Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 21 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Прот. Валентинъ Амфитеатровъ († 1908 г.)
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы.

Дивное событіе воспоминается нынѣ Православной Церковью! Заступница всего міра предъ Богомъ, Пречистая Дѣва Марія была введена въ храмъ руками родителей. Здѣсь Она выросла; здѣсь Она пріобрѣла ту великую благодать, которая Ее поставила выше всѣхъ святыхъ, жившихъ на землѣ, выше самихъ ангеловъ и херувимовъ, обитающихъ на небѣ.

Благодать Божія и отъ насъ не закрыла дверей храма. Мы ходимъ въ храмъ, стоимъ и молимся во храмѣ и, по слову Божію, можемъ надѣяться пріобрѣсти себѣ великую пользу частымъ его посѣщеніемъ. Сама Матерь Божія Своимъ примѣромъ, Своей высокой жизнью указываетъ пользу посѣщеній храма.

1. Самой высокой добродѣтелью слово Божіе и опытные знатоки человѣческой души называютъ преданность волѣ Божіей, съ забвеніемъ собственной воли и желаній. Она достигается трудно. Безъ ропота покориться волѣ Божіей значитъ преодолѣть множество величайшихъ скорбей и искушеній. Это такой путь, на которомъ безпрестанно запинается человѣкъ. Одному итти по нему совсѣмъ нельзя. Здѣсь необходимо самое опытное руководство; иначе неминуемо человѣкъ попадетъ въ такой кругъ заблужденій, въ которомъ вмѣсто пріобрѣтенія покорности и смиренія, впадаетъ, даже для самаго себя незамѣтно, въ гордость и озлобленіе. Лучшимъ же руководствомъ человѣка на томъ пути, на которомъ онъ желалъ бы свою волю подчинить волѣ Божіей, есть храмъ. Здѣсь, куда ни простирается вашъ глазъ, вездѣ онъ увидитъ проповѣдь смиренія: на иконахъ Божіихъ изображены лики смиренныхъ подвижниковъ; стоятъ въ церкви всѣ вмѣстѣ — и женщины и мужчины, и рабы и свободные, богатые и бѣдные, счастливые и бездолные, праведные и грѣшные. Храмъ, это — объединеніе и Христово братство всѣхъ человѣческихъ душъ, искупленныхъ Имъ на крестѣ. Здѣсь, въ храмѣ, ваше ухо слышитъ и пѣніе и чтеніе, призывающее христіанскую душу покоритъся, дѣтски умалиться, покаяться, смириться. И такое чтеніе слышится добрымъ христіаниномъ изъ алтаря, съ церковнаго амвона и клироса. Ни въ какой семьѣ и ни въ какой школѣ не научится христіанинъ тому, чему онъ научится въ храмѣ. Если онъ внимателенъ, то именно здѣсь онъ пойметъ и свое величіе, ибо онъ есть образъ и подобіе Божіе, и свое уничиженіе, ибо ничтоженъ по грѣхамъ своимъ, по ограниченности своихъ способностей; здѣсь-то познаетъ онъ ту правую стезю, на которой спасается и блудница, и разбойникъ, и мытарь.

2. Великое украшеніе человѣческой души составляетъ чистота душевная и тѣлесная. Такой чистотой обладала выше всѣхъ земнородныхъ Матерь Господа нашего Іисуса Христа. Потребность въ чистой нравственности ощущается каждой душой. Душа наша жаждетъ этой чистоты. Но ее она можетъ пріобрѣсти и научиться, какъ беречь ее, преимущественно во храмѣ Божіемъ. Здѣсь все тихо, скромно, благопристойно и чисто. Въ душу вносится то благородство, то величавое цѣломудріе, которое уничтожаетъ различіе половъ и возрастовъ. Для благоговѣйной души всѣ люди суть добрые братья и добрыя сестры. Всѣ мы здѣсь, — какъ въ домѣ нашего Отца; на всѣхъ насъ устремленъ Его Божественный взоръ; всѣ мы этимъ взоромъ просвѣщены, оцѣломудрены и обожествлены. Для всѣхъ насъ церковь дала молитвы высокаго содержанія, прогоняющія скверные, нечистые помыслы и преступныя желанія. Для благоговѣйнаго человѣка храмъ Божій — это великій образъ царства Небеснаго. Тамъ, на улицѣ, даже въ семьяхъ, мы оставляемъ земные помыслы и всякія житейскія мысли; сюда же входимъ съ тѣломъ, которое есть чистѣйшій ларецъ, хранящій святыню нашего сердца. Нашимъ глазамъ, устремленнымъ на строгіе лики Божіихъ угодниковъ и видящимъ вокругъ себя себѣ подобныхъ, стремящихся къ водворенію въ душѣ нравственной чистоты, здѣсь уже нѣтъ соблазна. Самая грубая чувственность устыдится посягнуть здѣсь на дурное помышленіе. Потому-то церковь не одинъ разъ за божественной службой совершаетъ на насъ очищающее священное кажденіе... Благовонная струя священнаго аромата чувственно даетъ знать благоуханіе Божіей благодати, нисходящей на честную христіанскую душу.

