Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 21 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Іудейскія синагоги и талмудъ.
Поученіе въ недѣлю 27-ю по Пятидесятницѣ.

Бяше уча на единѣмъ отъ сонмищъ въ субботу (Лук. 13, 10).

Въ сегоднешнемъ евангельскомъ чтеніи содержится повѣствованіе о чудесномъ исцѣленіи Господомъ Іисусомъ Христомъ скорченной женщины. Она не могла разогнуться и стоять прямо. Въ такомъ состояніи она находилась въ продолженіе восемнадцати лѣтъ по дѣйствію духа злобы. Господь попустилъ злому духу наслать на нее эту болѣзнь подобно тому, какъ попустплъ ему поступить съ Іовомъ. Господь Іисусъ сжалился надъ нею и, подозвавъ ее къ Себѣ, сказалъ: «женщина! ты освобождаешься отъ недуга твоего», и возложилъ на нее руки. — Она тотчасъ выпрямилась и стала славить Бога».

Это чудо совершено Іисусомъ Христомъ въ субботу на единѣмъ отъ сонмищъ, т.-е. синагогъ. Синагогами назывались мѣста для благочестивыхъ собраній, именно для молитвы и ученія. Онѣ похожи были на наши часовни, устрояемыя для церковныхъ чтеній, молитвъ и ученія, иногда преподаваемаго въ нихъ священниками. Тоже совершается и въ храмахъ, но отъ храмовъ часовни отличаются тѣмъ, что въ часовняхъ не совершается литургія, не приносится безкровной жертвы, и могутъ быть исправляемы въ нихъ только прочія суточныя церковныя службы, начиная съ Часовъ, почему и называются онѣ часовнями. Подобное значеніе имѣли и имѣютъ Іудейскія синагоги. Въ нихъ происходило чтеніе псалмовъ, пророковъ и закона Моисеева съ присоединеніемъ толкованій по содержанію чтеній, но жертвы не приносились, мѣстомъ ихъ принесенія могъ быть только храмъ, бывшій въ Іерусалимѣ, единственный во всей вселенной храмъ истинному Богу. — Синагоги имѣли видъ прямоугольника; внутри ихъ, близъ стѣны, на противоположной со входа сторонѣ помѣщался на возвышеніи ковчегъ, съ свитками Моисеева закона и другихъ священныхъ книгъ. Посрединѣ зданія находилась каѳедра, на которой учители закона, обратившись къ народу, прочитывали отдѣлъ изъ ветхозавѣтнаго писанія и предлагали изъясненіе прочитаннаго. — Синагоги получили начало со времени плѣна Вавилонскаго, когда храмъ Іерусалимскій былъ разрушенъ. По неимѣнію храма, синагоги сдѣлались мѣстомъ общественнымъ молитвенныхъ собраній, но и по окончаніи плѣна, когда храмъ Іерусалимскій былъ возстановленъ, синагоги не только не прекращали своего существованія, но съ теченіемъ времени размножались, такъ что во дни земной жизни Іисуса Христа въ одномъ Іерусалимѣ ихъ было нѣсколько сотенъ. Это размноженіе свидѣтельствовало о благочестіи Іудеевъ, по крайней мѣрѣ, въ томъ отношеніи, что послѣ плѣна Вавилонскаго, вразумленные бѣдствіями, они уже не возвращались къ идолопоклонству, которому нерѣдко предавались до плѣна, и твердо хранили вѣру въ единаго истиннаго Бога. Синагоги были весьма полезны въ этомъ отношеніи, предохраняя ихъ отъ языческихъ суевѣрій. Къ сожалѣнію, въ синагогахъ явились учителями люди, которые позволяли себѣ превратно толковать ветхозавѣтныя писанія, искажали ихъ дополненіями, основанными на преданіи старцевъ. Распространилось убѣжденіе, что это дополнительное ученіе устнымъ путемъ сохранилось со временъ Моисея и имѣетъ одинаковую важность съ писаннымъ закономъ Моисеевымъ. Всѣ эти преданія, идущія будто со временъ Моисея, и другіе позднѣйшіе вымыслы Іудейскихъ учителей, извѣстныхъ подъ именемъ книжниковъ, вошли въ составъ Талмуда — книги, наполненной ложными ученіями о вѣрѣ и нравственности. Для большинства Іудеевъ Талмудъ служитъ доселѣ непогрѣшительнымъ руководствомъ не только въ религіозномъ, но и въ житейскомъ отношеніи. На слѣды ложныхъ толкованій книжниками Моисея и пророковъ Самъ Іисусъ Христосъ иногда указываетъ. Таково, напримѣръ, толкованіе заповѣди Моисеева о субботѣ. Іисусъ Христосъ чудеснымъ образомъ исцѣлилъ скорченную женщину въ субботу, когда увидѣлъ ее въ синагогѣ, гдѣ въ этотъ день Онъ присутствовалъ и училъ. Чудо было такъ явно для всѣхъ, такъ поразительно, что нельзя было не видѣть въ совершителѣ чуда посланника Божія, и зрителямъ чуда ничего не осталось дѣлать, какъ только прославить Господа Бога и Христа Сына Божія. Но не такъ посмотрѣлъ на это дѣло начальникъ синагоги. Онъ вознегодовалъ на Іисуса за то, что Онъ исцѣлилъ больную женщину въ субботу. По его мнѣнію, Іисусъ совершилъ преступленіе противъ заповѣди о покоѣ въ субботніе дни. Леченіе больныхъ, какъ и всякое житейское дѣло, надо совершать, по его словамъ, только въ будничные шесть дней, а отнюдь не въ субботу. Господь Іисусъ не разъ обличалъ книжниковъ и фарисеевъ за такое узкое, неправильное пониманіе заповѣди о субботѣ. По Его ученію, дѣла неотложной необходимости и добрыя дѣла позволительно дѣлать и въ субботу. Однажды фарисеи упрекали Іисуса за то, что Онъ, проходя чрезъ засѣянное поле, позволилъ ученикамъ своимъ срывать колосья для утоленія голода. Это было въ субботу, и грѣха тутъ не было, потому что было дѣло нужды, котораго законъ о субботѣ не запрещаетъ подобно тому, какъ законъ не запрещаетъ въ субботу совершать храмовыя службы и обрѣзаніе. Ревнующіе о строгомъ исполненіи заповѣди о субботѣ не почитаютъ грѣхомъ противъ этой заповѣди даже житейскія дѣла въ случаѣ крайней необходимости, напримѣръ, въ случаѣ, если надобно будетъ отвязать отъ яслей вола или осла и отвести ихъ на водопой, или если нужно будетъ вытащить упавшую въ яму овцу (Матѳ. 12, 11). Если все подобное дѣлается въ субботу безъ опасенія грѣха ради житейской нужды и изъ жалости къ животнымъ безсловеснымъ, то какой же можетъ быть грѣхъ, если въ субботу изъ жалости къ человѣку совершается для него дѣло милосердія? Неужели дороже и достойнѣе сожалѣнія безсловесная тварь, чѣмъ разумное Божіе созданіе? Неужели, если представился случай избавить отъ продолжительной восемнадцатилѣтней болѣзни дщерь Авраамову, грѣшно это сдѣлать въ субботу? Поистинѣ, заслужилъ названіе лицемѣра отъ Господа Іисуса начальникъ синагоги, вознегодовавшій на Него за исцѣленіе въ субботу скорченной жѳнщины. Только лицемѣру и притомъ безсердечному человѣку свойственно, подъ предлогомъ ревности о соблюденіи четвертой заповѣди закона Моисеева, упрекать Іисуса за совершенное имъ дѣло человѣколюбія. Такой упрекъ тѣмъ паче несправедливъ, что это дѣло совершено Іисусомъ безъ труда, безъ напряженія тѣлесныхъ силъ, ибо совершено только силою всемогущаго слова. Равно и получившая исцѣленіе несправедливо подверглась упреку отъ начальника синагоги за то, что будто искала исцѣленія