Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

И

Свт. Игнатій, еп. Кавказскій и Черноморскій († 1867 г.)
Поученіе 2-е. Въ недѣлю мытаря и фарисея.
О молитвѣ и покаяніи.

Въ нынѣ чтенномъ Евангеліи изображена молитва мытаря, привлекшая къ нему милость Божію. Молитва эта состояла изъ слѣдующихъ немногихъ словъ: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшнику (Лук. 18, 13). Достойно вниманія и то, что такая краткая молитва услышана Богомъ, и то, что она произносилась въ храмѣ, во время общественнаго Богослуженія, во время чтенія и пѣнія псалмовъ и другихъ молитвословій. Молитва эта одобряется Евангеліемъ, выставляется въ образецъ молитвы: благочестивое разсмотрѣніе ея дѣлается нашимъ священнымъ долгомъ.

Почему мытарь не избралъ для изліянія сердца своего предъ Богомъ какого либо величественнаго и умилительнаго псалма, но обратился къ столь краткой молитвѣ, и повторялъ ее одну во время всего Богослуженія? Отвѣчаемъ, заимствуя отвѣтъ у святыхъ Отцовъ [1]. «Когда прозябнетъ въ душѣ истинное покаяніе, когда явится въ ней смиреніе и сокрушеніе духа по причинѣ открывшейся очамъ ея грѣховности: тогда многословіе дѣлается для нея несвойственнымъ, невозможнымъ. Сосредоточась въ себя, устремивъ все вниманіе на бѣдственное положеніе свое, она начинаетъ вопіять къ Богу какою либо кратчайшею молитвою.

Обширно зрѣлище грѣховности, когда оно подается человѣку Богомъ: неизобразимо оно краснорѣчіемъ и многословіемъ; точнѣе изображаетъ его воздыханіе и стенаніе души, облекаясь въ кратчайшія и простѣйшія слова. Тотъ, кто желаетъ раскрыть въ себѣ глубокое чувство покаянія, употребляетъ въ орудіе къ достиженію такого состоянія краткую молитву, произнося ее со всевозможнымъ вниманіемъ и благоговѣніемъ. Оставленіе многихъ словъ, хотя и святыхъ, способствуетъ уму вполнѣ освободиться отъ развлеченія, и всею силою своею устремиться къ самовоззрѣнію. «Въ молитвѣ твоей не позволяй себѣ многословить, сказалъ святый Іоаннъ Лѣствичникъ, чтобъ умъ твой не уклонился къ разсматриванію словъ. Одно слово мытаря умилостивило Бога, и одно вѣрное изрѣченіе спасло разбойника. Многословіе въ молитвѣ часто приводитъ умъ въ разсѣянность и мечтательность, а малословію обычно собирать его» [2].

По величайшей пользѣ, доставляемой краткою, внимательною, сосредоточенною молитвою, святая Церковь завѣщаваетъ чадамъ своимъ благовременно пріобучиться къ какой либо краткой молитвѣ. Пріобучившій себя къ такой молитвѣ имѣетъ готовое молитвословіе на всякомъ мѣстѣ и во всякое время. И путешествуя, и сидя за трапезой, и занимаясь рукодѣліемъ, и находясь въ обществѣ человѣческомъ, онъ можетъ вопіять къ Богу. При невозможности молиться устами, возможно молиться умомъ. Вѣ этомъ отношеніи удобность краткой молитвы — очевидна: при занятіяхъ очень легко потерять смыслъ и послѣдовательность продолжительнаго молитвословія; но краткая молитва всегда сохраняется въ цѣлости своей. Оставивъ ее на нѣкоторое время, опять можно безъ всякаго затрудненія возвратиться къ ней. Даже при Богослуженіи полезно повторять краткую молитву въ душевной клѣти: она не только не препятствуетъ вниманію читаемымъ и поемымъ въ храмѣ Божіемъ молитвословіямъ, но и способствуетъ особенно тщательному вниманію имъ, удерживая умъ отъ разсѣянности. Если умъ не будетъ удерживаться въ самовоззрѣніи краткою молитвою, наполняющею душу чувствомъ покаянія: то онъ легко вдастся въ разсѣянность; во время Богослуженія, оставя безъ вниманія церковное чтеніе и пѣніе, уклонится къ пустымъ размышленіямъ и мечтаніямъ. Это случилось съ упоминаемымъ нынѣ фарисеемъ; фарисей поверхностно внималъ богослуженію, и увлеченъ былъ помышленіями грѣховными. Грѣховныя помышленія не только лишили всякаго достоинства молитву его, и безъ того слабую, но и обратили ее въ поводъ къ осужденію молившагося. Молитва фарисея была отвергнута Богомъ: фарисей вышелъ изъ храма запечатлѣннымъ печатію гнѣва Божія, не понимая и не ощущая своего душевнаго бѣдствія по той причинѣ, что сердце его, будучи мертво для покаянія, было исполнено самодовольствомъ и самообольщеніемъ. Когда моленіе краткою молитвою, отъ частаго и постояннаго употребленія, обратится въ навыкъ: тогда оно дѣлается какъ бы естественнымъ человѣку. Внимательно слушая что-либо особенно занимающее насъ, мы дѣлаемъ разные возгласы, которые не только не препятствуютъ вниманію, но и усугубляютъ его: точно такъ, стяжавъ навыкъ къ краткой молитвѣ, мы выражаемъ ею наше сочувствіе и вниманіе къ слышимому нами молитвословію и псалмопѣнію.

