Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Вечеря Христова.
Поученіе въ недѣлю праотецъ.

Глаголю вамъ, яко ни единъ мужей тѣхъ званныхъ вкуситъ Моея вечери (Лук. 14, 24).

Въ притчѣ о званныхъ на вечерю подъ образомъ приглашенія къ ней въ наглядныхъ чертахъ излагается ученіе Христа Спасителя о домостроительствѣ нашего спасенія. Во времена ветхаго завѣта изъ всего рода человѣческаго избранъ былъ одинъ народъ, который имѣлъ то преимущество предъ всѣми народами, что пользовался особеннымъ благоволеніемъ Божіимъ предъ ними, принятъ былъ Господомъ въ особый завѣтъ или союзъ съ Нимъ и находился подъ особеннымъ Его покровительствомъ. Времена ветхозавѣтныя миновали. Явился Христосъ Сынъ Божій, основатель новозавѣтной Церкви, установитель новаго завѣта или союза съ Богомъ, призвавшій къ нему всѣ народы. Вступленіе въ этотъ завѣтъ, въ эту Церковь есть вступленіе въ тѣсное общеніе людей съ Богомъ во Христѣ Іисусѣ. Приглашеніе на вечерю гостей изображенныхъ въ притчѣ Христовой есть образъ призванія всѣхъ людей къ этому общенію, къ этому союзу Бога съ человѣкомъ во Христѣ Іисусѣ. А самая вечеря, къ участію въ которой приглашены гости, знаменуетъ не что иное, какъ совокупность благодатныхъ средствъ, дарованныхъ Христовой Церкви для устроенія общенія со Христомъ вѣрующихъ въ Него, каковы слово Божіе, въ которомъ содержится млеко для младенствующихъ въ вѣрѣ и твердая пища для зрѣлыхъ духовно, богослуженіе съ его молитвами, пѣснопѣніями и наипаче таинствами, которыя служатъ главными проводниками въ душу многоразличной благодати Божіей для нашего очищенія отъ грѣховныхъ сквернъ, просвѣщенія и освященія. Пользованіе этими спасительными благодатными средствами есть поистинѣ вечеря или духовный пиръ души, вступившей чрезъ нихъ въ общеніе съ Богомъ и уготовляемой чрезъ нихъ къ болѣе тѣсному и радостному общенію съ Нимъ на небесахъ.

Въ притчѣ о званныхъ на вечерю говорится, что не всѣ званные явились на нее. Одни изъ нихъ отказались явиться подъ тѣмъ предлогомъ, что они купили землю и надобно ее осмотрѣть, у нихъ нѣтъ свободнаго времени ходить въ гости. Другіе говорили, что купили пять паръ воловъ для полевыхъ работъ и должны испытать ихъ годность къ этимъ работамъ: имъ нужно заняться этимъ дѣломъ, а не по гостямъ ходить. Третьи ссылались на то, что они только что женились и удовольствіямъ брачной жизни не желаютъ предпочесть веселое препровожденіе времени на пиршествѣ. Въ духовномъ смыслѣ всѣ эти отговорки не желавшихъ принять приглашеніе на вечерю указываютъ на пристрастіе къ земнымъ благамъ и радостямъ, какъ на причину, почему не захотѣли вступить въ новозавѣтную церковь приглашенные къ сему проповѣдію Христа и апостоловъ. Кто же принялъ приглашеніе на вечерю? Нищіе, увѣчные; хромые и слѣпые, т. е. такіе люди, которые не имѣли пристрастія къ земнымъ благамъ, потому что не обладали ими. Въ отношеніи къ Церкви Христовой это означаетъ, что счастіемъ насладиться благами и радостями ея въ общеніи съ Богомъ подорожили только тѣ люди, которые не находили для себя удовлетворенія въ земныхъ благахъ и радостяхъ и жаждали духовнаго мира и радости.

