Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

И

Свт. Игнатій, еп. Кавказскій и Черноморскій († 1867 г.)
Поученіе во вторую недѣлю Великаго поста.
Значеніе поста для человѣка.

Внемлите себѣ, да не отягчаютъ сердца ваша объяденіемъ и піянствомъ (Лук. 21, 34).

Возлюбленные братія! Душеспасительно намъ въ дни святыя Четыредесятницы не только удручать тѣла наши постомъ, но и бесѣдовать о постѣ; душеспасительно намъ въ дни святыя Четыредесятницы обратить все должное вниманіе на предостереженіе отъ пресыщенія и насыщенія, сдѣланное намъ Самимъ Господомъ: внемлите себѣ, сказалъ Онъ, да не отягчаютъ сердца ваша объяденіемъ и піянствомъ.

Установленіе поста — Божіе установленіе. Первая заповѣдь, данная Богомъ человѣчеству, — заповѣдь о постѣ. Она была необходимо нужною для насъ въ раю, до паденія нашего: тѣмъ нужнѣе она по паденіи. Заповѣдь о постѣ дана въ раю, — повторена въ Евангеліи. Вознесемъ мысли къ Божественному установленію поста, и созерцаніемъ этого установленія оживимъ, какъ-бы душою, самый подвигъ поста.

Подвигъ поста не принадлежитъ исключительно тѣлу, подвигъ поста полезенъ и нуженъ не единственно для тѣла: онъ полезенъ и нуженъ преимущественно для ума и сердца. Внемлите себѣ, да не отягчаютъ сердца ваша объяденіемъ и піянствомъ. Спаситель міра открылъ намъ въ этихъ словахъ достойное особеннаго вниманія послѣдствіе отъ излишняго употребленія пищи и питья, послѣдствіе страшное, послѣдствіе душепагубное. Отъ угожденія чреву отягощается, грубѣетъ, ожесточается сердце; умъ лишается своей легкости и духовности; человѣкъ содѣлывается плотскимъ. Что значитъ плотской человѣкъ? — Именемъ плотскаго отмѣчаетъ Священное Писаніе того несчастнаго человѣка, который пригвожденъ къ землѣ, который неспособенъ къ помышленіямъ и ощущеніямъ духовнымъ. Не имать Духъ Мой пребывати въ человѣцѣхъ сихъ во вѣки, зане суть плоть (Быт. 6, 3), засвидѣтельствовалъ Богъ. Плотской человѣкъ неспособенъ къ Богопочитанію. Даже человѣкъ духовный, подвергшись насыщенію, теряетъ свою духовность, теряетъ какъ-бы самую способность знать Бога и служить ему. Яде Іаковъ, говоритъ Священное Писаніе, называя Іаковомъ истиннаго служителя Божія, и насытися, и отвержеся возлюбленный. Уты, утолстѣ, разширѣ: и остави Бога, сотворшаго его, и отступи отъ Бога Спаса своего (Втор. 32, 15). Въ такое состояніе приходитъ подвижникъ, когда исключитъ изъ своихъ подвиговъ подвигъ поста. Дебелость и мгла, сообщаемыя тѣлу обиліемъ и неразборчивостію въ пищѣ, мало по малу сообщаются тѣломъ сердцу, и сердцемъ уму. Тогда эти душевныя очи, сердце и умъ, притупляются; вѣчность скрывается отъ нихъ; земная жизнь представляется для болѣзненнаго зрѣнія безконечною. Соотвѣтственно понятіямъ и чувствованіямъ направляется земное странствованіе, и злосчастный слѣпотствующій странникъ, вмѣстѣ съ отверженнымъ змѣемъ, на чревѣ ходитъ, и землю снѣдаетъ вся дни земнаго живота своего (Быт. 3, 14). Нарушеніе поста угрожаетъ ученику Христову отпаденіемъ отъ Христа.

