Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

И

Свт. Игнатій, еп. Кавказскій и Черноморскій († 1867 г.)
Поученіе въ недѣлю блуднаго сына (Лук. 15, 10-32).
О покаяніи.

Возлюбленные братія! Святая Церковь, эта чадолюбивая мать вѣрующихъ, родившая ихъ во спасеніе и принимающая на себя всѣ заботы, чтобъ чада ея не лишились своего наслѣдія — Неба, приготовляя ихъ къ успѣшному совершенію наступающаго подвига святыя Четыредесятницы, постановила сегодня читать на Божественной Литургіи притчу Господа нашего Іисуса Христа о блудномъ сынѣ.

Въ чемъ заключается подвигъ святыя Четыредесятницы? это — подвигъ покаянія. Въ настоящіе дни мы стоимъ предъ временемъ, преимущественно посвященнымъ для покаянія, какъ бы предъ вратами его, и воспѣваемъ исполненную умиленія пѣснь: покаянія отверзи намъ двери, Жизнодавче! Что наибодѣе обнаруживаетъ нынѣ слышанная нами во Евангеліи притча Господа нашего? Она обнаруживаетъ непостижимое, безконечное милосердіе Отца Небеснаго къ грѣшникамъ, приносящимъ покаяніе. Радость бываетъ предъ ангелы Божіими о единомъ грѣшницѣ кающемся (Лук. 16, 10), возвѣстилъ Господь человѣкамъ, призывая ихъ къ покаянію, и, чтобъ эти слова Его сильнѣе запечатлѣлись въ сердцахъ слышателей, благоволилъ дополнить ихъ притчею.

«Нѣкоторый богатый человѣкъ — повѣдаетъ евангельская притча — имѣлъ двухъ сыновъ. Младшій изъ нихъ просилъ отца, чтобъ онъ выдѣлилъ слѣдующую ему часть имѣнія. Отецъ исполнилъ это. По прошествіи немногихъ дней меньшой сынъ, забравъ доставшееся ему имущество, ушелъ въ дальную страну, гдѣ расточилъ имѣніе, проводя жизнь распутную. Когда онъ прожилъ все, въ странѣ той сдѣлался голодъ. Сынъ богача не только началъ нуждаться, но и пришелъ въ бѣдственное состояніе. Въ такой крайности онъ присталъ къ одному изъ мѣстныхъ жителей, а тотъ послалъ его на поля свои пасти свиней. Несчастный, томимый голодомъ, радъ былъ бы наполнить чрево тѣмъ грубѣйшимъ кормомъ, которымъ питались свиньи! но это оказалось невозможнымъ. Въ такомъ положеніи онъ, наконецъ, очувствовался и, вспомнивъ обиліе, которымъ преисполненъ домъ отцовскій, рѣшился возвратиться къ отцу. Въ мысли онъ приготовилъ, для умилостивленія отца, сознаніе грѣха, сознаніе своего недостоинства и смиренное прошеніе о причисленіи уже не къ семейству отцовскому — къ сонму отцовскихъ рабовъ и наемниковъ. Съ такимъ сердечнымъ залогомъ младшій сынъ отправился въ путь. Еще былъ онъ далеко отъ родительскаго дома, какъ отецъ увидѣлъ ето, — увидѣлъ, и сжалился надъ нимъ: побѣжалъ на встрѣчу къ нему, кинулся на шею ему, сталъ цѣловать его. Когда сынъ произнесъ приготовленныя исповѣдь и просьбу, отецъ повелѣлъ рабамъ: «принесите лучшую одежду, облеките его ею, возложите перстень на руку его, и надѣньте сапоги на его ноги. Приведите и заколите тельца упитаннаго: мы вкусимъ, и возвеселимся. Этотъ сынъ мой былъ мертвъ, но ожилъ, — пропадалъ, но нашелся!» Старшій сынъ, всегда покорный волѣ отца, и находившійся на полѣ, возвратился во время пира въ домъ. Онъ нашелъ страннымъ поведеніе отца въ отношеніи къ младшему сыну. Но отецъ, воодушевляемый праведностію любви, предъ которою всякая другая праведность скудна, ничтожна, возразилъ ему: «Сынъ мой! ты всегда со мною, и все мое — твое. А тебѣ надлежало бы возрадоваться и возвеселиться о томъ, что этотъ братъ твой былъ мертвъ, и ожилъ, — пропадалъ, и нашелся (Лук. 15, 11-13)!

