Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Прот. Валентинъ Амфитеатровъ († 1908 г.)
Поученіе въ недѣлю по Просвѣщеніи.
О дарахъ благодати Божіей.

Пріидите, пріимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божія, явльшагося Христа...

Вотъ молитва, которой третій день къ ряду оглашаются храмы св. Православной Христовой Церкви. Церковь, какъ нѣжнѣйшая мать, постоянно прилагая попеченіе о нашей жизни, хочетъ освятить христіанъ благодатной водой и призвать на всѣхъ благодать Святаго Духа, «Господа животворящаго».

1. Духа премудрости! Здѣсь разумѣются не тѣ свойства душевныхъ силъ, которыя міръ зоветъ премудростью. Мірская, свѣтская, человѣческая премудрость есть не болѣе, какъ гордость. Премудрость же божественная своимъ главнымъ признакомъ имѣетъ смиреніе. Мірская премудрость гонится за земнымъ, за временнымъ и всего чаще доходитъ до того, что совсѣмъ позабываетъ Бога. Премудрость же, которую Церковь испрашиваетъ у Святаго Духа, ведетъ къ тому, что человѣкъ-христіанинъ составляетъ непоколебимое убѣжденіе въ существованіе божественнаго, святого, чистаго, и это убѣжденіе становится въ его жизни свѣточемъ, неугасающимъ ни днемъ, ни ночью. Человѣкъ, осѣненный Духомъ премудрости, по выраженію псалмовъ, «желаетъ Бога и день и ночь», «жаждетъ Его», «какъ лань воднаго источника» (Псал. 62, 41).

Человѣкъ, вмѣстившій въ себѣ Духа премудрости, всегда предстоитъ истинному Богу, невидимому, какъ видимому, и неуклонно «взираетъ на Начальника вѣры и Совершителя» нашего, Іисуса Христа (Евр. 12, 2). Свѣтская премудрость часто совсѣмъ не обращаетъ вниманія на исполненіе нравственныхъ правилъ. Отъ того часто слышится: «какой тотъ или другой человѣкъ умный, а между тѣмъ ведетъ себя хуже послѣдняго невѣжды». И, наоборотъ, слышимъ: «какой тотъ или другой человѣкъ маловоспитанный, малознающій, а между тѣмъ благородный, честный, добрый!» Перваго мудрость объюродила, а у второго открылась ея свѣтлостъ. Истинная божественная премудрость окрыляетъ человѣческую душу добродѣтелями. Образецъ жизни для неимущаго премудрости былъ и есть всегда Іисусъ Христосъ, Который, будучи образомъ Божіимъ, уничижилъ Себя Самого, принявъ образъ раба... и по виду ставъ, какъ человѣкъ; умалилъ, смирилъ Себя, послушенъ былъ даже до смерти и смерти крестной (Флп. 2, 6). Іисусъ Христосъ есть Господь и Учитель вѣрующихъ душъ. На Христа взираетъ вѣрующій человѣкъ, чтобы подражать высокимъ Его свойствамъ и отобразить ихъ въ себѣ. Свѣтская премудрость походитъ на дорогое платье, сдѣланное изъ слишкомъ тонкаго, непрочнаго матеріала, — на малозанимательную книгу съ дорогимъ переплетомъ. Божія премудрость походитъ на ткань неизносимую (Апок.), на Евангеліе, которое во всѣхъ своихъ внѣшнихъ видахъ, въ переплетѣ и безъ переплета, приноситъ душѣ отрезвленіе и отраду. Ниспосли же намъ, Господи, Духа премудрости, чтобы онъ оживотворилъ наши душевныя силы и направилъ ихъ къ благочестію.

