Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 16 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Митр. Виталій (Устиновъ) († 2006 г.)
Слово въ недѣлю Женъ Мѵроносицъ.

Возлюбленные о Господѣ братія и сестры, отъ древнихъ временъ было замѣчено Святыми Отцами и Учителями Церкви Христовой, что у всѣхъ четырехъ Евангелистовъ не приводится случая, когда бы женщина оскорбила Христа, надругалась надъ Нимъ, или отнеслась къ Спасителю съ высокомѣріемъ и надмѣнностью.

Наоборотъ, мы видимъ въ евангельскихъ женщинахъ примѣры раскаянія, сокрушенія, смиренія и кротости. Женщина Хананеянка, изъ неправовѣрныхъ, не обидѣлась, когда на ея просьбы и мольбы объ исцѣленіи бѣснующейся дочери Христосъ отвѣтилъ, не хорошо взять хлѣбъ у дѣтей (надо понимать: правовѣрныхъ) и бросить псамъ. На этой женщинѣ оправдались слова царя Соломона: Обличай мудраго, и онъ возлюбитъ тебя. Ибо женщина эта отъ такихъ словъ Спасителя исполнилась искренняго, глубокаго чувства кротости, и на свой дивный отвѣтъ: Господи, но и псы ѣдятъ отъ крупицъ, падающихъ со стола господъ своихъ, получила немедленное исцѣленіе своей дочери.

Нѣкая блудница омывала ноги Христа и цѣловала ихъ, помазуя драгоцѣннымъ мѵромъ и власы своими отирая ихъ. Ея горькія слезы раскаянія смѣшались съ драгоцѣннымъ мѵромъ и остались навѣки совершеннымъ образомъ угодной Богу жертвы.

Женщины постоянно служили Господу всѣми своими немощными способностями, окружая Его любовью и вниманіемъ, съ той особой женской наблюдательностью, которая помогала имъ безмолвно поучаться отъ всего Святаго Лика Христова.

Можно съ дерзновеніемъ сказать, что фарисеи, саддукеи и учители народные, пылавшіе гнѣвомъ на Христа, встрѣтили именно въ своихъ семьяхъ первый отпоръ, и это было началомъ осуществленія словъ Спасителя: не миръ принесъ Я, но мечъ. Только передъ неистовымъ гнѣвомъ своихъ мужей, передъ ихъ бѣснованіемъ, онѣ, по свойственной женщинѣ подчиненности, склонили свои головы. Идя за Христомъ на Голгоѳу, рыдая, били онѣ себя въ грудь.

Но какъ только видъ бездыханнаго Пречистаго Тѣла Христова утолилъ на время злобу іудеевъ, Мѵроносицы Жены, проведши безсонную ночь, чуть свѣтъ, рано поутру, уже спѣшили ко гробу, чтобы излить безпрепятственно всю свою любовь къ своему Учителю и Наставнику этимъ послѣднимъ, погребальнымъ помазаніемъ благоухающаго мѵра.

Женщинѣ, Маріи Магдалинѣ — первой Господь явился по Своемъ славномъ Воскресеніи, и неоднократко пытливые умы давали по разному свои справедливыя объясненія этому безспорно промыслительному Божественному указанію.

Безусловно Господь поступилъ такъ потому еще, что хотѣлъ явить Свое Воскресеніе, а черезъ него и наше освобожденіе отъ діавольскаго плѣна и отъ грѣха, прежде всего женскому роду, какъ понесшему въ большей мѣрѣ всю тяжесть первороднаго грѣха. Дѣйствительно, мы замѣчаемъ, что, чѣмъ глубже въ исторіи человѣчества какой нибудь народъ погружался во мракъ идолослуженія, тѣмъ положеніе женщины въ немъ было болѣе рабское, доводившее ее иногда до состоянія вьючнаго скота. Даже древніе, просвѣщенные, но языческіе народы, которые, казалось бы, стояли на высокомъ уровнѣ культуры и цивилизаціи, облекая своихъ женъ въ пурпуръ и виссонъ, дѣлали изъ нихъ только предметъ похоти, крайне уничижая и попирая женское человѣческое естество.

И вотъ въ Спасителѣ женщина инстинктивно особенно сильно почувствовала своего Избавителя отъ многовѣковаго постояннаго поношенія, униженія, рабства. Къ Нему она потянулась всѣмъ своимъ существомъ, безсознательно, и только душа ея таинственно узнавала въ Христѣ своего Спасителя, Второго Адама, Эммануила.