Втеченіи всей святой Четыредесятницы при всѣхъ богослуженіяхъ часто повторяется, во всеуслышаніе присутствующихъ въ храмѣ, молитва: Боже! очисти мя грѣшнаго. Для чего это, столь частое повтореніе одной и той же молитвы? Для того, чтобъ мы пріучились часто повторять ее. Съ тою же цѣлію повторяется часто и другая краткая молитва: Господи помилуй.

Спаситель міра, одобрившій молитву мытаря, впослѣдствіи дозволилъ и даровалъ намъ молиться всесвятымъ именемъ Его. Молитва именемъ Господа Іисуса, и по имени Его, и какъ установленная Имъ, именуется молитвою Іисусовою. При господствѣ Ветхаго Завѣта, человѣкъ обращался къ Богу, Котораго онъ еще не зналъ опредѣленно; при наступленіи господства иного, въ Новомъ Завѣтѣ, человѣку, въ преизобильное дополненіе къ прежнему обращенію, предоставляется обращаться къ Богочеловѣку, какъ ходатаю между Богомъ и человѣками, какъ къ такому ходатаю, въ которомъ соединено Божество съ человѣчествомъ, какъ къ такому ходатаю, который Бога объяснилъ человѣкамъ съ возможною для постиженія человѣческаго подробностію и полнотою, который Бога исповѣда (Іоан. 1, 18). Ветхозавѣтной молитвѣ Боже милостивъ буди мнѣ грѣшнику равнозвучаща новозавѣтная молитва Господи Іисусе Христе, Сынѣ Божій, помилуй мя грѣшнаго. Ветхозавѣтные служители Бога употребляли первую молитву; новозавѣтные, употребляя и первую, наиболѣе употребляютъ вторую, потому что Богочеловѣку благоугодно было сочетать съ человѣческимъ именемъ своимъ особенную чудодѣйственную духовную силу. Для постояннаго моленія употребляется также молитва Господи помилуй. Она — сокращенная молитва Іисусова, и замѣняетъ ее въ тѣхъ случаяхъ, когда произнесеніе цѣльной молитвы Іисусовой дѣлается затруднительнымъ, какъ-то во время испуга, во время неожиданной радости, во время тяжкой болѣзни, во время духовнаго видѣнія. Въ послѣднемъ случаѣ возгласъ Господи помилуй служитъ для ума отголоскомъ на тѣ благодатныя разумѣнія, которыя являются ему по очищеніи его, превышаютъ его постиженіе, и не могутъ быть выражены словомъ [3].

