Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.)
Костромскія поученія за 1902 годъ.

Чествованіе Богоматери людьми и ангелами.
Поученіе въ праздникъ Смоленской иконы Богоматери, 27 іюля.

Всякъ земнородный да взыграется, Духомъ просвѣщаемъ. Да торжествуетъ же бсзплотныхъ умовъ естество, початающе священное торжество Богоматере и да вопіетъ: радуйся, Всеблаженная, Богородице, чистая Приснодѣво (Ирмосъ 9-й пѣсни богородичнаго канона).

Симъ пѣснопѣніемъ святая Церковь приглашаетъ людей и ангеловъ къ торжественному и радостному чествованію Богоматери.

Всякъ земнородный да взыграется, Духомъ просвѣщаемъ. Подъ земнородными, приглашаемыми къ чествованію Богоматери, разумѣются люди. Они называются земнородными потому, что произошли отъ Адама, который созданъ изъ персти земной, на что указываетъ самое имя Адамъ, ибо Адамъ значитъ перстный. Стало быть и потомки его, наслѣдовавшіе отъ него туже природу, достойно и праведно именуются земнородными, то есть изъ персти земной происшедшими. Въ самомъ этомъ имени заключается побужденіе къ смиренію предъ Господомъ; ибо хотя по духовной своей природѣ человѣкъ созданъ по образу и по подобію Божію и немногимъ чѣмъ умаленъ предъ ангелами, но онъ не долженъ забывать свое ничтожество предъ Богомъ по своему тѣлу, созданному изъ праха земнаго. Къ сожалѣнію, забылъ это первый человѣкъ, подъ вліяніемъ дьявольскаго искушенія возмечталъ о томъ, что онъ можетъ быть равенъ Богу, возгордился предъ Нимъ, за что и понесъ праведное наказаніе. Земля еси и въ землю отъидиши, — таковъ приговоръ правосудія Божія падшему человѣку. Въ самомъ имени Его: перстный, заключалось предостереженіе отъ паденія. Онъ не внялъ этому предостереженію и за сіе обратился въ персть или прахъ, изъ котораго созданъ, то есть осужденъ на смерть. Но слава и благодареніе милосердому Господу: осужденному на смерть грѣшнику дана надежда спасенія въ обѣтованіи о Христѣ Искупителѣ, имѣющемъ родиться отъ Неискусобрачной жены и побѣдить дьявола, виновника грѣхопаденія прародителей. Сіе обѣтованіе исполнилось. Дѣва Марія сподобилась неизреченной чести послужить воплощенію отъ Нея Сына Божія и нашему чрезъ Него спасенію. Эта неизреченная честь для Ней есть неизреченная милость для всѣхъ насъ. Посему кому же больше какъ не намъ радоваться сему? Итакъ да радуется, «да играетъ» духовно всякъ земнородный подобно тому, какъ взыгралъ даже во чревѣ матери своей Елисаветы Предтеча Христа Іоаннъ въ минуту свиданія ея съ Матерію Господа Дѣвою Маріею, которая пришла навѣстить Елисавету, какъ свою родственницу вскорѣ послѣ того, какъ зачала во чревѣ своемъ Іисуса отъ Духа Святаго. Радость Іоанна, взыгравшаго во чревѣ матери, сообщилась ей, и она, исполнившись Духа Святаго, возвеличила Марію, какъ Матерь Господа Бога, и вмѣстѣ Его Самого. Радость Елисаветы возбуждена была Святымъ Духомъ, открывшимъ ей тайну Боговоплощенія, озарившимъ ея умъ свѣтомъ познанія той истины, что имѣющій родиться отъ Маріи Сынъ не простой человѣкъ, но Богочеловѣкъ, Господь неба и земли. Пусть каждый земнородный, проникнутый тѣмъ же самымъ убѣжденіемъ, той же самою вѣрою въ истину воплощенія Сына Божія, какою просвѣщена была отъ Духа Святаго Елисавета, раздѣлитъ съ нею ту радость, какою она была преисполнена при свиданіи съ Маріею, и пусть повторяетъ вслѣдъ за нею ея привѣтственныя слова, обращенныя къ Богоотроковицѣ: Благословенна Ты въ женахъ и благословенъ Плодъ чрева Твоего.