Такое вліяніе неумѣреннаго или даже неосмотрительнаго и неосторожнаго употребленія пищи на человѣка, объясняетъ причину, по которой человѣкъ, въ самомъ состояніи невинности своей, посреди наслажденій рая, нуждался въ заповѣди о постѣ. Ей предоставлено было сохранять новосозданную тварь, совокупленную изъ двухъ естествъ, тѣлеснаго и духовнаго, въ духовномъ состояніи; ей предоставлено было уравновѣшивать два естества, и соблюдать перевѣсъ при естествѣ духовномъ. Съ помощію ея человѣкъ могъ непрестанно предстоять мыслію и сердцемъ предъ Богомъ, могъ быть неприступнымъ для помысла и мечтанія суетныхъ.

Тѣмъ нужнѣе заповѣдь о постѣ для человѣка падшаго. Пристрастіе къ землѣ, къ кратковременной земной жизни, къ ея сладостному, къ ея великому и славному, самая наклонность къ грѣху сдѣлались свойственными падшему естеству, какъ свойственны недугу производимыя имъ безпорядочныя влеченія и ощущенія. Мы пригвождены къ землѣ, прилѣплены къ ней всею душею — ве только тѣломъ; содѣлались совершенно плотскими, лишены духовнаго ощущенія, неспособны къ помышленіямъ небеснымъ. Заповѣдь о постѣ опять является первою, необходимою для насъ заповѣдію. Только при помощи поста мы можемъ отторгнуться отъ земли! только при помощи поста мы можемъ противостать увлекательной силѣ земныхъ наслажденій! только при помощи поста мы можемъ разорвать союзъ съ грѣхомъ! только при помощи поста духъ нашъ можетъ освободиться отъ тяжкихъ оковъ плоти! только при помощи поста мысль наша можетъ возникнуть отъ земли, и воззрѣть къ Богу! По мѣрѣ того, какъ мы возлагаемъ на себя благое иго поста, духъ нашъ пріобрѣтаетъ бóльшую свободу: онъ устремляется въ область духовъ, ему родственную, начинаетъ часто обращаться къ созерцанію Бога, погружаться въ это неизмѣримое и чудное созерцаніе, умедлять въ немъ. Если предметы вещественнаго міра, освѣщенные лучами вещественнаго солнца, непремѣнно заимствуютъ отъ него и издаютъ сіяніе: то какъ не просвѣтиться нашему духу, когда онъ, свергнувъ, при посредствѣ поста, грубую и густую завѣсу плотяности, предстанетъ непосредственно Солнцу Правды — Богу? Онъ просвѣщается! онъ просвѣщается и измѣняется! Возникаютъ въ немъ помышленія новыя, божественныя, открываются предъ нимъ доселѣ невѣдомыя ему таинства. Небеса повѣдаютъ ему славу Божію (Псал. 18, 2): твердь возвѣщаетъ всемогущество сотворившей ее руки; всѣ созданія, видимыя и невидимыя, громко проповѣдаютъ неизреченную милость Создателя; онъ вкушаетъ духовно и видитъ духовно, яко благъ Господь (Псал. 33, 9). Благодатная легость и тонкость духа сообщаются тѣлу: тѣло, вслѣдъ за духомъ, влечется къ ощущеніямъ духовнымъ, и предпочитаетъ пищу нетлѣнную, для которой оно создано, пищѣ тлѣнной, къ которой оно ниспало. Первоначально оно съ трудомъ подчиняется врачеванію и насилію поста; первоначально оно возмущается противъ установленія поста, возстановляетъ противъ него духъ нашъ, вооружается противъ него различными умствованіями, почерпнутыми изъ лжеименнаго разума: но, будучи укрощено и уврачевано постомъ, оно уже ощущаетъ и мудрствуетъ иначе. Его отношенія къ пресыщенію таковы, каковы ощущенія выздоровѣвшаго человѣка къ зловреднымъ явствамъ, которыхъ онъ неистово желалъ во время болѣзни; его отношенія къ пресыщенію подобны отношеніямъ къ обнаруженному и уже явному яду, которымъ отнимается у духа преобладаніе надъ плотію, которымъ человѣкъ отъ подобія и сродства Ангелу низводится къ подобію и сродству безсловесныхъ. — Духовные воины, одержавшіе побѣду надъ плотію посредствомъ поста, представшіе предъ лице Господа для наученія величайшимъ тайнамъ и возвышеннѣйшимъ добродѣтелямъ, слышать изъ устъ Его ученіе о высокой добродѣтели поста и откровеніе тайны — того состоянія, которое мало по малу образуется отъ насыщенія и пресыщенія: внемлите себѣ, да не когда отягчаютъ сердца ваша объяденіемъ и піянствомъ. Напоминается побѣдителямъ тщательное храненіе при себѣ оружія, которымъ добыта побѣда! И получается побѣда, и сохраняется добыча, пріобрѣтенная побѣдою, однимъ и тѣмъ же оружіемъ — постомъ.

