Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Прот. Валентинъ Амфитеатровъ († 1908 г.)
Слово въ началѣ Успенскаго поста.

Бдите и молитеся да не внидите въ напасть (Матѳ. 26, 41).

Вотъ совѣтъ Іисуса Христа Своимъ ученикамъ. Онъ всегда поучителенъ и спасителенъ, въ особенности теперь, когда мы, по милости Божіей, вступили въ двухнедѣльный, св. Церковью установленный, постъ.

Въ прошедшее воскресенье съ этого священнаго мѣста, мы, разъясняя этого дня Евангеліе, уподобляли, пользуясь указаніями св. отцовъ Церкви, — человѣческую жизнь морю, гдѣ ни на минуту безъ опасности. Это не слова одни, но дѣйствительность и опытъ доказываютъ ихъ истину. Не буду исчислять бѣдствій, обременяющихъ человѣчество, не буду вызывать несчастныхъ, оглушающихъ насъ своими воплями и жалобами. Мысленно вспоминаю о тѣхъ, кого міръ называетъ счастливцами. Міръ ошибается: безусловныхъ счастливцевъ не существуетъ. Если они себя такъ называютъ, то достойны сожалѣнія. Они дремлютъ и не чувствуютъ, какъ червь гложетъ корень цвѣтка, который они сладостно и утѣшительно обоняютъ. Очень часто тѣ самыя блага, которыя составляютъ человѣческое счастіе, бываютъ источникомъ неожиданныхъ бѣдствій. Очень, очень часто человѣкъ, подобно мухѣ, вязнетъ и погибаетъ въ сладости, которой желаетъ себя удовлетворить. Пока грѣхъ гонится за человѣкомъ, онъ не можетъ быть счастливымъ. Вотъ почему Самъ Іисусъ Христосъ предлагаетъ каждому вѣрующему въ Него дѣятельное средство, какъ избавиться отъ напасти. Бодрствуйте и молитесь, — говоритъ Онъ, — да не внидете въ напасть. Въ чемъ же состоитъ бодрствованіе, избавляющее насъ отъ напастей?

Воинъ не дремлетъ, если знаетъ, что вблизи его находится непріятель, готовый, подкравшись, погубить его. Такъ же осторожнымъ долженъ быть всякій христіанинъ, отовсюду преслѣдуемый злѣйшимъ человѣкоубійцей искони, т.-е. діаволомъ.

1. Христіанинъ долженъ бодрствовать надъ своими мыслями. Такъ какъ мысль предшествуетъ каждому слову и дѣйствію, то искуситель прежде всего нападаетъ на мысль человѣка. Онъ старается отклонить ее отъ Бога и совѣсти и занять ее какой-либо страстью. Такъ какъ отъ юности борютъ насъ страсти и помышленія на злое, то врагу нетрудно нападать на человѣка и дѣлать его своимъ плѣнникомъ. Но благодатію Іисуса Христа мы искуплены отъ этой неволи. А не то ждетъ насъ бѣда, напасть, горе, если мы, при нападеніи искусителя не оградимся благодатію, или, по неосторожности, увлечемся ему подчинитъся.

Случалось слышать отъ людей, будто мысли въ полной нашей власти, и сами мы что хотимъ, то мыслимъ. Такъ говорятъ незнающіе науки духовной жизни. Если мы христіане, то не можемъ не замѣчать, какъ искушеніе безпрерывно борется съ человѣческими мыслями. Не стану указывать на извѣстныхъ подвижниковъ, отличавшихся въ духовной борьбѣ съ обольстителемъ, сѣятелемъ неправды, зависти, лукавства; я укажу на собственное наше сердце. Напримѣръ: вы теперь стоите во храмѣ и слушаете, что священнодѣйствуютъ въ немъ. Не примѣчаете ли, какъ въ это же самое время мысль ваша безпрестанно скользитъ и уклоняется отъ настоящаго предмета — куда-то!? Вы этого не хотите, но какой-то вѣтеръ разноситъ ваше вниманіе, и въ самое время молитвы вы принуждены мыслью теряться въ мечтаніяхъ. Тысячу разъ вы отгоняете разсѣянность, и тысячу разъ она возвращается къ вамъ. Что это значитъ? Отчего такое непостоянство чувствованій? Отчего противъ нашей воли вторгаются въ душу нежеланные помыслы? Самъ ап. Павелъ выражалъ скорбь человѣческаго безсилія такими словами: не еже бо хощу доброе, творю; но еже не хощу злое, сіе содѣваю (Рим. 7, 19). Всякій злой и безнравственный помыслъ въ душѣ, всякое нечистое намѣреніе въ нашемъ умѣ, всякое постыдное движеніе въ сердцѣ нашемъ исходитъ отъ лукаваго: онъ — отецъ лжи и во истинѣ не стоитъ. Онъ никогда не оставляетъ человѣка въ покоѣ. Своими внушеніями онъ, какъ червь, точитъ наше сердце. Какъ же намъ бодрствовать надъ нашими мыслями, чтобы распознать такого хитраго противника? Бодрствовать, — значитъ хранить въ своей душѣ оружіе; это оружіе — благодать. Съ благодатной помощью Божіей припомнимъ заповѣди Христова ученія и ими отобьемъ всѣ выпады своего врага. Приходитъ ли, напримѣръ, мысль отмстить недругу? Отвергнемъ ее, потому что она діавольская. Христосъ заповѣдывалъ любить ненавидящихъ насъ. Представляется ли случай удовлетворить сладострастію? Убѣжимъ его, потому что этотъ соблазнъ есть отравленная стрѣла, пущенная діаволомъ. Христосъ заповѣдывалъ чистотою сердца подражать невиннымъ младенцамъ. Возникаетъ ли страсть корыстолюбія, честолюбія? Необходимо истребить корень этихъ коварныхъ внушеній: они — діавольскія. Христосъ заповѣдывалъ искать сокровища на небесахъ, училъ не возносить себя, но смирять. Если мы остерегаемся дурной встрѣчи съ людьми не надежными и двери дома своего держимъ въ осторожности отъ порочныхъ и преступныхъ посѣтителей, то какъ же не осудить себя, если не остережемся держать свою душу, — наше вѣчное и безцѣнное сокровище, — въ беззащитности отъ хитраго татя?

