 1, 12). Да сбудется надъ нами неложное обѣтованіе Божіе: Блаженъ мужъ, иже претерпитъ искушеніе: зане искушенъ бывъ пріиметъ вѣнецъ жизни, егоже обѣща Богъ любящимъ его (Іак. 1, 12).

Взять крестъ свой — значитъ добровольно и съ усердіемъ подчиниться лишеніямъ и подвигамъ, которыми обуздываются безсловесныя стремленія нашей плоти. Къ такому распятію плоти прибѣгалъ и святый апостолъ Павелъ: умерщвляю тѣло мое, говоритъ онъ, и порабощаю, да не како, инымъ проповѣдуя, самъ не ключимъ буду (1 Кор. 9, 27). Сущіи во плоти, то есть, не обуздывающіе своей плоти, но допустившіе ей преобладаніе надъ духомъ, Богу угодити не могутъ. И потому, живя во плоти, мы должны жить не для плоти! Аще по плоти живете, имате умрети вѣчною смертію; аще ли духомъ дѣянія плотская умерщвляете, живи будете вѣчною, блаженною жизнію (Рим. 8, 8. 12. 13). Плоть существенно обуздывается духомъ; но тогда только духъ можетъ владычествовать надъ плотію и управлять ею, когда она приготовлена къ повиновенію распятіемъ ея. Распинается плоть постомъ, бдѣніемъ, колѣнопреклоненіями и другими тѣлесными трудами, возлагаемыми на нее благоразумно и умѣренно. Благоразумный и умѣренный тѣлесный подвигъ освобождаетъ тѣло отъ тяжести и дебелости, изощряетъ его силы, содержитъ его постоянно легкимъ и способнымъ къ дѣятельности. Иже Христовы суть, говоритъ Апостолъ, плоть распяша со страстми и похотми (Гал. 5, 24).

Что значитъ взять крестъ, и взять крестъ именно свой? Это значитъ, что каждый христіанинъ долженъ терпѣливо переносить именно тѣ оскорбленія и тѣ гоненія отъ міра, которыя его постигаютъ, а не какія-либо другія. Это значитъ, что каждый христіанинъ долженъ съ мужествомъ и постоянствомъ бороться именно съ тѣми страстями и съ тѣми грѣховными помыслами, которые возникаютъ въ немъ. Это значитъ, что каждый христіанинъ долженъ съ покорностію, съ преданностію волѣ Божіей, съ исповѣданіемъ правосудія и милосердія Божія, съ благодареніемъ Богу переносить тѣ именно скорби и лишенія, какія попуститъ ему Божественный Промыслъ, а не другія какія-либо, рисуемыя и предлагаемыя гордостнымъ мечтаніемъ. Это значитъ — довольствоваться именно тѣми тѣлесными подвигами, которые соотвѣтственны нашимь тѣлеснымъ силамъ, въ которыхъ именно нуждается плоть наша для содержанія ея въ порядкѣ, а отнюдь не стремиться, увлекаясь тщеславнымъ усердіемъ, по выраженію святаго Іоанна Лѣствичника [2], къ усиленному посту, къ усиленному бдѣнію и прочему безмѣрію въ подвигахъ, разрушающему тѣлесное здравіе и направляющему духъ къ самомнѣнію и самообольщенію. — Все человѣчество трудится и страждетъ на землѣ; но какъ разнообразны эти страданія! какъ разнообразны страсти, которыя насъ борютъ! какъ разнообразны тѣ скорби и искушенія, которыя посылаетъ намъ Богъ для врачеванія нашего, для очищенія нашихъ согрѣшеній! какое различіе у человѣковъ въ самыхъ тѣлесныхъ силахъ, въ самомъ здравіи! Точно: у каждаго человѣка — крестъ свой. И этотъ-то крестъ свой заповѣдано каждому христіанину принять съ самоотверженіемъ и послѣдовать Христу. Кто принялъ крестъ свой, отвергшись себя: тотъ примирился съ самимъ собою, съ обстоятельствами своими, съ положеніемъ своимъ, внѣшнимъ и внутреннимъ; тотъ только можетъ разумно и правильно послѣдовать Христу.

