Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 29.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Прот. Валентинъ Амфитеатровъ († 1908 г.)
Слово въ день празднованія иконы Богоматери Нечаянныя Радости.

О всепѣтая Мати, пріими приношеніе, отъ всякія избави напасти всѣхъ... (Кондакъ).

Скромно собрались мы помолиться предъ иконой Божіей Матери, испросить у Нея радости не только видимой и ожидаемой, но даже хотя желанной, но нечаянной. Однако вотъ вопросъ: стóимъ ли мы радостей и понимаемъ ли истинную радость?

1. Въ своей самомечтательности мы можемъ утвердительно отвѣчать на этотъ вопросъ; но этотъ отвѣтъ будетъ съ нашей стороны неразумная смѣлость. Дерзновенной рѣчью и смѣлыми поступками въ обществѣ намъ подобныхъ людей, гдѣ на каждомъ шагу борются страсти, человѣку смѣлому очищается дорога. Не то бываетъ въ христіанскомъ самовозношеніи души къ Богу и Его святымъ. Здѣсь опрастываютъ путь впередъ только глубочайшимъ смиреніемъ. Приведу примѣръ, думаю, уже многимъ знакомый, изъ житія преподобной Маріи Египетской.

Марія была великой грѣшницей. Однажды, прогуливаясь по столицѣ, она вздумала, среди празднаго досуга, войти въ церковь. Однако, вступивши на паперть, она почувствовала, что какая-то невидимая сила оттолкнула ее отъ входа въ самый храмъ. Чрезъ это неожиданное и внезапное препятствіе вдругъ вспомнилась Маріи вся ея прежняя жизнь, которую можно было назвать сборной ямой позора и всякаго нечестія. Оглядѣвшись вокругъ, Марія замѣтила на стѣнѣ предъ собою образъ Пресв. Дѣвы. Къ подножію этого святого лика склонилась потрясенная пробудившейся совѣстью грѣшница и предъ нимъ изливала свое исповѣданіе. Въ церковь мимо Маріи проходило много людей, всякихъ людей и со всякимъ поведеніемъ... Она ихъ не видала, она молила Пречистую, не отвергающую грѣшниковъ, объ указаніи и ей средствъ исправленія... Теплый, животворный лучъ вѣры упалъ на сердце грѣшницы; нечаянно она нашла свой путь, по которому и пошла. Съ него она уже не сходила до конца своей жизни, — она шла по нему цѣлыхъ сорокъ лѣтъ. Нечаянно зашла въ церковь и нечаянно нашла въ ней новую жизнь. Такъ рѣдко бываетъ съ людьми, но бываетъ. Шла въ церковь — безнравственной, отошла отъ святой иконы чистой, ангелоподобной. Примѣръ Маріи для многихъ изъ насъ можетъ быть очень назидательнымъ. Несомнѣнно, многіе изъ насъ вошли въ св. храмъ, если не съ христіанскимъ совершенствомъ, то съ доброй совѣстью, но нѣтъ сомнѣнія и въ томъ, что иные изъ насъ идутъ въ храмъ, стоятъ въ немъ безъ должныхъ чувствъ, безъ благоговѣйнаго сознанія святости этого мѣста. Оттого наша душа не выноситъ изъ храма впечатлѣній радости; мы ее внесли грѣшной въ храмъ, а изъ храма уносимъ еще грѣшнѣе. Послѣдствіемъ внѣшнихъ молитвъ, очевидно, будетъ не радость, а уныніе, озлобленіе, отчаяніе. Такимъ образомъ, для обрѣтенія нечаянной радости надобно имѣть нравственную подготовку, т.-е. имѣть въ душѣ охоту и желаніе сознать свою нечистоту и грѣховность, покаяться, умилиться...

Пречистая, всепѣтая Мать принимаетъ приношеніе чистое, простое, а не путанное и смѣшанное. Нравственная подготовка и есть именно то приношеніе, о которомъ поется въ слышанной вами сегодня церковной пѣсни. Какъ добрѣйшая мать, Богородица принимаетъ отъ каждаго изъ насъ посильно приносимое и молитвенно предъ престоломъ Божіимъ восполняетъ наши недостатки и избавляетъ отъ напастей и бѣдствій.

2. Бѣды и напасти, которыя обрушиваются на насъ, неисчислимы. Онѣ и подлѣ насъ и въ насъ самихъ. Напасти и горе сушатъ и терзаютъ человѣческія сердца. Многимъ изъ насъ недостаетъ словъ высказать свое горе, ни слезъ — оплакать свое несчастіе. Мы стои́мъ на такомъ роковомъ пространствѣ, гдѣ все утраты, бѣды и бѣдствія: въ одномъ мѣстѣ родители умираютъ прежде времени, и дѣти остаются безматерными сиротами; въ другомъ — преждевременная смерть; тамъ — неожиданно-страждущіе, болѣзнующіе и чающіе только Христова утѣшенія. Не перечислить безутѣшныхъ, плачущихъ и выплакавшихъ уже свои слезы въ этомъ мірѣ. По въ томъ-то и дѣло, что творцами нашей печали являемся, по большей части, мы сами. Мы привыкли только протестовать, заявлять недовольство, жаловаться и роптать. А между тѣмъ, намъ слѣдовало бы прежде ропота и жалобъ, обдумать свое горе, разсѣять самообольщеніе: если не станемъ преднамѣренно закрывать глаза на правду, себя выгораживать и обѣлять, — придется сознаться, что мы сами многимъ, многимъ виноваты въ своихъ несчастіяхъ. Сознавъ же это, намъ должно исповѣдывать передъ Господомъ свои грѣхи, исповѣдывать ихъ предъ Заступницей о грѣшномъ мірѣ. Тогда только унимается и стихаетъ буря душевныхъ волненій и въ душу вторгается нечаянная радость. Отнимается часть, дается цѣлое: за нѣкоторое сдѣланное надъ собою нравственное усиліе мы получаемъ полный отрадный «миръ душамъ» нашимъ. Пали дорогія слезы, но на нихъ возросли благотворныя сѣмена истинныхъ, непредвидѣнныхъ, негаданныхъ утѣшеній. Господи! мы не были бы христіанами, не были бы честными людьми, если бы позабыли, что у Тебя всегда всякое даяніе благо и всякій даръ совершенный! Взамѣнъ одной утраты Ты даешь новое сокровище. На горькомъ пережитомъ занимается заря сладостныхъ упованій...

Вотъ назиданіе и урокъ, какъ христіанину понимать и принимать нечаянную радость, получаемую чрезъ Матерь Божію, Которая избавляетъ молящихся отъ всякихъ злыхъ. Будемъ же со смиреніемъ и упованіемъ взирать на Ея пречистый образъ «Нечаянныя радости». Аминь.

Источникъ: Духовныя поученія протоіерея В. Н. Амфитеатрова. — М.: Типо-литографія Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°, 1911. — С. 358-361.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0