въ субботу: она совсѣмъ не искала, а была только взыскана милосердіемъ Іисусовымъ. Она пришла въ синагогу для молитвы, а не для исцѣленія, которое получено безъ ея просьбы. Не говоримъ уже о томъ, что Сынъ человѣческій Господь Іисусъ, по собственному своему свидѣтельству, есть Господь субботы (Матѳ. 12, 8). Онъ далъ законъ на Синаѣ, Онъ же имѣетъ непререкаемую власть истолковать дарованную имъ заповѣдь о субботѣ въ томъ смыслѣ, что въ субботу можно дѣлать добро, и какъ Онъ истолковалъ, такъ и поступилъ (Матѳ. 12, 13). И всякій долженъ былъ видѣть, что Христосъ имѣлъ полное право такъ поступать, какъ чрезвычайный посланникъ Божій, видя Его чудеса, творимыя въ субботу. Чудеса были несомнѣнны, стало быть несомнѣнно было и то, что если Онъ совершалъ ихъ въ субботу, они были угодны Богу, иначе, еслибы это было грѣхомъ противъ заповѣди о субботѣ, Богъ не попустилъ бы творить чудо для совершенія грѣха. Не менѣе неправильное и возмутительно превратное понятіе имѣли Іудейскіе книжники о пятой заповѣди закона Господня, повелѣвающей почитать отца и мать. Долгъ почтенія родителей требуетъ отъ дѣтей принимать на себя ихъ содержаніе или, по крайней мѣрѣ, помогать имъ въ содержаніи. Не такъ учили книжники. Ссылаясь на преданія старцевъ, они утверждали, что можно отдѣлаться отъ исполненія этого долга пожертвованіемъ въ церковь тѣхъ издержекъ, какія слѣдовало бы употребить на содержаніе отца съ матерью (Матѳ. 15, 4. 5. 6). И мало ли другихъ безсмысленныхъ преданій, противныхъ закону Моисееву записано въ Талмудѣ? Такъ, напримѣръ, заповѣдь закона Моисеева о любви къ ближнимъ, по ученію Талмуда, должно исполнять только въ отношеніи къ Іудеямъ; что же касается иноплеменниковъ и иновѣрцевъ, Талмудъ прямо позволяеть обманывать ихъ, грабить, вообще притѣснять всякими способами. Талмудъ положительно требуетъ, чтобы каждый отецъ практически училъ дѣтей своихъ ростовщичеству, дабы они заблаговременно пріобрѣли достаточный навыкъ къ сему. — Ученіе о Богѣ искажено въ Талмудѣ до крайне нелѣпой противоположности ветхозавѣтному писанію. Талмудъ представляетъ Бога въ образѣ человѣка громаднѣйшей величины. Въ Талмудѣ подробно разсказывается, какія у Бога плечи, руки, ноги, какая шея, борода, какъ велико разстояніе между Его глазами, бровями и т. п. Такой Богъ, очевидно, и занятія долженъ имѣть человѣческія, — и въ Талмудѣ точно говорится, будто Онъ нѣсколько часовъ въ сутки посвящаетъ на изученіе Талмуда, потомъ играетъ съ Левіаѳаномъ, часто плачетъ о разореніи Іерусалима, и рыкаетъ подобно льву три раза въ день. Неисчисляемъ многихъ другихъ нелѣпостей въ Талмудѣ о Богѣ, объ отношеніи его къ міру, о загробной жизни. Упорное невѣріе Іудеевъ во Христа Іисуса основывается на ученіи Талмуда. По ученію Талмуда, Мессія долженъ явиться во славѣ царя завоевателя. Съ пришествіемъ Его прекратится зависимость Евреевъ отъ другихъ народовъ. Всѣ язычники будутъ истреблены за исключеніемъ лишь нѣкоторыхъ, которые будутъ оставлены для того, чтобы служить рабами въ царствѣ Мессіи. Онъ возстановитъ Іерусалимскій храмъ, всѣ ветхозавѣтныя жертвы и обряды и будетъ видимо и славно царствовать съ вѣрными Израильтянами тысячу лѣтъ. Послѣ царства Мессіи земного наступитъ царство небесное, которое