Къ выраженію тойже святой радости святая Церковь приглашаетъ не однихъ земнородпыхъ, но вмѣстѣ ангеловъ. Да торжествуетъ же безплотныхъ умовъ естество, почитающее священное торжество Богоматере. Понятно, почему люди торжественно чествуютъ Богоматерь. Въ лицѣ Ея человѣческая природа удостоилась такой чести, какой не имѣютъ даже святые Ангелы, ибо Единородный Сынъ Божій для спасснія людей «не отъ ангелъ когда пріемлетъ», не ихъ естество пріемлетъ въ личное, ѵпостасное соединеніе съ Собою, но отъ сѣмени Авраамова пріемлетъ (Евр. 2, 16), раждается отъ Дщери человѣческой, происшедшей отъ сѣмени Авраамова. Какое сильное побужденіе для земнородныхъ чествовать Богоматерь, въ лицѣ которой человѣчество вознесено превыше ангеловъ, такъ что Она содѣлалась честнѣйшею херувимовъ и славнѣйшею безъ сравненія серафимовъ! Вслѣдствіе сего, чествованіе Богоматери для нихъ, какъ и для насъ, одинаково священно. Они съ одинаковымъ благоговѣніемъ, какъ и люди, преклоняются предъ Нею, одинаково съ ними почитаютъ торжество въ честь Богоматери. Къ сему побуждаетъ ихъ не одна слава Богоматери, но вмѣстѣ и любовь къ намъ. Не для нихъ родился Христосъ, не они имѣли нужду въ спасеніи, не за нихъ для умилостивленія Бога надлежало Сыну Божію облечься въ человѣческую плоть и въ сей плоти пострадать и умереть за людей; но они такъ любятъ Господа, что не могутъ не любить тѣхъ, которыхъ Онъ возлюбилъ; такъ глубоко сочувствуютъ людямъ, что милости Божіи къ людямъ для нихъ такъ же дороги и пріятны, какъ бы имъ самимъ оказаны. Вотъ почему святая Церковь приглашаетъ ихъ воспѣвать священное торжество Богоматери. Она увѣрена въ ихъ сочувствіи намъ, въ ихъ участіи къ нашимъ нуждамъ, къ нашимъ радостямъ и горю и потому призываетъ ихъ восклицать Ей вкупѣ съ нами: Радуйся, Всеблаженная, Богородице, чистая Приснодѣво!

Подобное сему привѣтствію уже изрекъ вслухъ Богоотроковицѣ Архангелъ Гавріилъ, благовѣствуя ей о предназначенной ей чести быть матерію Бога Слова. Радуйся Благодатная, сказалъ ей онъ, Господь съ Тобою, благословенна Ты между женами. Ты зачнешь во чревѣ и родишь Сына, и несмотря на сіе останешься чистою Приснодѣвою, ибо совершится сіе дѣло безъ участія мужа: Духъ Святый найдетъ на Тебя и сила Всевышняго осѣнитъ Тебя. Подобное привѣтствіе и мы часто повторяемъ и такимъ образомъ являемся подражателями Ангеловъ, подобно тому, какъ имъ же подражаемъ, воспѣвая: Слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе. Но подражая имъ повтореніемъ ихъ славословій, мы должны подражать имъ также въ томъ чистомъ расположеніи духа, какимъ проникнуты ихъ славословія. Если желаемъ, чтобы наши славословія и привѣтствія, обращенныя къ Богоматери, были Ей угодны, будемъ славословить Ее чистымъ отъ грѣховныхъ помышленій сердцемъ и чистымъ языкомъ, по слову Церкви: Душами чистыми и нескверными устнами пріидите возвеличимъ нескверную и пречистую Матеръ Емануилеву. Къ сожалѣнію, случается, что тѣже самыя уста, которыя освящаются священными пѣснопѣніями, оскверняются предъ ихъ произнесеніемъ и послѣ произнесенія словами гнилыми, срамными, бранными, осужденіемъ, клеветами, кощунствомъ, ропотомъ на Бога и тому подобное. Нѣтъ сомнѣнія, что наши славословія Богоматери, какъ бы ни были многочислены и многословны, только огорчаютъ Ее, если произносятся устами нечистыми, равно также если исходятъ изъ сердца, оскверненнаго помышленіями нечистыми и враждою къ ближнему. Да спасетъ насъ Господь Богъ отъ сихъ грѣховъ. Дѣло святое должно быть совершаемо свято, ибо только подъ этимъ условіемъ можетъ быть угодно Богу и Богоматери.

Источникъ: Костромскія поученія за 1902 годъ Д. Б. Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1904. — С. 155-158.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0