Въ христіанскомъ обществѣ женщина нашла свое настоящее мѣсто и передъ нашими мысленными очами проходятъ дивные образы святыхъ мученицъ, преподобныхъ матерей, праведныхъ женъ и безчисленныхъ, Богу одному извѣстныхъ, скромныхъ, незамѣтныхъ матерей, сумѣвшихъ въ тишинѣ своихъ домашнихъ очаговъ вскормить тѣхъ богатырей духа, которыми такъ богата наша исторія.

А теперь? Все чаще и чаще видимъ мы, какъ отъ васъ, Жены Мѵроносицы, діаволъ-человѣконенавистникъ хочетъ снова отнять такой дорогой цѣной обрѣтенную вами свободу и уваженіе. Древній обольститель снова нашептываетъ вамъ, какъ когда-то вышей праматери Евѣ, почти ту же ветхую пѣснь. Но на этотъ разъ онъ не дерзаетъ соблазнить васъ мыслью о равенствѣ съ Богомъ, а коварно предлагаетъ мнимое равноправіе и равенство съ мужской половиной рода человѣческаго, обольщая васъ «эмансипаціей», вносящей равноправіе во всѣхъ областяхъ дѣятельности, вплоть до ношенія даже мужскаго платья.

Господь раздѣлилъ весь родъ человѣческій на двѣ половины, украсивъ каждую своими особенностями, различествующими. Эти особенности не вѣчны, ибо по смерти нашей по слову Спасителя всѣ будутъ, какъ ангелы Божіи въ Царствѣ небесномъ, и не будетъ больше ни мужчинъ и женщинъ. Эти особенности различествующія даны, однако, намъ, какъ средства къ подвигу въ нашемъ временномъ земномъ странствованіи. И вся сущность подвига этихъ двухъ половинъ рода человѣческаго заключается въ жертвенномъ истощаніи этихъ временныхъ разницъ, въ трудѣ уступокъ. Кромѣ плотской разницы, которая, какъ самая послѣдняя, принадлежитъ къ животной части насъ, обѣ половины человѣчества богаты своеобразными дарами, которыми онѣ расплачиваются другъ съ другомъ, какъ нѣкимъ чистымъ золотомъ.

Если теперь вы, Жены Мѵроносицы, послушаетесь этой тонкой свирѣли діавольской, приглашающей васъ къ лживому равенству съ мужчинами, и сами беззаконно сбросите съ себя свои женскія и женственныя обязанности, то вы сами себя окрадете, потерявъ свою честь и лишивъ себя уваженія. У васъ, обнищавшихъ, останется для жертвенной расплаты лишь единственная ваша особенность — ваша немощная плоть, которая Царства небеснаго не наслѣдуетъ.

Дубъ не одѣвается въ листья березы, и береза не одѣвается въ иглы ели. Все въ Божіемъ твореніи знаетъ свою цѣну и только человѣкъ разумный не хочетъ ея знать. Послушайте, русскія жены и дѣвы, что Господь нашъ говоритъ устами пророка Моисея: На женщинѣ не должно быть мужской одежды, ибо мерзокъ предъ Господомъ Богомъ твоимъ всякій дѣлающій сіе (Втор. 15, 5-6).

Въ своемъ чудномъ гимнѣ любви апостолъ Павелъ говоритъ: Любовь долготерпитъ, милосердствуетъ, любовь не завидуетъ, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствуетъ... (1 Кор. 13, 5-6). Это послѣднее слово надо понимать не въ современномъ русскомъ смыслѣ, а по этимологическому его происхожденію — въ смыслѣ нарушенія чина, порядка, Богомъ установленнаго. Не значитъ ли это, что всякая женщина, одѣвающаяся въ мужское платье прежде всего «безчинствуетъ», есть нарушительница Божественнаго порядка вещей на землѣ, грѣшитъ противъ заповѣди любви и, значитъ, противъ Бога и мерзка предъ Богомъ? Наказаніе надъ ней не дремлетъ.

Надо бояться, братья и сестры, не только явнаго грѣха, но и нарушенія Божьяго порядка, закономѣрности, чина вещей, угодныхъ Богу, ибо все это составляетъ тотъ кадръ, нѣкій невещественный храмъ, въ которомъ мы спасаемъ свои души.

Господь да благословитъ васъ и да умудритъ со всякой осторожностью и бдительностью хранить свои души.

† Епископъ Виталій. («Православная Русь», № 9, 1958 г.)       

Источникъ: Слово епископа Виталія, сказанное въ Монреалѣ въ недѣлю Женъ Мѵроносицъ. // «Православная Русь». Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей. — Jordanville: Свято-Троицкій монастырь, 2006. — №19 (1808). — С. 14-15.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0