Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.)
Воспитаніе дѣтей по примѣру Богоотроковицы Маріи.
Поученіе на праздникъ Введенія.

Оставите дѣтей приходити ко Мнѣ и не браните (не возбраняйте) имъ, тацѣхъ бо есть Царствіе Божіе (Марк. 10, 14).

Сегодня мы празднуемъ Введеніе во храмъ Богоотроковицы Маріи. Для чего Она введена во храмъ? Для того, чтобы Ей остаться при храмѣ для воспитанія. Она была дщерь престарѣлыхъ неплодныхъ родителей, которые дали обѣтъ, если Господь разрѣшитъ ихъ неплодство и дастъ имъ дитя, посвятить его Богу на служеніе при храмѣ. Господь исполнилъ ихъ желаніе. И вотъ они спустя три года по рожденіи Маріи привели Ее въ храмъ; при немъ Она и воспитывалась до пятнадцатилѣтняго возраста подъ надзоромъ священниковъ и вдовицъ, жившихъ при храмѣ, какова была, напр., Анна пророчица, наипаче же подъ смотрѣніемъ ангеловъ, приносившихъ Ей пищу. Она жила при храмѣ для того, чтобы приготовиться быть жилищемъ Господа, содѣлаться достойнымъ храмомъ Божества. Но какъ ни чрезвычайно было Ея положеніе во время воспитанія, можно спросить: нельзя ли усмотрѣть въ Ея воспитаніи примѣръ или, по крайней мѣрѣ, нѣкоторыя черты для общаго подражанія въ дѣлѣ воспитанія дѣтей? Она воспитывалась при храмѣ. Неужели это можетъ быть предметомъ подражанія? Отъ чего же не можетъ? Отъ насъ никто не требуетъ, чтобы мы воспитывали своихъ дѣтей при храмѣ; но и вдали отъ храма можетъ быть сообщаемо дѣтямъ воспитаніе церковное. Родители должны помнить, что ихъ плотскія дѣти суть вмѣстѣ чада Церкви, что домашняя жизнь должна быть устроена по церковному, такъ чтобы жилище христіанина было домашнею церковію. Это такая истина, противъ которой не будутъ спорить никто изъ православныхъ, истинно-христіанскихъ родителей. Они сами преданы отъ всей души Церкви и дѣтей пріучаютъ къ томуже, воспитываютъ ихъ по церковному, т.-е. въ страхѣ Божіемъ, въ вѣрѣ и любви къ Богу по руководству Церкви. Они знаютъ, что воспитывать иначе — значитъ оскорблять Бога. Удаляютъ отъ Бога и отъ св. Церкви тѣ родители, которые заботятся только о физическомъ воспитаніи дѣтей, о томъ, чтобы они были только здоровы, сыты, обезпечены вообще въ тѣлесныхъ потребностяхъ, что же касается до души, сообщаютъ имъ одно свѣтское образованіе, приготовляютъ къ тому, чтобы они были счастливы въ житейскомъ быту, — на службѣ гражданской, въ дѣлахъ торговли и промышленности; если же и находятъ нужнымъ сообщить имъ религіозное образованіе, то начинаютъ его не прежде достиженія ими школьнаго возраста и притомъ не по убѣжденію въ необходимости его для спасенія души, а единственно потому, что этого требуетъ школьный порядокъ. Еслибы въ нашемъ отечествѣ разрѣшено было по примѣру Франціи лишать дѣтей религіознаго образованія, такіе родители очень были бы этому рады. Но вѣдь это было бы величайшее зло для дѣтей. Это было бы насиліемъ противъ свойственной имъ по самой природѣ склонности къ общенію съ Богомъ. Потребность этого общенія заключается въ образѣ и подобіи Божіемъ. Насажденное въ душахъ ихъ сѣмя Богоподобія требуетъ потребной для себя пищи, каковую и получаетъ они чрезъ чувство, которое, прежде чѣмъ разовьется у ребенка разумъ, уже начинаетъ въ немъ дѣйствовать. Сердце, органъ чувства, первое по времени приводитъ къ общенію съ Богомъ путемъ воспріятія впечатлѣній отъ божественнаго. Сомнѣваться въ дѣйствительности этихъ впечатлѣній нельзя. Богъ, какъ вездѣсущій и все наполняющій, своею божественною силою прикасается къ душѣ каждаго изъ насъ, слѣдовательно и къ дитяти; но къ душѣ дѣтской впечатлѣніе отъ этого прикосновенія доступнѣе, чѣмъ къ душѣ взрослаго: путь къ послѣдней преграждается и затрудняется для этихъ впечатлѣній суетою, страстями и грѣхами. Душа дѣтская не представляетъ подобныхъ преградъ и слѣдственно быстрѣе входить въ общеніе съ Богомъ, хотя не имѣетъ отчетливаго представленія о Немъ. Само собою разумѣется, что ощущеніе этого общенія или, такъ сказать, религіозное чутье должно поддерживать въ дѣтяхъ и развивать соотвѣтствующими воспитательными мѣрами! Безъ нихъ оно можетъ притупѣть и заглохнуть, какъ и всякая способность безъ упражненія. Душа дитяти воспріимчива къ божественному, но она же, какъ мягкій воскъ, воспріимчива и ко всякому другому впечатлѣнію. И большой грѣхъ возмутъ на себя родители и воспитатели, если не будутъ ограждать дѣтей съ раннихъ поръ отъ впечатлѣній суеты и грѣха, если не займутся его религіознымъ и церковнымъ образованіемъ. Душа, не воспитанная въ благочестіи съ дѣтства, съ трудомъ можетъ вступить на путь вѣры и благочестія въ послѣдующее время.