2. Ниспосли намъ, Господи, и Духа разума. Премудрость есть такое свойство, которое обнимаетъ всѣ душевныя силы, а разумъ составляетъ одну изъ этихъ силъ. Этой силой человѣкъ соображаетъ, измѣряетъ, сопоставляетъ, размышляетъ и разсуждаетъ. Умъ человѣка — великая сила; ею онъ воспринимаетъ, понимаетъ и даетъ убѣжище въ своей душѣ всему тому, что есть истиннаго и святого въ цѣломъ мірѣ. Умъ человѣка сдерживаетъ безпорядочные, неумѣстные и несоотвѣтственные порывы сердца; умъ человѣка налагаетъ узду на наши желанія и мечтанія, удаляетъ отъ насъ грезы и похотѣнія, разоблачаетъ всецѣло предметы, насъ соблазняющіе и увлекающіе. Для этой-то силы, въ насъ живущей, Церковь испрашиваетъ благодати Животворящаго Святаго Духа. Ни одна сила такъ не страшна и не привлекательна въ мірѣ, какъ умъ. Умъ — сила покоряющая и созидающая. На войнѣ не страшенъ порохъ и оружіе, но страшенъ умъ, направляющій ихъ силу. Не слово сильно, на насъ дѣйствующее, но тотъ разумъ, который словами заставилъ насъ согласиться и покоритъся. Оттого умы въ однихъ людяхъ называются ангельскими, а въ другихъ людяхъ — діавольскими. Ангельскіе умы, — это тѣ умы, которые вездѣ, во всемъ и всегда ищутъ небеснаго, святого, чистаго, божественнаго; они ищутъ этого сокровища трудомъ и средствами, освященными и указанными закономъ Божіимъ. Умы же діавольскіе стоятъ внѣ вѣдѣнія Божія; ихъ небо, ихъ кумиры вмѣщаются въ себѣ самихъ, или же вмѣщены всѣ на землѣ. Свѣтлый христіанскій умъ всегда стремится къ свѣту, умъ же діавольскій всегда пресмыкается внизу и ищетъ сумерекъ, тьмы... Наставь же насъ, Господи, Духомъ истиннымъ, ангельскимъ разумомъ!

3. Ниспосли намъ, Господи, и Духъ страха Божія! Страхъ Божій — это высшее совершенство духа. Это есть благоговѣніе. Это не то чувство, когда мы, сдѣлавъ дурное дѣло, не знаемъ, какъ освободиться отъ строгости правды Божіей. Подъ этимъ впечатлѣніемъ человѣка преслѣдуетъ совѣсть, вспоминаются ему его беззаконія; онъ проситъ помилованія, но не чувствуетъ въ себѣ благодатнаго утѣшенія. Этотъ страхъ удерживаетъ человѣка отъ грубыхъ и тяжкихъ грѣховъ, но не исправляетъ сердца. Это тотъ страхъ, который, говоритъ св. Іоаннъ Богословъ, — «муку имать». Страхъ же Божій есть безконечная любовь къ Господу. «Навсегда ли свободенъ буду отъ грѣховъ моихъ? Не впаду ли я во грѣхъ? Не стану ли хуже, чѣмъ я есмь?» Вотъ это чувство суть первое выраженіе страха Божія. Сознаватъ не временно, а постоянно въ своей душѣ миръ Божій, радость о Духѣ Святомъ, которую не терять въ самыхъ страданіяхъ. Этотъ страхъ имѣетъ всю сладость любви; онъ составляетъ счастье, онъ есть въ то же время и охрана, утвержденіе счастія. Страхъ Божій — это страхъ ангела, стоящаго у престола всевышней святости; страхъ Божій — это страхъ дѣтей, страхъ передъ нѣжно любящей матерью, въ силу этой любви устрашающихся оскорбить ее. Страхъ Божій — это страхъ и вмѣстѣ радость, сознаніе своего ничтожества и вмѣстѣ полнота любви Божіей, излитой въ любящее сердце. «О, Господи! воздаждь ми радостъ спасенія Твоего» (Псал. 50, 14); «да возвеселится сердце Мое боятися имене Твоего» (Псал. 85, 11), — взывалъ пророкъ Давидъ въ своей молитвѣ.

Молитва пророка Божія да будетъ и нашей молитвой. «Люблю Тебя, Господи, и боюсь, чтобы любовь эту не запятнать, не уронить, не обезславить. Люблю, люблю, но боюсь; боюсь, потому что люблю».

Еще разъ, братія и сестры мои о Христѣ, воскликнемъ отъ сердца молитвенно:

«Ниспосли, Господи, духъ премудрости, духъ разума, духъ страха Божія, во имя явившагося міру Іисуса Христа. Ему — всѣ мои дарованія и вся моя жизнь до послѣдняго вздоха на землѣ». Аминь.

Источникъ: Духовныя поученія протоіерея В. Н. Амфитеатрова. — М.: Типо-литографія Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°, 1911. — С. 315-319.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0