Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 1 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

И

Архіеп. Иліодоръ (Чистяковъ) († 1861 г.)
Слово въ недѣлю Святыя Пасхи.

Радуйтеся всегда о Господѣ, и паки реку, радуйтеся (Флп. 4, 4).

Всегда радуйтеся, братіе, о Господѣ, а паче нынѣ; ныне свѣтлое торжество на небѣ и на земли. О чемъ? — О томъ, что владычество грѣха ниспровержено, жало смерти притуплено, адъ разрушенъ, небо отверсто. Нынѣ ликуютъ Ангели, веселятся сынове Божіи, трапеза духовнаго утѣшенія всѣмъ предложена, вѣра оживлена, надежда утверждена, любовь воспламенена и очищена. Отецъ Небесный въ Единородномъ Его Сынѣ простилъ намъ всѣ согрѣшенія, и въ благодатной Церкви положилъ слово примиренія. Источникъ благодати близъ есть. Не столько видимое солнце оживляетъ и радуетъ природу, сколько Солнце правды, изъ сѣни гроба возсіявшее, Христосъ Господь, оживляетъ и веселить души христіанскія. Радуйтеся, братіе, и паки реку, радуйтеся: но радуйтеся со трепетомъ — бойтесь, какъ бы во дни радости не потерять чистой и свѣтлой радости какимъ-либо дѣломъ тьмы, какимъ-либо грѣхомъ, какъ бы снова не оскорбить Жизнодавца Христа; радуйтесь со трепетомъ, свойственнымъ сынамъ Божіимъ — со трепетомъ благоговѣйнымъ.

Владычество грѣха ниспровержено, т. е. силою благодати Іисусъ Христовой сила грѣха ослаблена; ослаблена, но не уничтожена; не уничтожена, — да не превозносимся дарами благодати, да подвизаясь противу грѣха даже до крове, стяжаваемъ вѣнецъ живота; не уничтжена: ибо христіанинъ, ограждаемый силою Распятаго на Крестѣ, можетъ не грѣшить, т. е. не творить грѣховъ злобнаго произволенія; можетъ не склоняться къ тому, къ чему влечетъ грѣхъ, или какая-либо постыдная страсть, если внимателенъ къ самому себѣ, если подвизается подвигомъ добрымъ, подвигомъ вѣры и любви. Но безопасенъ ли онъ отъ паденія? Не безопасенъ, когда бываетъ или безпеченъ, или разсѣянъ. Братіе! Еще одно утро воскресенія и безсмертія возсіяло, еще мы въ подвигѣ, еще не насталъ невечерній день вѣчнаго покоя, еще въ сердцѣ нашемъ грѣхъ не истребленъ, еще мы склонны къ паденіямъ тяжкимъ; радуйтесь убо о Господѣ, соблюдая и душу и тѣло въ чистотѣ, душу — отъ помысловъ худыхъ, тѣло — отъ вожделѣній; радуйтесь со трепетомъ.

