Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 21 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Прот. Валентинъ Амфитеатровъ († 1908 г.)
Слово въ день Успенія Божіей Матери.

Нынѣ православная христіанская Церковь прославляетъ дивный праздникъ Успенія. О немъ предсказывалъ въ боговдохновенномъ псалмѣ еще за полторы тысячи лѣтъ царь Давидъ. Въ 44-омъ псалмѣ изображена Царица, Матерь Божія, путемъ успенія и гроба введенная въ чертогъ Царя-Христа. Вслѣдъ за Матерью Божіей, въ эти же райскія обители введены и души человѣческія, души христіанскія, освященныя и очищенныя пречистой кровію Господа нашего Іисуса Христа.

«Слава дочери Царской внутри.
«Одежда Ея шита золотомъ.
«Въ испещренной одеждѣ
«Ведется Она къ Царю.
«За Нею ведутся дѣвы, подруги Ея.
«Съ ликованьемъ веселымъ приводятся,
«Входятъ въ чертогъ Царя...
«Сдѣлаю имя Твое памятнымъ въ родъ и родъ;
«Будутъ народы славить Тебя во вѣки».

Эта высокая честъ предстоитъ всѣмъ намъ. Исключительно отъ насъ самихъ зависитъ ею воспользоваться. Чтобы достигнуть почести и славы, которыми награждена Царица небесная, живущимъ на землѣ необходимо итти вслѣдъ Ея. Какъ Она жила, такъ и намъ слѣдуетъ жить. Тогда въ славѣ и чести совершится наше отшествіе изъ этого міра; мы уснемъ для земли, но воскреснемъ для неба; и на небѣ сподобимся быть причастниками благодатной славы Матери Божьей.

Главной ступенью, которой Святая Дѣва взошла отъ земли на небеса, было глубочайшее смиреніе. Подъ печатью смиренія была сокрыта вся Ея земная жизнь. Величіе и достоинство Божіей Матери можно понять только уму и чувству такихъ людей, которые научатся цѣнить добродѣтель смиренія.

Вся земная жизнь Богородицы была полна одной долей — безвѣстностью и уничиженіемъ.

Родители Ея, люди бѣдные, снискивали себѣ пропитаніе честнымъ и безустаннымъ трудомъ. Трудовая жизнь кроткихъ людей, однако, не пользовалась уваженіемъ, котораго она стоила. Ихъ поносили и презирали.

Когда людямъ, ведущимъ трудовой образъ жизни, приходится терпѣть еще укоризны и нареканія, то такую участь можно назвать вполнѣ несчастной. Многіе ея не выносятъ. Сердце ихъ гибнетъ; они перестаютъ вѣрить въ высшую справедливость и дѣлаются дѣйствительно дурными людьми. Отчего сталъ ты такимъ грубымъ и дерзкимъ? Гдѣ ты потерялъ честъ? спрашиваемъ мы у нѣкоторыхъ. — «Оттого», отвѣчаютъ они, «что съ нами были грубы и дерзки. Люди сперва отняли у насъ честь, а потомъ уже намъ не осталось чего жалѣть»...

Родители Дѣвы Маріи покорно перенесли испытаніе и неправду людскую. Они слезной молитвой омывали людское поношеніе и незаслуженное уничиженіе. На чистыхъ слезахъ выросла благословенная радость: родилась пренепорочная Дѣва.

Однако Ея рожденіе никого не привело въ восторгъ, кромѣ родителей. А о томъ, что въ рожденной отъ нихъ отроковицѣ міръ узритъ Матерь и Источникъ жизни для человѣчества — не подозрѣвалъ никто, даже и сами родители. — Младенчество Св. Дѣвы также покрыто глубокой сокровенностью.

Ея сердце, въ которомъ Она слагала глаголы Божіи, было слишкомъ смиренно, чтобы даже само въ себѣ помыслить о грядущемъ величіи Своемъ, какъ Матери Бога.

Когда о Іисусѣ Христѣ распространилась слава на землѣ, о матери Его всѣ забыли. Ея вспоминали только въ укоръ Господу, выставляя на видъ Ея уничиженное происхожденіе и состояніе. Въ евангельскомъ разсказѣ не много повѣтствуется о Ней, однако и тамъ мы находимъ Ее просящей у Своего Сына милостей людямъ.

Наконецъ, видимъ Богоматерь на Голгоѳѣ, у креста, гдѣ лютая и неизобразимая скорбь Іисуса Христа пронзила и Ея сердце. Послѣ крестныхъ страданій, матерь Божія удаляется въ полнѣйшую безвѣстность и остается незамѣтной въ сонмѣ апостоловъ.

Послѣдній день земной жизни Богородицы ничѣмъ не отличается отъ общей участи земнородныхъ: путемъ смерти и гроба Она перешла къ нескончаемой блаженной жизни.

Только съ этого времени открылась на землѣ во всемъ свѣтѣ и величіи Ея пренебесная слава. Съ этихъ поръ всѣ христіане, безъ различія пространства, мѣста и времени ублажаютъ преблагословенное имя Ея. Обѣщавшись святымъ апостоламъ не оставлять христіанъ Своимъ заступленіемъ, Она не умолкаетъ въ молитвахъ о насъ, недостойныхъ.

О чудесахъ заступленія Божіей Матери написаны тысячи книгъ. Но есть лучше книгъ, — живые свидѣтели чудеснаго Ея предстательства: и въ сельскихъ жилищахъ, и въ шумныхъ городахъ, и въ царскихъ чертогахъ, всюду, гдѣ живутъ люди, призывающіе на помощь Царицу Небесную, замѣчаютъ и великія дѣла Ея чудеснаго заступленія: она «Питательница» нищимъ, «Воспитаніе» дѣтямъ, «Цѣлительница» болящимъ, подательница «Нечаянной радости» ненадѣющимся, «Отрада и Утѣшеніе» міру, «Заступница усердная» всѣхъ, всѣхъ людей...

