Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.)
Костромскія поученія за 1902 годъ.

Прославленіе Богоматери и Богомладенца подъ образами рая и древа жизни.
Поученіе въ недѣлю предъ Рождествомъ Христовымъ.

Готовися, Виѳлееме, отверзися всѣмъ, Едеме; красуйся, Евфраѳо, яко древо живота въ вертепѣ процвѣте отъ Дѣвы: рай бо оныя чрево явися мысленный, въ немже божественный садъ (насажденіе): отъ негоже ядше живи будемъ, не якоже Адамъ умремъ. Христосъ раждается, прежде падшій возставити образъ.

За пять дней до праздника Рождества Христова Церковь приготовляетъ насъ къ срѣтенію этого праздника своими пѣснопѣніями. Въ числѣ ихъ главное мѣсто занимаетъ и чаще всего повторяется ежедневно приведенное пѣснопѣніе, именуемое тропаремъ предпразднства. Въ этомъ тропарѣ прославляется Богоматерь подъ образомъ земнаго рая, и рожденный отъ Нея Богочеловѣкъ подъ образомъ райскаго древа жизни.

Было время, когда люди жили въ раю, т. е. въ насажденномъ отъ Бога обширномъ саду, и наслаждались въ немъ полнымъ блаженствомъ. Они окружены были всѣми удобствами для жизни покойной и радостной, не знали ни болѣзни, ни печали, ни воздыханія, незнакомы были съ душевными скорбями, происходящими отъ грѣха, отъ угрызенія совѣсти, уязвляемой грѣхомъ, ибо были безгрѣшны. Но главное въ томъ, что они находились въ тѣснѣйшемъ общеніи съ Богомъ, который являлся имъ и бесѣдовалъ съ ними человѣческимъ языкомъ. Люди предназначены были обитать въ этомъ раю и блаженствовать не на время, а на всю вѣчность по самому тѣлу, съ каковою цѣлью насаждено было въ раю древо жизни. Оно служило орудіемъ животворной силы Божіей, такъ что питаясь плодами его, они могли жить вѣчно, сохранять навсегда цвѣтущее здоровье, крѣпость тѣлесныхъ силъ, и не умирая, тѣло ихъ могло безболѣзненно преобразиться изъ душевнаго, животнаго въ духовное (1 Кор. 15, 44. 46). Къ сожалѣнію, недолго пришлось имъ жить въ раю. Они по внушенію діавола преступили заповѣдь Божію не вкушать отъ плодовъ находившагося въ томъ же раю древа познанія добра и зла, и за сіе осуждены были на смерть съ своимъ потомствомъ, которое наслѣдовало отъ нихъ грѣховную природу, лишились благодати Божіей, потребной для поддержанія въ нихъ жизни духовной, утратили духовныя совершенства, свойственныя существамъ, созданнымъ по образу и по подобію Божію, и удалены были изъ рая. Но не до конца Господь «гнѣвается, ниже во вѣкъ враждуетъ». Изрекши Свой праведный судъ надъ нашими прародителями и ихъ потомками, Онъ не лишилъ ихъ утѣшенія, даровавъ имъ обѣтованіе, что Сѣмя жены сотретъ главу змія, т. е. какъ жена, обольщенная діаволомъ и склонившая на свою сторону мужа, была виновницею осужденія, такъ жена же послужитъ орудіемъ спасенія: отъ нея родится Тотъ, который вконецъ побѣдитъ діавола, исторгнетъ людей изъ его власти и возвратитъ людямъ благоволеніе Божіе. И сіе обѣтованіе исполнилось спустя пять тысячъ пятьсотъ лѣтъ отъ Адама. Въ лицѣ Дѣвы Маріи явилась обѣтованная жена. Отъ Ней родился Спаситель, снявшій съ людей осужденіе Божіе и возвратившій имъ то, что имъ дано было въ раю и отъ нихъ взято. Вмѣсто рая чувственнаго чрево Дѣвы Маріи содѣлалось раемъ мысленнымъ. Въ ея чревѣ насажденъ былъ Божественный садъ. Вмѣсто древа жизни, бывшаго въ земномъ раю, въ лицѣ Христа процвѣло въ Виѳлеемскомъ вертепѣ новое древо жизни, отъ негоже ядше живи будемъ, и не якоже Адамъ умремъ. Тѣ, которые лишены были пищи райской, сподобились вкушать спасительную пищу отъ Христа, древа животнаго (Апок. 2, 7) чрезъ духовное общеніе съ Нимъ. Эта пища есть слово Христово, заключенное въ Евангеліи, есть тѣло и кровь Христова, предлагаемыя въ таинствѣ святого причащенія. Слово Христово, заключенное въ евангеліи, есть сѣмя духовной жизни, когда воспринимается вѣрующею душею. Слову Божію, въ отличіе отъ слова человѣческаго, присуща благодать Божія. Читающіе его или внемлющіе ему съ вѣрою, прикасаются къ источнику благодати. Вѣра есть проводникъ ея. Она, вводя вѣрующаго въ тѣснѣйшее общеніе со Христомъ, оживотворяетъ душу, уготовляетъ ее не только для жизни святой и богоугодной, но и вѣчно блаженной. Еще въ большей мѣрѣ является животворная благодать Божія въ таинствѣ причащенія. Ядый Мою плоть и піяй Мою кровь во Мнѣ пребываетъ и Азъ въ немъ. Въ силу этого тѣснаго общенія со Христомъ причастіе тѣла и крови Его служитъ, по словамъ одной изъ молитвъ къ святому причащенію, «къ исправленію житія и утвержденію, къ возращенію добродѣтели и совершенства, къ исполненію заповѣдей, къ общенію Святаго Духа, къ напутію живота вѣчнаго, къ благопріятному отвѣту на страшнѣмъ судѣ Христовомъ». Адамъ вкусилъ смерть и осужденіе отъ древа познанія добра и зла; вѣрующіе во Христа вкусятъ жизнь и спасеніе отъ Христа, древа животнаго, и будутъ вѣчно блаженствовать въ небесномъ раю. Грѣхопаденіе Адама сопровождалось помраченіемъ напечатлѣннаго въ немъ образа и подобія Божія. Христосъ пришелъ обновить въ насъ черты сего образа, истлѣвшаго страстьми, т. е. искаженнаго и поврежденнаго уклоненіемъ отъ жизни божественной, чистой и святой, и пристрастіемъ къ жизни земной и чувственной. Для того, чтобы возродить насъ къ жизни святой и богоугодной, самому Христу надлежало родиться на землѣ и воспріять человѣческое естество: Христосъ раждается возставити прежде падшій образъ, облечь насъ въ прежнюю духовную красоту, возвратить намъ утраченное нами духовное достоинство. Для воспріятія и удержанія сего достоинства даруется намъ многообразная благодать Божія въ святой Его церкви. Горе тѣмъ, которые не дорожатъ сею благодатію, утрачиваютъ богоподобіе и дѣлаются скотоподобными, каковы всѣ, до забвенія Бога предающіеся самоугодію, любострастію, своекорыстію. У нихъ помрачены черты образа Божія. По внѣшнему виду они не отличаются отъ людей праведныхъ и святыхъ, но по отсутствію въ нихъ жизни духовной, по преобладанію въ нихъ жизни плотской, они больше походятъ на скотовъ, чѣмъ на людей, и всего менѣе на христіанъ. Это только по имени христіане, а по образу мыслей и жизни нехристи. Да сохранитъ насъ всѣхъ Господь отъ сего пагубнаго состоянія.

Источникъ: Костромскія поученія за 1902 годъ Д. Б. Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1904. — С. 249-252.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0