Все, что сказано въ притчѣ о званныхъ на вечерю, ближайшимъ образомь относится къ лицамъ, приглашаемымъ къ пріятію христіанской вѣры. Но что сказать о тѣхъ, которые уже исповѣдуютъ христіанскую вѣру и принадлежатъ къ Церкви Христовой? Не относится ли и къ нимъ притча о званныхъ на вечерю? Да, она и къ нимъ относится. Въ числѣ христіанъ есть люди, которые очень похожи на изображенныхъ въ притчѣ званныхъ на вечерю. Одни дорожатъ благодатію общенія со Христомъ и для сего пользуются всѣми благодатными средствами, къ числу которыхъ главнымъ образомъ относится таинство причащенія, именуемое тайною вечерею. Они съ великою радостію приступаютъ къ сему таинству и испытываютъ величайшее блаженство, вкушая Тѣло и Кровь Христову. Другіе, напротивъ, или съ неохотою исполняютъ этотъ священный долгъ и тяготятся подвигами говѣнія, потребными для надлежащаго приготовленія себя къ принятію благодати сего таинства и потому не получаютъ никакой духовной пользы отъ вкушенія Тѣла и Крови Христовой; другіе же совсѣмъ уклоняются отъ святого причастія не потому, чтобы они не вѣрили въ благодатную силу его или были врагами Церкви, а подъ тѣми же самыми предлогами, какими оправдывали свой отказъ отъ прибытія на вечерю званные. Одни изъ нихъ ссылались на недосугъ, на недостатокъ времени по дѣламъ хозяйственнымъ. Подобную отговорку употребляютъ уклоняющіеся отъ святыхъ Таинъ. Они и желали бы и были бы рады принять ихъ, но у нихъ недостаетъ времени для говѣнія. Все время уходитъ у нихъ на дѣла промышленныя и торговыя. Отъ нихъ они никакъ не могутъ оторваться безъ того, чтобы не потерпѣть ущерба въ хозяйствѣ. Напрасно вы стали бы имъ говорить, что причастіе святыхъ Таинъ необходимо для спасенія души, что кто не причащается ихъ, тотъ лишенъ надежды спасенія, ибо Самъ Христосъ сказалъ: аще не снѣсте плоти Сына человѣческаго, ни піете крови Его, живота не имате въ себѣ. Это значитъ, что пріятіе Тѣла и Крови Христовой есть залогъ вѣчной блаженной жизни; кто не имѣетъ въ себѣ этого залога, тотъ обрекаетъ себя на лишеніе будущаго блаженства, на вѣчную погибель. Почему такъ? Потому что вѣчное блаженство состоитъ въ общеніи со Христомъ въ царствіи небесномъ. Но быть въ общеніи со Христомъ въ жизни вѣчной могутъ надѣяться только тѣ, которые дорожили общеніемъ съ Нимъ на землѣ, а оно достигается преимущественно чрезъ святое причастіе по слову Самого Христа: ядый Мою плоть и піяй Мою кровь, во Мнѣ пребываетъ и Азъ въ немъ. Есть и другіе способы общенія со Христомъ, напримѣръ, молитва, богомысліе, чтеніе слова Божія, исполнепіе заповѣдей Христовыхъ; но всѣ эти способы спасительны только подъ условіемъ таинственнаго соединенія со Христомъ чрезъ вкушеніе Тѣла и Крови Его, ибо Христосъ ясно изрекъ свой судъ о чуждающихся причащенія: «они не имѣютъ живота въ себѣ». Напрасно все это вы стали бы говорить уклоняющимся отъ святого причастія по причинѣ житейскихъ дѣлъ. Житейскія дѣла, заботы о пріобрѣтеніи и умноженіи средствъ для житейскаго благосостоянія, для нихъ несравненно важнѣе дѣла спасенія души. И очень часто случается, что преданный этимъ заботамъ до забвенія священнаго долга освящать себя благодатію святыхъ Таинъ, такъ и умираютъ безъ напутствованія ими. Да образумитъ ихъ страхъ вѣчной погибели, угрожающей пренебрегающимъ этою благодатію, также отлагающимъ до неопредѣленнаго времени принятіе ея въ ожиданіи, не будетъ ли у нихъ когда-нибудь свободнаго отъ житейскихъ дѣлъ времени для говѣнія. Пристрастіе къ симъ дѣламъ такъ овладѣло ихъ душею, что не оставляетъ ихъ даже до послѣдней минуты ихъ жизни и что чѣмъ больше живутъ они на свѣтѣ, тѣмъ ненасытимѣе ихъ жажда къ умноженію земныхъ благъ. Любяй сребро не насытится сребра. Сколько бы ни было у него добра, все ему мало и всегда ему недосугъ подумать о душѣ и о Христѣ Спасителѣ, о благодати общенія съ Нимъ на землѣ, чтобы не быть отринутымъ отъ сего общенія въ жизни вѣчной.