3. Всѣхъ насъ одолѣваютъ скорби; всѣ мы обуреваемы искушеніями. Ихъ нѣтъ развѣ только у безпечнаго или заблудшаго. Да, всѣ мы или выносимъ бѣды или находимся въ ожиданіи ихъ. Въ мірѣ больше плачущихъ, нежели смѣющихся... и, слава Богу, — иначе міръ не сдержалъ бы и не стерпѣлъ людского безумія. Но самая нѣжная мать не сумѣетъ осушить привѣтливыми лобзаніями и ласками слезы плачущаго дитяти въ той степени, какъ утѣшаетъ насъ святая церковь, если мы предъ ней искренни въ своей печали. Нигдѣ, какъ въ храмѣ, человѣкъ не чувствуетъ того страшнаго душевнаго надрыва, какой, въ силу разныхъ житейскихъ обстоятельствъ, совершаетъ внутри каждаго изъ насъ жизнь.

Здѣсь же, собираются ангелами Божіими слезы нуждающихся, позабытыхъ, отверженныхъ, оскорбленныхъ, одинокихъ и погибающихъ. Здѣсь вдовы и сироты находятъ своихъ мужей и отцовъ, потому что церковь съ ними вмѣстѣ молится за нихъ, поминаетъ ихъ; ангелы Божіи несутъ къ нимъ изъ земного міра въ загробный, небесный міръ облегченіе, благую память о нихъ. Здѣсь, а не въ свѣтѣ падающая, покинутая женщина находитъ себѣ опору и возстаніе. Ея нравственную чистоту освящаетъ сама великая искупительная благодать, явленная міру не для праведныхъ только, а именно для грѣшниковъ и грѣшницъ. Здѣсь, въ Божіемъ храмѣ, безпрерывный урокъ терпѣнія отъ всѣхъ сторонъ; самые камни вопіютъ о подвижничествѣ ради неба, ради спасенія души.

Но не моему нѣмому слову перечислить всѣ Божіи благодѣянія, какія каждый христіанинъ можетъ получить въ храмѣ безвозмездно. Одно только и требуется: ходи сюда, молись благоговѣйно и учись познавать пути Божіи и пути человѣческіе, стези спасенія и пути неправедные.

Жизнь часто бурна, какъ прихотливое, глубокое море. Ея свирѣпыя волны грубо разбиваютъ всю нашу жизнь. Развѣ не чувствуете порой, что воля ваша покачнулась, умъ поколебленъ сомнѣніями, сердце разбито... Но вѣрный корабль у насъ — церковь, храмъ Божій. Потому-то вы замѣчаете, что бóльшая часть нашихъ храмовъ имѣютъ видъ корабля... Этимъ кораблемъ правитъ великій Кормчій, Самъ Іисусъ Христосъ.

Прибѣгайте же, братіе и сестры во Христѣ, подъ Божіе покровительство, по молитвамъ Пречистой Матери Божіей. Пусть Она насъ чаще и чаще вводитъ въ св. храмъ. Она вложитъ въ нашу душу смиреніе; Она сохранитъ и тѣло наше и душу нашу отъ мірскихъ нечистотъ; Она же, Застущица усердная, научитъ, какъ переносить бѣдствія и печали, какія встрѣчаются постоянно на пути нашего земного странствованія... Аминь.

Источникъ: Духовныя поученія протоіерея В. Н. Амфитеатрова. — М.: Типо-литографія Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°, 1911. — С. 342-346.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0