будетъ уже продолжаться вѣчно. Мечты Евреевъ о земномъ царствѣ Мессіи и объ ихъ исключительномъ участіи въ этомъ царствѣ, поддерживаемыя ученіемъ Талмуда, до того овладѣли умами ихъ, что они придають значеніе только тѣмъ ветхозавѣтнымъ пророчествамъ о Мессіи, которыя говорятъ о славѣ Его, а не обращаютъ вниманія на тѣ, въ которыхъ говорится о Его уничиженіи, о Его искупительномъ страданіи и смерти, или искажаютъ смыслъ ихъ, относя ихъ не къ лицу Мессіи, а къ народу. Имъ извѣстны пророчества Іакова патріарха и пророка Даніила о времени пришествія Мессіи. Признаки этого времени, именно оскудѣніе самостоятельнаго правительства у Іудеевъ и семьдесятъ седьминъ, конецъ которыхъ падаетъ на время смерти Христовой, точно указаны въ томъ и другомъ пророчествѣ, и эти пророчества давно сбылись; но ослѣпленные ученіемъ Талмуда о земной славѣ царства Мессіи, Іудеи упорствуютъ въ невѣріи Христу пришедшему, и ожидаютъ Мессію грядущаго. Навсегда ли однако продлится ихъ невѣріе во Христа? Навсегда ли они пребудутъ въ томъ состояніи упорства и ожесточенія, находясь въ которомъ они, подобно нашимъ раскольникамъ, видя не видятъ Христовой истины и слыша не слышатъ обличеній въ неправдѣ? Нѣтъ, по пророчеству апостола Павла, «ожесточеніе произошло въ Израили отчасти, до времени, пока войдетъ въ церковь Христову полное число язычниковъ, и такъ весь Израиль спасется» (Рим. 11, 25-26). Скоро ли наступитъ это время, неизвѣстно. Язычниковъ, невѣрующихъ во Христа, до сихъ поръ вдвое больше, чѣмъ христіанъ. Несомнѣнно, что христіанство восторжествуетъ надъ язычествомъ, и всѣ народы соединены будутъ вѣрою во Христа во вселенской церкви. Если же это не скоро послѣдуетъ и можетъ быть черезъ нѣсколько тысячелѣтій, причиною тому сами христіане. Отъ язычниковъ, призываемыхъ къ вѣрѣ во Христа, несокрыты нестроенія въ христіанскомъ мірѣ. Ихъ соблазняетъ разномысліе христіанъ въ отношепіи къ вѣрѣ, ереси, расколы, вражда разномыслящпхъ другъ противъ друга, жизнь христіанъ несогласная съ вѣрою ихъ, пороки и беззаконія, по которымъ ихъ не отличишь отъ невѣрующихъ во Христа. Мы, напримѣръ, укоряемъ жидовъ за ихъ жадность къ наживѣ, за ихъ склонность ко лжи и обману, хотя въ тѣхъ же грѣхахъ виновны многіе изъ христіанъ. Магометане, несмотря на ихъ лжевѣріе, сохраняютъ трезвость и ведутъ себя часто честнѣе христіанъ. Невѣрующіе во Христа по жизни христіанъ судятъ о вѣрѣ ихъ. Жизнь не хороша, стало быть, думаютъ они, и вѣра ихъ не хороша. Сужденіе, конечно, неправильное. Вѣра Христова учитъ одной истинѣ и добру, и не она виновата въ томъ, что христіане ведутъ себя не по христіански и такимъ образомъ подаютъ поводъ къ предубѣжденію противъ вѣры христіанской. Отъ насъ, братіе, зависить уничтожить это предубѣжденіе, и жизнію христіанскою устранить препятствія къ успѣхамъ проповѣди христіанской между нехристіанами. Тако да просвѣтится свѣтъ нашъ предъ невѣрующими человѣками, чтобы они, видя наши добрыя дѣла, прославляли Отца нашего небеснаго и привлекаемы были къ вѣрѣ во Христа (Матѳ. 5, 16).

Источникъ: Костромскія поученія за 1900 годъ (выпускъ шестой). Д. Б. Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1902. — С. 283-289.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0