Какое имѣетъ значеніе во всѣхъ этихъ молитвахъ глаголъ помилуй или милостивъ буди? Это — сознаніе человѣкомъ погибели его; это — ощущеніе той милости, того сожалѣнія къ себѣ, которыя Господь заповѣдалъ намъ ощущать къ себѣ, и которыя ощущаются очень немногими; это — отверженіе собственнаго достоинства; это — прошеніе милости Божіей, безъ которой нѣтъ надежды спастись погибшему. «Милость Божія есть ничто иное, какъ благодать Всесвятаго Духа; мы, грѣшные, должны непрестанно, неотступно просить ея у Бога. Умилосердись, Господь мой, надъ бѣдственнымъ состояніемъ моимъ, въ которое я ниспалъ, лишившись благодати Твоей, и снова водвори во мнѣ благодать Твою. Духомъ владычнымъ (Псал. 9, 14), Духомъ силы Твоей укрѣпи меня, чтобъ я могъ противостать искушеніямъ, наносимымъ отъ діавола, и искушеніямъ, возникающимъ изъ падшаго естества моего. Пошли мнѣ Духъ цѣломудрія, чтобъ я возникъ изъ состоянія умоизступленія, въ которомъ нахожусь, и исправилъ нравственныя стопы мои. Даруй мнѣ Духъ страха Твоего, чтобъ мнѣ устрашиться Тебя, какъ подобаетъ немощнѣйшей твари страшиться великаго Бога, Творца своего, чтобъ мнѣ по причинѣ благоговѣнія моего къ Тебѣ свято хранить заповѣди Твои. Насади въ сердце мое любовь къ Тебѣ, чтобъ мнѣ болѣе не отлучаться отъ Тебя, не увлекаться непреодолимымъ влеченіемъ къ мерзостному грѣху. Даруй мнѣ миръ Твой, чтобъ онъ хранилъ въ нерушимомъ спокойствіи душу мою, не попускалъ помышленіямъ моимъ скитаться по вселенной безъ нужды, во вредъ мнѣ, для смущенія моего, чтобъ онъ сосредоточивалъ ихъ въ самовоззрѣніе, и изъ него возносилъ къ престолу Твоему. Даруй мнѣ Духъ кротости, чтобъ мнѣ воздерживаться отъ гнѣва и злобы, быть постоянно преисполненнымъ благости къ братіи моей. Даруй мнѣ Духъ смиренномудрія, чтобъ я не высокоумствовалъ, не мечталъ о себѣ, не искалъ похвалы и славы человѣческой, но помнилъ, что я — земля и пепелъ, существо падшее, низвергнутое на землю по причинѣ недостоинства моего, долженствующее быть изведеннымъ изъ тѣла и міра сего смертію, долженствующее быть представленнымъ на страшный и нелицепріятный судъ Твой [4]. Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшнику! Господи, Іисусе Христе, Сыне Божій, помилуй мя! Господи помилуй!

Многіе произносятъ эти краткія молитвы съ величайшею поспѣшностію, заботясь только о исполненіи положеннаго числа ихъ. Такимъ образомъ моленія они не допускаютъ молитвѣ проникнуть въ сердце, и произвести свойственное ей дѣйствіе, заключающееся въ умиленіи. Справедливо замѣчаютъ святые Отцы, что молящіеся такъ молятся на воздухъ, а не Богу [5]. Отъ чего мы скучаемъ въ храмѣ Божіемъ? отъ того, что не ощутили дѣйствія молитвы. Отъ чего мы спѣшимъ къ сытому столу? отъ того, что мы опытно знаемъ значеніе вещественной пищи. Отъ чего не спѣшимъ въ храмъ Божій, но стараемся придти въ него попозже, когда значительная часть Богослуженія уже отправлена? отъ того, что не знаемъ опытно значенія молитвы, которая служитъ пищею для души, которая сообщаетъ душѣ духовную силу. Не знаемъ опытно значенія молитвы отъ того, что молимся поспѣшно, поверхностно, безъ вниманія. Дѣйствіе на душу продолжительной, но невнимательной молитвы подобно дѣйствію обильнаго дождя на желѣзную крышу, съ которой сбѣгаетъ вся вода, въ какомъ бы количествѣ она ни пролилась, не производя на крышу никакого дѣйствія. Напротивъ того, внимательную молитву можно уподобить благотворному дождю, орошающему засѣянное поле, дающему питаніе произрастеніямъ, и приготовляющему богатую жатву. Исправляя важную погрѣшность, которая отнимаетъ у подвижника молитвы весь плодъ подвига, воспитанники и наперсники святой молитвы, святые Отцы повелѣваютъ произносить слова какъ краткихъ молитвъ, такъ и всѣхъ вообще молитвословій съ особенною неспѣшностію, съ соблюденіемъ тщательнѣйшаго вниманія къ словамъ молитвы [6]. При неспѣшномъ чтеніи молитвъ возможно такое вниманіе; при поспѣшномъ чтеніи, вниманію нѣтъ мѣста. Молитва, лишенная вниманія, лишена сущности своей, лишена жизни. Тогда бываетъ она подобна тѣлу, оставленному душою: не благоухаетъ она смиреніемъ, не восходитъ къ Богу; пораженная и умерщвленная разсѣянностію, она пресмыкается въ земномъ тлѣніи и смрадѣ, сообщая ихъ молящемуся небрежно и холодно. Вниманіе ума при молитвѣ отражается въ сердцѣ блаженною печалію о грѣхахъ, которая и есть заповѣданное Богомъ покаяніе. Когда же сердце исполнится чувствомъ покаянія: тогда оно, въ свою чреду, привлекаетъ умъ къ сугубому вниманію. Вслѣдъ за вниманіемъ и умиленіемъ всѣ дары Святаго Духа вступаютъ въ душу, содѣлываютъ ее храмомъ Божіимъ.