Подвижникъ Христовъ, озаренный Свыше и научаемый своими благочестивыми опытами, обращаясь къ разсматриванію собственно постнаго подвига, находитъ вполнѣ нужнымъ не только воздержаніе отъ пресыщенія и постояннаго насыщенія, но и строгую разборчивость въ пищѣ. Эта разборчивость представляется излишнею только при поверхностномъ, бѣгломъ взглядѣ на себя; но въ сущности качество пищи особенно важно. Въ раю воспрещено было единственно качество. Въ нашей юдоли плача, на землѣ, находимъ, что неразборчивость въ качествѣ производитъ гораздо болѣе душевныхъ бѣдствій, нежели излишество въ количествѣ. Не должно думать, что одному гроздію свойственно дѣйствовать на нашъ умъ, на нашу душу; каждый родъ пищи имѣетъ свойственное ему дѣйствіе на кровь, на мозгъ, на все тѣло, а посредствомъ тѣла и на духъ. Кто внимательно наблюдаетъ за собою, упражняясь въ подвигѣ поста: тотъ найдетъ непремѣнно нужнымъ истрезвленіе тѣла и души отъ продолжительнаго употребленія мясъ и самыхъ рыбъ; тотъ съ любовію облобызаетъ уставы святой Церкви о постѣ, и подчинится имъ.

Святые Отцы нарекли постъ основаніемъ всѣхъ добродѣтелей: потому что постомъ сохраняется въ должной чистотѣ и трезвенности умъ нашъ, въ должной тонкости и духовности наше сердце. Тотъ, кто колеблетъ основаніе добродѣтелей, колеблетъ все зданіе добродѣтелей.

Братія! Будемъ протекать поприще святаго поста съ усердіемъ и тщаніемъ. Лишенія, которымъ повидимому подвергается наше тѣло по уставу поста, ничтожны предъ душевною пользою, которую способенъ принести постъ. Отрѣшимъ посредствомъ поста наши тѣла отъ роскошной и тучной трапезы, а сердца отъ земли и тлѣнія, отъ той глубокой и пагубной забывчивости, которою мы отдѣляемъ себя отъ предстоящей намъ и готовой объять насъ вѣчности. Устремимся и духомъ и тѣломъ къ Богу! Убоимся плотскаго состоянія, производимаго нарушеніемъ поста, убоимся производимой презрѣніемъ поста совершенной неспособности къ Богопочитанію и Богопознанію. Эта гибельная неспособность — начало вѣчной смерти. Эта гибельная неспособность является въ насъ тогда, когда, отъ пренебреженія Божественною заповѣдію о постѣ, мы попустимъ отягчать сердцамъ нашимъ объяденіемъ и піянствомъ. Аминь.

Источникъ: Сочиненія епископа Игнатія Брянчанинова. Томъ четвертый: Аскетическая проповѣдь и письма къ мірянамъ. — Изданіе второе, исправленное и дополненное. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. — С. 86-90.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0