Другіе изъ званныхъ на вечерю не явились на нее по той причинѣ, что вступили въ бракъ и удовольствія брачной жизни предпочитаютъ всему на свѣтѣ. Есть и среди насъ много людей, которые подъ тѣмъ же предлогомъ уклоняются отъ тайной вечери. Есть много новобрачныхъ, которые даже грѣхомъ почитаютъ въ первые годы жизни брачной приступать къ святымъ тайнамъ, плотское супружеское общеніе для нихъ несравненно дороже и пріятнѣе общенія со Христомъ Спасителемъ, и потому они даже въ великій постъ не говѣютъ и предаются неумѣренно супружескимъ наслажденіямъ. Это, конечно, большой грѣхъ. Бракъ есть святое дѣло, но святымъ дѣломъ не надо злоупотреблять. Брачная жизнь освящается святою Церковію не для удовлетворенія однихъ плотскихъ потребностей, но и для взаимной помощи другъ другу въ нуждахъ духовныхъ и тѣлесныхъ. Главная духовная нужда есть общеніе со Христомъ въ таинсгвахъ. Новобрачные и вообще всѣ ведущіе супружескую жизнь не должны забывать, что они христіане, что мужъ и жена должны содѣйствовать другъ другу въ исполненіи христіанскихъ обязанностей и для сего на время воздерживаться отъ плотскихъ супружескихъ наслажденій по взаимному соглашенію, чтобы это не служило препятствіемъ къ исполненію долга говѣнія и святого причастія (1 Кор. 7, 5). Любовь супруговъ другъ къ другу, простирающаяся до охлажденія любви ко Іисусу Христу, есть великій грѣхъ. Вотъ почему Христосъ говоритъ: аще кто грядетъ ко Мнѣ и не возненавидитъ отца своего, и матерь, и жену, не можетъ Мой быти ученикъ (Лук. 14, 26). Сіи слова не противорѣчатъ заповѣди Христовой о любви къ ближнимъ, а особенно къ близкимъ по плоти и крови. Подъ ненавистью къ женѣ и вообще къ роднымъ здѣсь разумѣется не ненависть къ лицу, а ненависть къ грѣху пристрастія къ нимъ. Горе тому, кто питаетъ это пристрастіе до утраты любви ко Христу: онъ не можетъ быть ученикомъ Христовымъ; онъ только поситъ имя христіанина, на самомъ же дѣлѣ онъ чуждъ Христа. Пусть примутъ это къ свѣдѣнію тѣ супруги, которые уклоняются отъ общенія со Христомъ подъ предлогомъ супружества, на самомъ же дѣлѣ, по причинѣ плотского невоздержанія, которое дѣлаетъ ихъ подобными блудникамъ.

Въ заключеніи притчи о званныхъ на вечерю Христосъ сказалъ: глаголю вамъ, никтоже отъ мужей тѣхъ званныхъ вкуситъ вечери Моея. Это значитъ, что приглашенные на вечерю, но отказавшіеся, со временемъ раскаются въ своемъ невѣжествѣ, но уже поздно: гостепріимный хозяинъ уже не позоветъ ихъ къ себѣ и не дастъ имъ вкуситъ отъ своей вечери. Въ духовномъ смыслѣ это можно понимать такъ: тѣ, которые отвергли евангельскую проповѣдь о Христѣ и не вступили въ Его Церковь, внѣ которой нѣтъ спасенія уже не войдутъ въ царство небесное, отринуты будутъ отъ общенія со Христомъ на небесахъ, не вкусятъ сладости благъ небесныхъ. Таже самая участь угрожаетъ и христіанамъ, которые уклонялись отъ общенія со Христомъ въ тайной вечери Его, хотя принадлежали къ Его Церкви. Лишивъ себя общенія съ Нимъ въ земной Церкви, они преградили себѣ путь къ общенію съ Нимъ въ Церкви небесной, въ которой уготована вечеря или пиръ духовный съ Его неизреченными радостями только причастникамъ святыхъ Таинъ. Великую духовную радость они ощущали, вкушая Тѣло и Кровь Христову, но это было только предвкушеніе болѣе совершенной радости въ общеніи со Христомъ въ царствіи небесномъ. Здѣсь на землѣ они причащались Его Тѣла и Крови подъ видомъ хлѣба и вина, тамъ же, въ невечернемъ дни царствія Его, истѣе, совершеннѣе будутъ причащаться Его, ибо непосредственно будутъ наслаждаться зрѣніемъ лица Его. Но сего блаженства не сподобятся уклонявшіеся отъ принятія святыхъ таинъ на землѣ. Напрасно нѣкоторые изъ нихъ стали бы говорить, что они допущены будутъ до блаженства общенія со Христомъ въ царствіи небесномъ въ награду за то, что хотя не причащались святыхъ Таинъ во время земной жизни, старались угодить Христу молитвою и добрыми дѣлами. Нѣтъ, скажетъ Онъ имь: «молитва и добрыя дѣла спасительны только подъ условіемъ благодатнаго общенія со Мною въ таинствахъ, наипаче въ таинствѣ причащенія; вы не послушались Меня, когда Я приглашалъ васъ къ сему благодатному общенію на тайной вечери въ Церкви земной; не послушаю и Я васъ, вопіющихъ ко Мнѣ о принятіи въ Церковь небесную. Глаголю вамъ, яко ни единъ изъ васъ званныхъ прежде, но отвергшихъ званіе, вкуситъ Моея вечери на небесахъ: мнози бо суть звани въ царство благодати, мало же избранныхъ въ царствѣ славы».

Источникъ: Костромскія поученія за 1900 годъ (выпускъ шестой). Д. Б. Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1902. — С. 302-307.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0