Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Миръ съ Богомъ и между людьми.
Поученіе въ день Рождества Христова.

Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе (Лук. 2, 14).

Сими хвалебными словами огласили воздухъ св. Ангелы вслухъ Виѳлеемскихъ пастырей, въ минуту Рождества Христова. Они первые явились славителями Бога Всевышняго (въ вышнихъ) по случаю этого событія. Они первые узрѣли въ рожденіи Христа Спасителя проявленіе чрезвычайпой любви и милости Божіей къ людямъ. Обитая на небесахъ, окружая престолъ Господа Вседержителя, они всегда принимали живое участіе въ людяхъ и зорко слѣдили за всѣмъ, чтó происходило на землѣ. Имъ очень было жаль земнородныхъ, находившихся подъ гнѣвомъ Божіимъ послѣ грѣхопаденія прародителей. Уповая на милость Господа, они съ терпѣніемъ ожидали времени, когда Господь преложитъ гнѣвъ на милость. И вотъ наконецъ исполнилось ихъ ожиданіе. На землѣ водворился миръ съ Богомъ, на людяхъ почило благоволеніе Божіе. Виновникомъ сего мира и благоволенія Божія явился предвѣчно родившійся отъ Бога Отца Единосущный Сынъ. Насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія, Онъ во времени родился отъ пресвятыя Дѣвы Маріи, пріявъ отъ пречистыхъ кровей ея человѣческую плоть для того, чтобы въ сей плоти пострадать за насъ и умереть и сею безпримѣрною жертвою умилостивить прогнѣваннаго нами Господа и примирить насъ съ Нимъ. Были и въ ветхомъ завѣтѣ приносимы кровавыя жертвы отъ закалаемыхъ животныхъ для умилостивленія Господа, но онѣ сами по себѣ не имѣли никакой цѣны и были угодны Господу Богу только потому, чго прообразовали жертву Христову и воспитывали въ людяхъ вѣру въ ея силу. Кровь животныхъ, неповинныхъ въ грѣхахъ людей, проливаема была на жертвенникъ въ знаменіе жертвенной крови неповиннаго ни въ одномъ грѣхѣ, святѣйшаго и всенепорочнаго Богочеловѣка. Только она одна могла быть достаточна для умилостивленія Бога, ибо принесшій ее въ жертву не только былъ существо всеправедное и святое, но вмѣстѣ былъ Богъ во плоти. Уже и то имѣло значеніе величайшей жертвы, что Онъ, Владыка неба и земли, уничижилъ себя, сдѣлавшись человѣкомъ, во всемъ подобиымъ намъ, кромѣ грѣха; но несравненно бóльшее уничиженіе претерпѣлъ Онъ, когда въ человѣческой плоти пролилъ за насъ свою кровь на крестѣ. Сами Ангелы не знали этой тайны, когда прославляли Рождество Христа, но для нихъ знаменательно было уже то одно, что Богъ въ лицѣ рожденнаго Христа соединился съ человѣками; одного этого достаточно было для нихъ, чтобы видѣть въ этомъ соединеніи свидѣтельство мира съ Богомъ и благоволеніе Божіе. Но одинъ ли только миръ съ Богомъ мы должны имѣть въ виду, вмѣстѣ съ Ангелами прославляя Рождество Христа? Нѣтъ, миръ съ Богомъ есть источникъ мира между людьми. Примиренные съ Богомъ, мы всѣ сдѣлались чадами Его, всѣ возродились къ благодатной жизни въ купели крещенія и вслѣдствіе сего получили право именовать Бога Отцемъ своимъ, и, какъ чада единаго Отца, содѣлались братьями, а братьямъ свойственно жить въ мирѣ, любви и единодушіи. Итакъ, Рождество Христово есть торжество мира не только съ Богомъ, но и съ людьми. Если же такъ, то какъ же понимать слова Христовы: не мните, яко придохъ воврещи миръ на землю: не пріидохъ воврещи миръ, но мечъ. Пріидохъ разлучити человѣка на отца своего, и дщерь на матерь свою, и невѣстку на свекровь свою. И врази человѣку домашніи его (Матѳ. 10, 34-36). Чтó значатъ эти слова Христовы? То ли, что Христосъ есть виновникъ вражды и раздоровъ между людьми? Думать такъ было бы грѣхомъ богохульства. Слова Христа должно понимать въ томъ же смыслѣ, какой имѣютъ слова Симеона Богопріимца о Христѣ: Се, лежитъ сей на паденіе и на возстаніе многимъ во Израили и въ знаменіе пререкаемо (Лук. 2, 34). Іисусъ Христосъ царь мира всѣмъ проповѣдалъ одну истину, но не на всѣхъ проповѣдь Его произвела одинаковое дѣйствіе: одни увѣровали въ Него и возлюбили Его ученіе, другіе же презрѣли и возненавидѣли Его. Таково было отношеніе ко Христу людей во время Его земной жизни среди Іудейскаго народа. То же явленіе произошло среди людей при распространеніи христіанской вѣры въ послѣдующія времена: одни покорились Евангельскому ученію и сдѣлались христіанами, другіе отнеслись къ нему съ враждою. Эта вражда проникла и въ семейства: одни изъ членовъ семейства пріяли вѣру во Христа, другихъ, закоснѣвшихъ въ языческихъ суевѣріяхъ, ученіе Евангельское только озлобило до того, что отецъ возсталъ на сына, сынъ на отца. Случалось, что многіе язычнаки и сами мучили своихъ дѣтей христіанъ, и выдавали ихъ на муки языческому начальству. И сбылось слово Христово: и врази человѣку домашніи его. Вина вражды падаетъ не на Христа, а на людей, непокорныхъ слову истины. Что же касается для истинно вѣрующихъ въ Іисуса Христа, то они сохраняли миръ и въ отношеніи къ враждующимъ. Каждый изъ нихъ могъ сказать: съ ненавидящими мира бѣхъ миренъ (Псал. 119, 6). Гонимые христіане не только не враждовали противъ гонителей, не воздавали имъ зломъ за зло, но старались побѣдить ихъ кротостію, терпѣніемъ, самоотверженіемъ въ перенесеніи обидъ, молились за нихъ и благотворили имъ. Гонимые христіане были самыми лучшими подданными земныхъ царей, лучшими сынами земного отечества, охотно несли военную службу, мужественно сражались съ врагами отечества; когда приходилось имъ страдать за свою вѣру, они не сопротивлялись мучителямъ, безропотно отдавали себя на муки и смерть, поистинѣ «съ ненавидящими мира были мирны». Для своей защиты они не прибѣгали къ насилію, хотя на сторонѣ ихъ была великая сила. Еще во второмъ столѣтіи христіанъ такъ было много въ Римской имперіи, что, по слову одного изъ учителей церкви, они, еслибы захотѣли, могли соединенными силами возстать противъ гонителей и достигнуть безопасности отъ нихъ; но они почитали грѣхомъ заводить междоусобную войну, чтобы не подать врагамъ повода обвинять ихъ въ склонности къ мятежамъ, къ нарушенію вѣрноподданническихъ обязанностей. — Поистинѣ «съ ненавидящими мира они были мирны».