Меньшой сынъ, по изъясненію святыхъ Отцовъ [1], можетъ быть образомъ и всего падшаго человѣческаго рода и каждаго человѣка-грѣшника. Слѣдующая часть имѣнія меньшему сыну — дары Божіи, которыми преисполненъ каждый человѣкъ, преимущественно же христіанинъ. Превосходнѣйшіе изъ Божіихъ даровъ — умъ и сердце, а въ особенности благодать Святаго Духа, даруемая каждому Христіанину. Требованіе у отца слѣдующей части имѣнія для употребленія ея по произволу — стремленіе человѣка свергнуть съ себя покорность Богу, и слѣдовать своимъ собственнымъ помысламъ и пожеланіямъ. Согласіемъ отца на выдачу имѣнія изображается самовластіе, которымъ Богъ почтилъ человѣка въ употребленіи даровъ Божіихъ. Дальная страна — жизнь грѣховная, удаляющая и отчуждающая насъ отъ Бога. Растрата имѣнія — истощеніе силъ ума, сердца и тѣла, въ особенности же оскорбленіе и отгнаніе отъ себя Святаго Духа дѣяніями грѣховными. Нищета меньшаго сына: это — пустота души, образующаяся отъ грѣховной жизни. Постоянные жители дальной страны — міродержители тмы вѣка сего, духи падшіе, постоянные въ паденіи своемъ, въ отчужденіи отъ Бога; ихъ вліянію подчиняется грѣшникъ. Стадо нечистыхъ животныхъ — помышленія и чувствованія грѣховныя, которыя скитаются въ душѣ грѣшника, пасутся на пажитяхъ ея; они — неминуемое послѣдствіе грѣховной дѣятельности. Напрасно вздумалъ бы человѣкъ заглушать эти помышленіи и ощущенія исполненіемъ ихъ: они наиболѣе невыполнимы! а и выполненіе возможныхъ человѣку страстныхъ помысловъ и мечтаній не уничтожаетъ ихъ: возбуждаетъ съ удвоенною силою. Человѣкъ сотворенъ для Неба: одно истинное добро можетъ служить для него удовлетворительною, жизнеподательною пищею. Зло, привлекая къ себѣ и обольщая вкусъ сердца, поврежденный паденіемъ, способно только разстраивать человѣческія свойства.

Ужасна пустота души, которую производитъ грѣховная жизнь! Невыносима мука отъ страстныхъ грѣховныхъ помышленій и ощущеній, когда они кипятъ, какъ черви, въ душѣ, когда они терзаютъ подчинившуся имъ душу, насилуемую ими душу! Нерѣдко грѣшникъ, тонимый лютыми помышленями, мечтаніями и пожеланіями несбыточными, приходитъ къ отчаянію; нерѣдко покушается онъ на самую жизнь свою, и временную и вѣчную. Блаженъ тотъ грѣшникъ, который, въ эту тяжкую годину, придетъ въ себя, и вспомнитъ неограниченную любовь Отца Небеснаго, вспомнитъ безмѣрное духовное богатство, которымъ преизобилуетъ домъ Небеснаго Отца — святая Церковь. Блаженъ тотъ грѣшникъ, который, ужаснувшись грѣховности своей, захочетъ избавиться отъ гнетущей его тяжести покаяніемъ.