Какъ же именно надобно начинать религіозное воспитаніе дѣтей? На сей вопросъ можно отвѣчать указаніемъ на воспитаніе Богоотроковицы Маріи. Прежде чѣмъ Она отдана была на воспитаніе при храмѣ, Она уже была предварительно приготовлена къ сему внушеніями родителей, иначе Она не могла бы такъ легко разстаться съ ними и даже съ нѣкоторою радостію отдать себя въ распоряженіе чужихъ, незнакомыхъ Ей людей при храмѣ. Еще до раскрытія въ ней смысла, Она уже догадывалась, что предназначена не къ домашней, совмѣстной съ родителями жизни. Навѣрное они, живя въ Назаретѣ вдали отъ Іерусалима, ежедневно обращались съ молитвою по направленію къ Іерусалиму, гдѣ былъ храмъ, какъ нѣкогда поступалъ пророкъ Даніилъ, живя въ Вавилонѣ. Младенецъ Марія, присутствуя при этихъ молитвахъ, конечно и сама принимала въ нихъ участіе, хотя еще не понимала важности ихъ. Могло также быть, что они, путешествуя въ Іерусалимъ по праздникамъ на богомолье, брали Ее съ собою туда же. Добрыя впечатлѣнія отъ всего, что Она видѣла и слышала въ храмѣ, глубоко западали въ Ея младенческую душу. Привычка къ участію въ этихъ благочестивыхъ путешествіяхъ возбудила въ Ней любовь къ храму, и Она каждый разъ съ нетерпѣніемъ ждала времени для путешествія въ Іерусалимъ. Къ тому времени, когда надлежало отдать Ее въ храмъ для воспитанія, у Ней уже настолько раскрылся смыслъ, что они познакомили Ее съ обѣтомъ посвященія Ея на служеніе Богу, и Она сознательно покорилась волѣ Божіей и съ охотою осталась при храмѣ.

Пусть и христіанскіе родители, подобно Іоакиму и Аннѣ, начинаютъ воспитывать своихъ дѣтей въ христіанскомъ духѣ съ раннихъ поръ ихъ жизни. Прежде всего, пока дитя ничего не смыслитъ, окружайте его благочестивою обстановкою: пусть оно видитъ предъ собою священныя изображенія, молящихся на глазахъ его близкихъ ему людей; почаще приносите его въ церковь для питанія божественною кровію Христовою. Когда оно начнетъ смыслить и говорить, привлекайте его къ участію въ благочестивыхъ упражненіяхъ: пусть оно на память заучиваетъ краткія молитвы, пусть вмѣстѣ съ родителями ограждаетъ себя крестнымъ знаменіемъ, творитъ земные и поясные поклоны.

Пресвятая Дѣва Марія, продолжая свое духовное развитіе при храмѣ, пріучаема была къ чтенію Священнаго Писанія и такъ привыкла къ этому упражненію, что за симъ чтеніемъ засталъ Ее Архангелъ Гавріилъ, когда предсталъ предъ Нею съ благовѣщеніемъ. Она въ эти минуты читала книгу пророка Исаіи и остановила свое вниманіе на его предсказаніи о рожденіи отъ Дѣвы Еммануила. Она не знала, что это предсказаніе относится къ Ней, и убѣдилась въ этомъ, когда оно уже сбылось въ Ней по благовѣстію Архангела о зачатіи во чревѣ Ея Христа отъ Духа Святаго. Какъ твердо изучила и усвоила Она святое писаніе, видно отчасти изъ Ея богодухновенной пѣсни при свиданіи съ праведною Елисаветою. Въ этой пѣсни повторяются выраженія писаннаго слова Божія. По сему видно, что оно всегда было въ Ея умѣ и памяти. И это потому, что Она постоянно въ отроческихъ лѣтахъ упражнялась въ чтеніи и слышаніи его.