Доставимъ нашей молитвѣ два свойства: вниманіе и покаяніе. Ими, какъ двумя крылами, да возлетитъ она на небо, да предстанетъ предъ лице Божіе, да исходатайствуетъ намъ помилованіе. Эти два свойства имѣла молитва блаженнаго мытаря. Проникнутый сознаніемъ своей грѣховности, онъ не находилъ въ дѣлахъ своихъ никакой надежды на полученіе спасенія, видѣлъ эту надежду въ единомъ милосердіи Бога, призывающаго всѣхъ грѣшниковъ къ покаянію, и дарующаго спасеніе за одно покаяніе. Какъ грѣшникъ, неимѣющій никакого собственнаго добра, мытарь занялъ въ храмѣ послѣднее мѣсто; какъ грѣшникъ, недостойный неба, онъ не дерзалъ возводить очей къ небу. Онъ устремилъ ихъ къ землѣ, и ударяя покаяніемъ въ сердце, изъ глубины сердца, отъ всей души произносилъ молитву, соединенную съ исповѣданіемъ: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшнику.

Молитва была такъ дѣйствительна и сильна, что грѣшникъ вышелъ изъ храма Божія оправданнымъ. Засвидѣтельствовалъ это сердцевѣдецъ Господь, Спаситель человѣковъ, — и сбылось надъ покаявшимся грѣшникомъ прореченіе Пророка: Созиждетъ Господь Сіона, душу человѣческую, разрушенную паденіемъ, и явится въ славѣ Своей. Призрѣ на молитву смиренныхъ, и не уничижи моленія ихъ. Да напишется сіе въ родъ инъ, да напишется это въ увѣданіе всего человѣчества, да напишется во увѣданіе всего племени и потомства христіанскаго! и люди, зиждеміи покаяніемъ и внимательною молитвою, ощутивъ свое обновленіе Божественною благодатію, восхвалятъ Господа (Псал. 101, 17-19), благоволившаго воспріять человѣчество, и спасти человѣковъ дивнымъ смотрѣніемъ Своимъ и дивнымъ ученіемъ Своимъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Святый Тихонъ Воронежскій. Т. 14-й, письмо 4-е.
[2] Лѣствица, Слово 28.
[3] Святый Петръ Дамаскинъ. О семи умныхъ видѣніяхъ, статья: раздѣленіе молитвы всѣхъ разумовъ. Книга 1-я, Добротолюбіе, ч. 3.
[4] Заимствовано изъ толкованія молитвы Господи помилуй старцемъ Паисіемъ Нямецкимъ. Писанія старца Паисія. Изд. Оптиной пустыни, 1847.
[5] Преподобный Нилъ Сорскій. Предисловіе къ Преданію.
[6] «Постой мало (молча), дондеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскорѣ, безъ лѣности, со умиленіемъ, и сокрушеннымъ сердцемъ, рцы сіе: Блаженъ мужъ, и проч. тихо и разумно, со вниманіемъ, а не борзяся (не спѣша): якоже и умомъ разумѣвати глаголемая». Наставленія предъ чтеніемъ Псалтыря. Псалтырь отдѣльною книгою.

Источникъ: Сочиненія епископа Игнатія Брянчанинова. Томъ четвертый: Аскетическая проповѣдь и письма къ мірянамъ. — Изданіе второе, исправленное и дополненное. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1886. — С. 28-34.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0