Изъ притчи Евангелія мы научаемся, что со стороны человѣка, для успѣшнаго и плодовитаго покаянія, необходимы: зрѣніе грѣха своего, сознаніе его, раскаяніе въ немъ, исповѣданіе его. Обращающагося къ Богу съ такимъ сердечнымъ залогомъ, еще далече ему сущу, видитъ Богъ: видитъ, и уже поспѣшаетъ къ нему на встрѣчу, объемлетъ, лобызаетъ его Своею благодатію. Едва кающійся произнесъ исповѣданіе грѣха, какъ милосердый Господь повелѣваетъ рабамъ — служителямъ алтаря и святымъ Ангеламъ — облечь его въ свѣтлую одежду непорочности, надѣть на руку его перстень — свидѣтельство возобновленнаго единенія съ Церковію земною и небесною, обуть ноги его въ сапоги, чтобъ дѣятельность его была охраняема отъ духовнаго тернія прочными постановленіями — такое значеніе имѣютъ сапоги — заповѣдями Христовыми. Въ довершеніе дѣйствій любви, поставляется для возвратившагося сына трапеза любви, для которой закалается телецъ упитанный. Этою трапезою означается церковная трапеза, на которой предлагается грѣшнику, примирившемуся съ Богомъ, духовная нетлѣнная пища и питіе: Христосъ, давно обѣтованный человѣчеству, пріуготовляемый неизреченнымъ милосердіемъ Божіимъ для падшаго человѣчества съ самыхъ минутъ его паденія.

Евангельская притча — Божественное ученіе! Оно глубоко и возвышенно, несмотря на необыкновенную простоту человѣческаго слова, въ которую благоволило облечься Слово Божіе! Премудро установила святая Церковь всенародное чтеніе этой притчи предъ наступающею Четыредесятницею. Какая вѣсть можетъ быть болѣе утѣшительною для грѣшника, стоящаго въ недоумѣніи предъ вратами покаянія, какъ не вѣсть о безконечномъ и неизреченномъ милосердіи Небеснаго Отца къ кающимся грѣшникамъ? Это милосердіе такъ велико, что оно привело въ удивленіе самихъ святыхъ Ангеловъ — первородныхъ сыновъ Небеснаго Отца, никогда непреступившихъ ни единой Его заповѣди. Свѣтлыми и высокими умами своими они не могли постичь непостижимаго милосердія Божія къ падшему человѣчеству. Они нуждались относительно этого предмета въ откровеніи Свыше, и научились изъ откровенія Свыше, что имъ подобаетъ веселитися и радоватися, яко меньшій братъ ихъ — родъ человѣческій — мертвъ бѣ, и оживе: и изгиблъ бѣ, и обрѣтеся, при посредствѣ Искупителя. Радость бываетъ предъ ангелами Божіими даже о единомъ грѣшницѣ кающемся.

Возлюбленные братія! употребимъ время, назначенное святою Церковію для пріуготовленія къ подвигамъ святой Четыредесятницы, сообразно его назначенію. Употребимъ его на созерцаніе великаго милосердія Божія къ человѣкамъ и къ каждому человѣку, желающему посредствомъ истиннаго покаянія примириться и соединиться съ Богомъ. Время земной жизни нашей безцѣнно: въ это время мы рѣшаемъ нашу вѣчную участь. Да даруется намъ рѣшить вѣчную участь нашу во спасеніе наше, въ радованіе намъ! да будетъ радованіе наше безконечно! да совокупится оно съ радостію святыхъ Божіихъ Ангеловъ! да исполнится и совершится радость Ангеловъ и человѣковъ въ совершеніи воли Небеснаго Отца! яко нѣсть воля предъ Отцемъ Небеснымъ, да погибнетъ единъ отъ малыхъ сихъ (Матѳ. 18, 14) человѣковъ, умаленныхъ и уничиженныхъ грѣхомъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] См. толкованіе блаженнаго Ѳеофилакта.

Источникъ: Сочиненія епископа Игнатія Брянчанинова. Томъ четвертый: Аскетическая проповѣдь и письма къ мірянамъ. — Изданіе второе, исправленное и дополненное. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. — С. 34-39.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0