Упражняйте въ томъ же и вы, родители и воспитатели, малолѣтнихъ дѣтей. Память ихъ въ раннемъ возрастѣ мягка и воспріимчива. И чѣмъ же лучше и спасительнѣе наполнять ее въ этомъ возрастѣ, какъ не словесами ученій и заповѣдей Господнихъ, особенно евангельскихъ? Благо человѣку, когда онъ возметъ на себя въ юности яремъ заповѣдей Господвихъ. Благо ему, если онъ твердо заучитъ ихъ на память прежде, чѣмъ его познакомятъ еь стихотвореніями и изреченіями изъ мірскихъ книгъ. Однажды твердо запечатлѣнное въ памяти въ юности, слово Божіе останется въ ней на всю жизнь. И потому нельзя не пожалѣть тѣхъ дѣтей, память которыхъ во время воспитанія загромождается произведеніями словеснаго искусства только свѣтскихъ писателей и не дано въ ней мѣста слову Божію. Горе родителямъ, которые такъ воспитываютъ своихъ дѣтей: они вполнѣ заслуживаютъ упрека, подобнаго тому, который выслушали изъ устъ Христа ученики Его, не допускавшіе къ Нему дѣтей. Оставьте ихъ, сказалъ Онъ имъ съ выраженіемъ недовольства, не возбраняйте имъ приходить ко Мнѣ, ибо таковыхъ есть Царствіе Божіе.

Еще болѣе удаляютъ отъ Христа и Его Церкви своихъ дѣтей тѣ родители, которые не только не воспитываютъ своихъ дѣтей въ страхѣ Божіемъ, не учатъ ихъ закону Господню, но еще соблазняютъ ихъ своею жизнію, заставляютъ ихъ быть свидѣтелями своего безнравственнаго поведенія, въ присутствіи ихъ предаются пьянству, буйству, сквернословію. Горе соблазнителямъ: кто соблазнитъ одного изъ малыхъ сихъ, вѣрующихъ въ Меня, тому лучше было бы, еслибы повѣсили ему мельничный жерновъ на шею и потопили его въ глубинѣ морской.

Пресвятая отроковица Марія во время воспитанія при храмѣ упражнялась не только въ дѣлахъ благочестія, но и въ тѣлесныхъ трудахъ: Она занималасъ рукодѣліемъ, свойственнымъ лицамъ женскаго пола. Привычки къ сему занятію Она не оставляла во всю жизнь свою. Нешвеный хитонъ Христа Спасителя, который достался по жребію одному изъ воиновъ, распинавшихъ Христа, былъ дѣломъ пречистыхъ рукъ Ея. Въ наше время есть не мало сердобольныхъ родителей, которые, по пристрастію къ дѣтямъ, по жалости къ нимъ, устраняютъ ихъ отъ физическихъ трудовъ изъ опасенія обременить и утомить ихъ этими трудами. Дѣти ихъ остаются бѣлоручками на всю жизнь, даже тяготятся такими легкими трудами, какъ одѣваться и обуваться. Для всего этого нужна помощь прислугъ: все имъ подай, все прими. Не утомляются они плясками и многими безполезными гимнастическими упражненіями, но всякою черною работою гнушаются, почитаютъ ее неприличною для себя и потому когда отъ праздности истощатся у нихъ средства жизни и придетъ къ нимъ нищета, они дѣлаются безпомощными и вмѣсто того, чтобы поправить свое положеніе честными трудами, живутъ попрошайствомъ. Таковы жалкія послѣдствія праздности, къ которой человѣкъ привыкъ съ юныхъ лѣтъ во время воспитанія, благодаря ложному сердоболію родителей. Примѣръ Пресвятой отроковицы Маріи, воспитанной не только въ благочестіи, но и въ трудолюбіи, да будетъ для всѣхъ родителей руководствомъ въ дѣлѣ воспитанія дѣтей. Физическій трудъ есть епитимія, наложенная на всѣхъ насъ со времени грѣхопаденія прародителей. Отъ исполненія сей епитиміи никто не долженъ уклоняться, не только люди бѣдные, но и обезпеченные въ средствахъ жизни. Но для того, чтобы трудъ физическій былъ угоденъ Богу, мы все должны дѣлать во славу Божію, призывая на свои труды благословеніе Божіе, и трудиться не для себя только, но и для ближнихъ нашихъ, и не только сами должны такъ поступать, но и дѣтей своихъ къ томуже пріучать.

Источникъ: Костромскія поученія за 1900 годъ (выпускъ шестой). Д. Б. Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1902. — С. 271-276.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0