Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 39.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виталій Гречулевичъ († 1885 г.)
Слово въ день Успенія Пресвятыя Богородицы
[1].

Въ молитвахъ неусыпающую Богородицу, и въ предстательствахъ непреложное упованіе, гробъ и умерщвленіе не удержаста: якоже бо Живота Матерь, къ животу престави, во утробу Вселивыйся приснодѣвственную (Кондакъ праздника).

Сколько отрады и утѣшенія, сколько величія и торжества христіанской надежды заключаетъ въ себѣ эта священная пѣснь церковная, ублажающая всечестное Успеніе Божіей Матери! Съ умиленіемъ и радостію слышимъ, что Пресвятая Богородица не усыпаетъ въ молитвахъ о насъ къ Богу.

Не усыпаетъ, потому что день и ночь, каждый часъ и каждое мгновеніе, предъ Ея Богоматернимъ, всеобъемлющимъ и всепроницающимъ взоромъ открывается безчисленное множество людей, изъ которыхъ одни окружены несмѣтными полчищами невидимыхъ враговъ, ищущихъ погибели ихъ, — другіе удручены скорбями и напастями, третьи страдаютъ тяжкими недугами и жестокими болѣзнями, всѣ же вообще обременены грѣхами многими, безъ всякой возможности освободиться отъ всѣхъ этихъ бѣдъ собственными силами, и даже весьма нерѣдко лишены сознанія и чувства, чтобы вопіять Богу о помощи и заступленіи. Видитъ это преблагословенная Матерь всеблагаго Бога, и, объемля безпредѣльною любовію всѣхъ земнородныхъ, близко принимаетъ къ своему Богоматернему сердцу всякую ихъ бѣду, всякую слезу, всякій воздохъ, и непрестанно подъемлетъ свои пречистыя длани къ престолу благодати — на умоленіе своего Божественнаго Сына и Господа, да милостивъ будетъ неправдамъ людскимъ, и отвратитъ праведный гнѣвъ Свой, на насъ движимый, и избавитъ насъ отъ всякаго зла.

Можно быть вполнѣ увѣреннымъ, что и среди предстоящаго благочестиваго собранія не найдется ни одного человѣка, сколько нибудь вѣрующаго, который бы на себѣ самомъ не испыталъ благотворнаго дѣйствія неусыпаемыхъ молитвъ Богоматери. Аще бо Ты, Богородице, не бы предстояла за ны молящи, кто бы насъ избавилъ отъ толикихъ бѣдъ, кто же бы сохранилъ донынѣ свободны? И что было бы съ нами, если бы хотя на одно мгновеніе прекратилось столь всемощное заступленіе за насъ Царицы небесной? Наша погибель была бы неизбѣжна.

Какъ же отрадно и утѣшительно должно быть для насъ всепразднественое воспоминаніе о томъ, что въ молитвахъ неусыпающую Богородицу самый гробъ и умерщвленіе не удержали, но возвратили Ее всегда живою о насъ ходатаицею и молитвенницею!

Но избавленіе насъ отъ временныхъ и вѣчныхъ бѣдствій не составляетъ единственнаго предмета неусыпныхъ молитвъ преблагословенныя Матери Господа и Бога нашего Іисуса Христа. Она еще болѣе и главнѣйшимъ образомъ предстательствуетъ о дарованіи намъ небесныхъ благъ, и въ сихъ-то предстательствахъ является непреложнымъ упованіемъ. — Надежда блаженнаго безсмертія составляетъ крайній предѣлъ нашихъ желаній. Безъ этой надежды вся наша временная жизнь не имѣла бы для насъ, можно сказать, никакой цѣны. Безъ нея всѣ претерпѣваемыя нами въ жизни бѣдствія были бы для насъ нестерпимымъ и ничѣмъ невознаградимымъ истязаніемъ. Безъ нея самыя лучшія блага въ жизни были бы для насъ однимъ мимолетнымъ призракомъ.

Сознавая это, всѣ люди, просвѣщенные вѣрою, во всѣ времена, одного только искали, къ одному лишь стремились, чтобы, послѣдовавъ узкимъ и прискорбнымъ путемъ за Божественнымъ Искупителемъ, получить вѣчное спасеніе. И для всѣхъ таковыхъ пренепорочная Матерь Господа нашего всегда была и есть всемощною предстательницею и непреложнымъ упованіемъ. Она-то была, какъ воспѣваетъ св. Церковь, для апостоловъ немолчными устами, для страстотерпцевъ непобѣдимымъ дерзновеніемъ, для всѣхъ подвижниковъ благочестія свѣтлымъ благодати познаніемъ.

Посему-то, всегда и вездѣ, въ самыя послѣднія минуты жизни, всякая душа христіанская, уже напутствованная св. таинствами, послѣднее надежное убѣжище находитъ себѣ подъ кровомъ Царицы небесной, къ чему и служитъ, такъ называемый, канонъ на исходъ души.

Представьте же себѣ, возлюбленные о Христѣ братія, въ какомъ недоумѣніи и прискорбіи находились ученики Христовы, когда воспѣвали исходное пѣніе святому Успенію самой Матери Божіей, и какъ велика и неописанна была ихъ радость, когда, нашедши гробъ Ея празднымъ, они удостовѣрились, что въ молитвахъ неусыпающую Богородицу, и въ предстательствахъ непреложное упованіе, гробъ и умерщвленіе не удержаста! Оттого-то и для насъ такъ радостенъ настоящій праздникъ.

Есть и еще одна сторона въ празднуемомъ событіи, усугубляющая нашу радость. Преславное Успеніе Пресвятой Богородицы представляетъ духовному взору нашему самое основаніе, по которому преблагословенная Приснодѣва переселилась отъ земли на небо, отъ временной къ вѣчно-блаженной жизни: якоже бо Живота Матерь къ животу престави, во утробу Вселивыйся приснодѣвственную. Но воплотившійся отъ приснодѣвственной утробы Господь Іисусъ Христосъ есть Начальникъ и нашей жизни, и, яко Первенецъ изъ мертвыхъ (Апок. 1, 5), живыми и мертвыми обладающій, въ преставленіи къ животу своей пречистой Матери представилъ намъ образъ и далъ залогъ переселенія въ горній міръ и всѣхъ земнородныхъ Ея чадъ по благодати. И съ этой-то стороны настоящій праздникъ сугубо радостенъ для насъ.

Впрочемъ, возлюбленные о Христѣ братія, чтобы радость сія пребыла для насъ неотъемлемою не только въ нынѣшній благознаменитый день, но и во всѣ послѣдующіе дни нашей жизни, и за предѣлами гроба въ жизни будущаго вѣка, — потщимся явить себя достойными чадами премилосердой Матери Господа и Спасителя нашего Іисуса Христа, соблюдая во всемъ Его святый законъ и не измѣняя Ему ни въ чемъ, въ своихъ же вольныхъ и невольныхъ прегрѣшеніяхъ у Него единаго испрашивая милость и прощеніе, — подъ руководствомъ св. Церкви. Тогда-то поистинѣ Пресвятая Богородица молитвами своими избавитъ отъ смерти души наши, и введетъ насъ въ жизнь вѣчную. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сказано въ Исаакіевскомъ соборѣ, 15 августа 1871 года.

Источникъ: Протоіерей Василій Гречулевичъ. Слово въ день Успенія Пресвятыя Богородицы. // «Странникъ», духовный учено-литературный журналъ, издаваемый протоіереемъ Василіемъ Гречулевичемъ. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1872. — Томъ III. — С. 149-152.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0