Какое же назиданіе мы извлечемъ для себя въ нынѣшній праздникъ Богородицы, возвеличенной паче херувимовъ и серафимовъ?

Главное, что путь къ небесной славѣ называется смиреніемъ. Только смиряяй же себе вознесется сказалъ Іисусъ Христосъ (Лук. 18, 14).

Да, смиреніе — истинное достоинство человѣка. Мнѣ всегда представляется ясный и простой примѣръ для смиренія: чѣмъ выше предполагаютъ строить зданіе, тѣмъ глубже долженъ быть для него фундаментъ, чтобы оно могло стоять прочно. Это правило житейской опытности приложимо къ духовной мудрости. Не тотъ уменъ, добръ и вообще правственъ, кто держитъ себя гордо, самовозвышенно, но тотъ истинно-добродѣтеленъ и мудръ, кто живетъ, работаетъ и трудится, не услаждаясь ни своими трудами, ни своими добродѣтелями. Вотъ отвѣтъ одного мудреца на вопросъ: кого считать великимъ человѣкомъ? «Замѣчай: человѣкъ великъ въ той степени, въ какой способенъ смиряться» (Сир. 3, 18).

Надо признаться, что въ нашей жизни частной и общественной есть много мелочности. Эта мелочность часто отнимаетъ всю красоту нашихъ поступковъ и дѣятельности. Въ насъ часто дѣйствуетъ душевное самоослѣпленіе. Намъ кажется, что мы очень хорошіе люди; намъ кажется, что мы дѣлаемъ все такъ, какъ должно: живемъ, какъ должно, какъ должно трудимся, мыслимъ и чувствуемъ. Это состояніе души — самое опасное, напоминающее заблужденіе тяжко больного человѣка, переставшаго уже различать острыя боли въ своемъ тѣлѣ и почитающаго себя на пути къ выздоровленію. Трудно говорить съ тажимъ самохваломъ, который не хочетъ понять, что, по выраженію Іоанна Богослова, онъ въ сущности «и окаяненъ, и бѣденъ, и нищъ, и слѣпъ, и нагъ» (Апок. 3, 17).

Кромѣ самовозвышенія есть еще одна гнусность и унизительнѣйшая черта въ людяхъ, отъ которой не хорошо бываетъ жить многимъ, это — тщеславіе. Сколько людей всѣ свои усилія направляютъ къ тому, чтобы о ихъ трудахъ, о ихъ добродѣтеляхъ не только думали, но говорили и трубили во всеуслышаніе? А между тѣмъ главная сила христіанской добродѣтели заключается въ сокровенности. Истинный христіанинъ долженъ бояться не только доброй молвы, но, даже, лишняго вниманія къ своимъ добродѣтелямъ. Истинный христіанинъ такъ остороженъ, что даже, согласно со словомъ Евангелія, прячетъ дѣло, сдѣланное правой рукой отъ своей лѣвой (Матѳ. 6, 3). Есть дорогіе, прекраснѣйшіе цвѣты, которые придаютъ своей красотой изящный видъ комнатѣ, гдѣ стоятъ; наполняютъ своимъ благоуханіемъ малое пространство. Если же высадите этотъ цвѣтокъ на воздухъ, то вѣтеръ улетучитъ его ароматъ, а красота его затеряется среди другихъ предметовъ. Такъ и добрыя дѣла теряютъ духовную красоту и цѣнность, если совершаются, ради похвалъ человѣческихъ. Истинное доброе дѣло чуждо тщеславія. Не только Господь, даже и люди не награждаютъ тщеславныхъ.

Въ житейской суетѣ-суетъ человѣкъ дѣлаетъ себѣ кумиръ для самовозвышенія изъ всего, — всего. Одинъ гордится сѣдинами, хотя эти сѣдины только по цвѣту серебристы, но не прибавили ему ни ума, ни скромности въ поведеніи. Другой отыскиваетъ предлогъ къ надменности въ своей тѣлесной красотѣ. Третій гордится званіемъ. Четвертый нисколько не утомляется въ десятый и двадцатый разъ громко пересчитывать и благовременно и безвременно свои многоразличныя достоинства. Всѣ эти лица, можетъ быть, міру кажутся только смѣшными, но съ христіанской точки зрѣнія они глубоко жалки, а вѣдь такъ нескромно прославляющихъ свои достоинства не единицы, а сотни людей!

Кому не извѣстно, какое мелкое тщеславіе заставляетъ людей домогаться наградъ за заслуги? — Бѣдные искатели! получая награду такимъ путемъ, вы уже получили свою мзду, и не дождаться вамъ иной отъ Господа. Отсюда постоянныя жалобы на то, что высшіе невнимательны къ низшимъ. Отсюда завистливое соперничество — при успѣхѣ, уныніе и озлобленіе — при неудачѣ. Стремленіе уронить въ мнѣніи общества почтеннаго дѣятеля, найти дурныя черты въ выдающемся среди житейской заурядности человѣкѣ — это все работа той же тщеславной мысли: почему онъ, а не я?

Не забывайте же, христіане, что Матерь Божія прославилась глубочайшимъ смиреніемъ. Ея гробъ будетъ лѣстницей къ небесамъ только для тѣхъ, которые въ своей душевной чистотѣ и простотѣ дѣла великія дѣлаютъ тихо и сокровенно. Аминь.

Источникъ: Духовныя поученія протоіерея В. Н. Амфитеатрова. — М.: Типо-литографія Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°, 1911. — С. 379-385.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0