2. Христіанинъ обязанъ наблюдать за своими словами, потому что искушеніе чрезъ мысли переходитъ въ слово. Иродъ помыслилъ угодить безстыдницѣ, свою мысль подтвердилъ клятвой предъ всѣми и былъ вынужденъ снять голову съ Іоанна Крестителя. Іуда Предатель помыслилъ о сребреникахъ и продалъ врагамъ своего Учителя. Великъ грѣхъ помысловъ, но покуда онъ не обнаруживается словомъ, дотолѣ онъ въ нашей власти; мы можемъ его покорить. Но слово, вышедшее изъ устъ, уже невозвратно. Оно можетъ оскорбить, причинить обиду, убить тысячу невинныхъ, немощныхъ въ вѣрѣ душъ. Припомнимъ, какъ упрашивалъ своихъ учениковъ ап. Павелъ удерживать уста отъ гнилыхъ словъ, какъ заповѣдывалъ имъ избѣгать сквернословія, пустословія и гадкихъ шутокъ насмѣшливости. О, если бы мы вспоминали совѣты ап. Павла, писанные имъ къ людямъ Ефесской церкви! Я говорю и заклинаю Господомъ, чтобы вы болѣе не поступали, какъ поступаютъ прочіе народы, по суетноети ума своего... и ожесточенію сердца... Вы... познали Христа и въ немъ научились обновиться духомъ ума вашего... Никакое гнилое слово да не исходитъ изъ устъ вашихъ... Всякое раздраженіе и ярость, и гнѣвъ, и крикъ, и злорѣчіе со всякою злобою да будутъ удалены отъ васъ!..

Можетъ быть, — скажете, — трудно быть осторожнымъ всякую минуту. Правда, — духъ бодръ, плоть немощна. Нельзя уберечься отъ грѣха, Но для этого предлагается намъ, кромѣ бдѣнія, — къ отвращенію напастей, — молитва и таинства. Бдите и молитесь! Для этого воздвигнутъ этотъ храмъ. Для этого и нынѣ мы собрались здѣсь. Не для этого ли мы начали постъ, чтобы привлечь къ себѣ покровительство Царицы Небесной?!

Братіе и сестры! Много можетъ молитва. Хотя ея сила приписывается наипаче праведникамъ, ибо грѣшниковъ, —Богъ не слушаетъ (Іоан. 9, 31), но кто знаетъ, сколько находится въ числѣ молящихся праведниковъ? Ежели моя молитва недостойна милости Божіей, то кромѣ меня здѣсь находятся такіе, которыхъ молитву Богъ слышитъ.

Несмотря на наше недостоинство, Богъ не уничижитъ нашего молитвеннаго жертвоприношенія. Особенно наше общее совокупное молитвословіе никогда не можетъ быть отвергнуто Богомъ. Св. пророкъ Давидъ въ радости и восхищеніи духа воскликнулъ: се, что добро или что красно, но еже жити, братіи, вкупѣ! Послѣдуя ему, осмѣлюсь и я воскликнуть: «се, что добро или что красно, но еже молиться вкупѣ». И какъ не молиться намъ? Благодарность за избавленіе миновавшихъ скорбей и за устраненіе другихъ непредвидѣнныхъ бѣдствій заставляетъ насъ обращать умъ и сердце къ Пресвятой Богородицѣ и просить Ея помощи. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды развѣ Тебе, Владычеце міра! Ты намъ помози, на Тебя надѣемся и Тобою хвалимся! Твои бо есмы раби, да не постыдимся! Аминь.

Источникъ: Духовныя поученія протоіерея В. Н. Амфитеатрова. — М.: Типо-литографія Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°, 1911. — С. 365-370.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0