Что значитъ — послѣдовать Христу? Значитъ: изучать Евангеліе, имѣть Евангеліе единственнымъ руководителемъ дѣятельности ума, дѣятельности сердца, дѣятельности тѣла. Значитъ: заимствовать свой образъ мыслей изъ Евангелія, настроить сердечныя чувства по Евангелію и служить выраженіемъ Евангелія всѣми поступками, всѣми движеніями, тайными и явными. Къ такому послѣдованію Христу способенъ, повторяемъ, только тотъ, кто, избѣжавъ обольщенія изволеннымъ ему смиренномудріемъ (Кол. 2, 18), восхотѣлъ обрѣсти истинное смиренномудріе тамъ, гдѣ оно почиваетъ — въ послушаніи и покорности Богу. Вступившій въ повиновеніе Богу, въ повиновеніе, соединенное съ полнымъ самоотверніеніемъ, взялъ крестъ свой, призналъ и исповѣдалъ этотъ крестъ своимъ.

Возлюбленные братія! Воздавая сегодня, по уставу святой Церкви, поклоненіе честному кресту Господню тѣлами нашими, воздадимъ ему поклоненіе и духомъ! Почтимъ честный крестъ Христовъ, — орудіе побѣды и знамя славы Христовой, — исповѣдавъ каждый съ креста своего: «достойное по дѣламъ моимъ воспріемлю! помяни мя Господи во царствіи Твоемъ!» Сознаніемъ своей грѣховности, благодареніемъ Богу, покорностію волѣ Божіей содѣлаемъ крестъ свой — орудіе казни и знамя безчестія — орудіемъ побѣды и знаменемъ славы, подобно кресту Господню. Отверземъ себѣ крестомъ рай. Не позволимъ себѣ зловреднаго ропота, въ особенности не позволимъ себѣ душепагубной хулы, которыя часто слышатся изъ устъ ослѣпленнаго, ожесточеннаго грѣшника, терзающагося и біющагося на крестѣ своемъ, тщетно порывающагося избавиться отъ креста. При ропотѣ и хулѣ крестъ дѣлается невыносимою тяжестію, увлекающею во адъ распятаго на немъ. «Что я сдѣлалъ?» вопіетъ несознающійся грѣшникъ, — и укоряетъ въ неправосудіи и немилосердіи правосуднаго и милосердаго Бога, порицаетъ и отвергаетъ промыслъ Божій; увидѣвъ распятымъ Сына Божія, насмѣшливо и лукаво требуетъ отъ Него: аще Ты еси Христосъ, спаси Себѣ и наю (Лук. 23, 40), сниди со креста (Матѳ. 27, 41). Но Господь нашъ Іисусъ Христосъ волею благоволи плотію взыти на крестъ и смерть претерпѣти [3], чтобъ крестомъ примирить съ Богомъ человѣчество, смертію спасти человѣчество отъ вѣчной смерти. Пріуготовляя святыхъ Апостоловъ къ великому событію — къ имѣющему совершиться искупленію рода человѣческаго страданіями и поносною смертію вочеловѣчившагося Богочеловѣка, Господь благовременно повѣдалъ Апостоламъ, что Ему надлежитъ быть предану въ руки грѣшниковъ, много пострадать, быть убитымъ и воскреснуть. Такое предсказаніе показалось нѣкоторымъ изъ святыхъ Апостоловъ страннымъ и несбыточнымъ. Тогда Господь призвалъ предъ Себя учениковъ Своихъ, и сказалъ имъ: Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себѣ, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Святый Симеонъ Новый Богословъ. По книгѣ, написанной стихами, слово 55.
[2] Лѣствица. Слово 26-е.
[3] Тропарь воскресный гласа 2-го и тропарь воскресный гласа 5-го.

Источникъ: Сочиненія епископа Игнатія Брянчанинова. Томъ четвертый: Аскетическая проповѣдь и письма къ мірянамъ. — Изданіе второе, исправленное и дополненное. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. — С. 90-96.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0