Причиною ненависти къ христіанамъ была конечно ненависть къ самой вѣрѣ ихъ, но независимо отъ этой ненависти есть другія причины враждебныхъ отношеній между людьми вообще. «Откуда у васъ вражды и распри? вопрошаетъ ап. Іаковъ. Не отсюда ли, отъ вожделѣній вашихъ, воюющихъ въ членахъ вашихъ» (Іак. 4, 1)? Человѣкъ недоволенъ своимъ состояніемъ, завидуетъ другимъ при видѣ ихъ благосостоянія. Онъ въ семъ случаѣ старается повредить имъ не всегда съ тою цѣлію, чтобы поживиться на ихъ счетъ, а съ безкорыстнымъ желаніемъ сдѣлать зло имъ и порадоваться ихъ несчастію, униженію и разоренію. Желаніе поистинѣ сатанинское. Вообще вражда къ ближнимъ есть плодъ внутреннихъ нечистыхъ вожделѣній или страстей, волнуюшихъ нашу душу. Мы возмущаемся противъ ближнихъ потому, что внутри насъ происходитъ мятежъ. «Нѣтъ мира въ костехъ моихъ отъ лица грѣхъ моихъ» (Псал. 37, 4); потому и миръ съ ближними нарушаемъ. Тоже самое служитъ причиною вражды къ ближнимъ не только въ частныхъ сношеніяхъ съ ними, но и въ международныхъ. Враждебныя столкновенія между народами происходятъ большею частію отъ зависти одного народа къ другому, отъ желанія преобладанія и возвышенія своего могущества насчетъ другого народа. И кому неизвѣстны пагубныя послѣдствія войны одиого народа противъ другого? Въ истекающемъ столѣтіи было много войнъ; но особенно кровопролитными и самыми опустошительными войнами ознаменовано начало истекающаго столѣтія. Единственною причиною ихъ была страсть къ завоеваніямъ величайшаго воителя. Дай Богъ, чтобы наступающій новый двадцатый вѣкъ былъ вѣкомъ мира, чтобы всѣ народы прониклись христіанскою любовію другъ къ другу и расковали мечи свои на земледѣльческіе плуги и копья на серпы. Дай Богъ, чтобы усилія миролюбиваго царя нашего, направленныя къ водворенію всеобщаго мира, увѣнчались вожделѣннымъ успѣхомъ, и чтобы скорѣе наступило время всеобщаго торжества принесеннаго Христомъ на землю мира, такъ чтобы всѣ народы единѣмѣ усты и единымъ сердцемъ могли повторять ангельскую пѣснь: Слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ не только съ Богомъ, но и между людьми.

Источникъ: Костромскія поученія за 1900 годъ (выпускъ шестой). Д. Б. Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1902. — С. 313-317.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0