Смерть умерщвлена: какъ же и нынѣ умираютъ смертные? Какъ же и нынѣ переходятъ въ страну вѣчности и сродники и знаемые? Какъ и мы страшимся смерти повсечастно? Внемлите! Умираетъ ли праведникъ? Нѣтъ: праведникъ во вѣки живетъ; вѣрующій аще и умираетъ тѣломъ, но духомъ всегда живъ. Смерть тѣлесная для праведника, вѣрующаго во Христа Жизнодавца, есть не иное что, какъ прешествіе въ лучшую жизнь, столько же вожделѣнное, сколько вожделѣнны были для древняго Израиля изшествіе изъ Египта, чудное прехожденіе чрезъ Чермное море и наслѣдіе земли обѣтованной. Смерть сія ни мало не вредитъ безсмертному духу праведника: она не вредитъ и смертному его тѣлу; ибо оно во всеобщее воскресеніе соединится паки съ Богосвѣтлою душею, содѣлавшись нетлѣннымъ, неувядающимъ, безстрастнымъ, вѣчно-живымъ. Есть смерть душевная, когда т. е. душа лишается чрезъ грѣхъ благодати, которою она питается и живетъ. Противъ сего зла дано отъ Жизнодавца многоцѣлебное врачевство, спасительное для того, кто хощетъ и умѣетъ имъ пользоваться. Струи жизни текутъ въ словѣ Божіемъ, на трапезѣ Божественной, въ молитвѣ, въ благочестіи: почерпайте струи жизни изъ сего Божественнаго источника, напаяйте ими души, и будете живы по духу. Даны и силы жить благочестиво, жить по внушенію духа, указаны и средства, возвѣщены обѣтованія за благочестіе и угрозы за нечестіе: кто же виновенъ, если самовольно входишь въ сѣнь смертную, удаляешься отъ свѣта; если грѣшишь, когда можешь и долженъ не грѣшить? Виновенъ ли врачь, когда больной отвергаетъ самое цѣлебное врачевство? Оброцы — дань за грѣхъ — смерть (Рим. 6, 23). Если грѣшишь самовольно: то можешь ли быть свободенъ отъ смерти по духу? Можешь ли пользоваться общеніемъ съ Богомъ, Который есть свѣтъ и жизнь? Жизнь во грѣхѣ, или что тоже, смерть по духу, есть зло ужаснѣйшее и всегда близкое къ намъ, доколѣ мы во плоти. Радуйтесь убо со трепетомъ!

Адъ разрушенъ. И такъ нынѣ ада нѣтъ? для праведниковъ, въ вѣрѣ и упованіи скончавающихъ дни свои, — нѣтъ; а для грѣшниковъ нераскаянныхъ — есть. Что же означаетъ адово разрушеніе? То, что души праведныхъ, умершихъ до пришествія Христова въ міръ, изведены изъ ада рукою Вседержителя; что души праведниковъ, умирающихъ по возстаніи Христа Спасителя изъ мертвыхъ, не низводятся во адъ, а прямо преселяются въ жилище свѣтлое, уму нашему недовѣдомое, — преддверіе тѣхъ великихъ обителей, кои уготованы для праведныхъ въ дому Отца Небеснаго, и имъ даны быть имѣютъ послѣ Страшнаго суда.

Праведники изведены изъ ада Воскресшимъ изъ мертвыхъ; а бѣсы, духи злобы, остались тамъ, и доселѣ пребываютъ. Еще на землѣ есть адъ: гдѣ? — въ душѣ, отъ Бога отвережнной и страстями терзаемой; гдѣ? — въ тѣлѣ, огнемъ вожделѣній палимомъ. Какъ Царствіе Божіе пребываетъ въ душѣ благочестивой: такъ и адъ — въ душѣ нечестивой.

Небо отверсто: чѣмъ? Крестомъ; для кого? Для подвижниковъ вѣры и благочестія, для грѣшниковъ кающихся. Какъ отрадно знать намъ грѣшнымъ то, что небо доступно кающимся! Какое торжество любви Божіей открывается въ томъ, что кающіеся грѣшники предваряютъ иногда праведниковъ входомъ въ Царствіе Небесное и славою ихъ превосходятъ.

Столь многія и столь великія благодѣянія излилъ и изливаетъ Человѣколюбецъ Господь: умеръ за грѣхи наши и восталъ во оправданіе! Умремъ и мы грѣху, поживемъ Богови духомъ, и — радость наша исполнится, и радости нашея никто же возметъ отъ насъ (Іоан. 16, 22). Аминь.

Источникъ: Слова и бесѣды, произнесенныя къ Курской паствѣ, Иліодоромъ, Архіепископомъ Курскимъ и Бѣлоградскимъ. — Изданіе второе, съ прибавленіемъ воскресныхъ бесѣдъ. — СПб.: Въ типографіи Экспедиціи заготовленія Государственныхъ бумагъ, 1844. — С 99-103.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0