Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Митр. Виталій (Устиновъ), Первоіерархъ РПЦЗ († 2006 г.)
О религіозной мысли за границей.

Настоящее время — безспорно начало новой эпохи, которая отличается существованіемъ единой цѣли для всѣхъ народовъ. Острота обособленности каждой націи притупляется и, мало по малу, начинаетъ обрисовываться призракъ нѣкоего братства народовъ. Идея Лиги націй и Соединенныхъ Штатовъ Европы, а завтра еще какихъ-нибудь новыхъ организацій, родилась отъ этого внутренняго стремленія народовъ къ единомыслію и отъ сознанія, что всѣ народы члены одной великой семьи.

Мы живемъ въ эпоху побѣды цивилизаціи надъ культурой. Надо замѣтить, что эти два понятія путаютъ, но мы не хотимъ сейчасъ уклоняться въ эту очень сложную тему; только вкратцѣ скажемъ, что отношеніе человѣка къ Богу составляетъ единственный истинный фундаментъ всякой культуры. И вотъ эту-то культуру вообще почитаютъ побѣжденной. Вопросъ сводится только къ тому, кто возсядетъ на мѣсто этого кажущагося мертвеца, — воинствующій тоталитарный ли интернаціоналъ кроваваго коммунизма или миролюбивый интернаціоналъ соціализма — демократія. Въ томъ, что культура духовная побѣждена никто не хочетъ сомнѣваться, но все-таки, на нашемъ, пока еще спокойномъ полушаріи, передъ перспективой новой войны, изъ жгучаго желанія создать полное единомысліе передъ врагомъ, появилась еще одна очень занятная идея, на которой мы хотимъ немного остановиться.

«А что, если и дѣйствительно, — думаютъ нѣкоторые современные мыслители, — остались еще какіе-нибудь чудаки, хотя и уравненные внѣшней цивилизаціей, но цѣпляющіеся еще за устарѣлые, особые религіозные пережитки? Нѣтъ! надо себя во что бы то ни стало гарантировать отъ такихъ разногласій, которыя ослабятъ нашъ общій фронтъ передъ общимъ врагомъ — коммунизмомъ». Такъ размысливъ, они начинаютъ распространять новыя мысли: «Всѣ мы — христіане. Всѣ мы — грѣшные. Никто изъ насъ не обладаетъ правдой. Всѣ мы — заблудшія овцы единаго Пастыря-Христа. Нечего намъ дѣлить. Не о чемъ и спорить. Объединимся всѣ во имя Христа, ибо время лукавое!» Такія и подобныя мысли встрѣчаются почти во всѣхъ религіозныхъ изданіяхъ, а за ними приступаютъ и къ дѣлу, т. е. представители всѣхъ христіанскихъ религій собираются вмѣстѣ и совершаютъ молитвословія.

Давайте разберемся, что же это такое? Реально ли такое объединеніе? Если представители различныхъ вѣроисповѣданій собираются въ одно помѣщеніе и каждый по своему вѣруетъ во Христа, неважно — правильно ли или неправильно, все же у него въ сердцѣ и умѣ — свой, особый Христосъ. И въ этомъ первомъ случаѣ, мы видимъ ясно, что никакого единенія нѣтъ, кромѣ одного — тѣлами всѣ сошлись въ одну комнату. Если же всѣ эти представители во имя единства отказались отъ своего собственнаго пониманія Христа, то во имя какого Христа они собрались? Въ этомъ второмъ случаѣ нѣтъ не только единенія во Христѣ, но намъ кажется, что здѣсь полное отсутствіе Христа. Мы никого не хотимъ обвинить, ибо мы не хотимъ видѣть злой воли. Страшно только за то, что передъ грубымъ коммунизмомъ съ жалкой, бѣдной идеологіей, но упругой, назойливой и стремительной — масса христіанъ превращается въ какое-то безхребетное тѣло, которое разсыпется при первомъ ударѣ серпа и молота. Намъ кажется, что ревностный баптистъ, методистъ или англиканинъ, любящій традиціи своей вѣры, будетъ, безусловно, болѣе стойкимъ борцомъ противъ коммунизма, чѣмъ вышеуказанные мыслители съ туманными представленіями о Христіанствѣ.

Отсутствіе разногласій между христіанскими вѣроисповѣданіями можно назвать, по слову пророка Давида, «единомысліемъ лукавствія!» Такое единомысліе лишено любви къ живому Христу, это соль, утратившая свою силу и не объ этомъ ли говоритъ Апокалипсисъ: ...ты не холоденъ, ни горячъ; о, если бы ты былъ холоденъ или горячъ! Но какъ ты тепелъ, а не горячъ и не холоденъ, то извергну тебя изъ устъ Моихъ (Апок. 3, 15-16)!

Объ этомъ мы хотимъ, дорогіе читатели, васъ предупредить.

(«Православное обозрѣніе», № 9, 1948 г.)

Источникъ: «Православная жизнь». Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». Юбилейный сборникъ: Къ 50-лѣтію Архипастырства Митрополита Виталія. — Jordanville, 2001. — № 8 (619). — С. 14-15.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0