Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Чествованіе Богоматери по руководству одного изъ пѣснопѣяій въ честь Ея.
Поученіе въ праздникъ Казанской иконы Богоматери, 22 октября.

Божественное сіе и всечестное совершающе празднество, богомудріи, Богоматере, пріидите руками восплещимъ и отъ Нея родшагося Бога славимъ (Ирмосъ 6-й пѣсни канона).

Сегодня мы совершаемъ празднество въ честь Пресвятыя Богородицы, установленное въ память избавленія Москвы отъ нашествія Ляховъ, заступленіемъ Богоматери по усердной молитвѣ предъ Ея чудотворною Казанскою иконою, принесенною предъ симъ изъ Казани. Въ память сего событія правится особая служба. Но приведенное пѣснопѣніе въ честь Богоматери въ ряду другихъ подобныхъ стиховъ въ составѣ Богородичнаго канона употребляется не только въ праздничныхъ службахъ, но и въ будничныхъ, ибо какая бы ни была служба, праздничная или будничная, мы должны воспѣвать Богоматери съ праздничнымъ настроеніемъ душевнымъ, т.-е. духовною радостію, которая должна наполнять нашу душу съ такою силою, о которой можно судить по сравненію ея съ радостію, выражаемою рукоплесканіями. Пріидите, руками восплещимъ, совершая службу въ честь Богоматери. Рукоплескать въ буквальномъ смыслѣ у насъ не принято въ духовныхъ собраніяхъ ни при какомъ случаѣ и потому когда насъ приглашаютъ къ рукоплесканію, надобно понимать оное въ смыслѣ духовной восторженной радости, свойственной рукоплещущимъ. Празднество въ честъ Богоматери, составляющее предметъ этой радости, называется въ разсматриваемомъ нами пѣснопѣніи божественнымъ, потому что оно должно быть совершаемо во Славу Божію и, какъ священное, не должно имѣть ничего общаго съ мірскимъ веселіемъ. Оно же называется еще всечестнымъ, потому что Богоматерь, чествуемая симъ празднествомъ, есть существо превысшее по своему достоинству, по своей близости къ Богу, всѣхъ тварей, честнѣйшее херувимовъ и славнѣйшее безъ сравненія предъ серафимами.

Къ кому священный пѣснопѣвецъ обращается съ приглашеніемъ радостно праздновать въ честь Богоматери? Къ богомудрымъ: пріидите, богомудріи, руками восплещимъ. Подъ богомудрыми разумѣются здѣсь истинно благочестивые люди, ибо истинное благочестіе состоитъ не въ однихъ внѣшнихъ подвигахъ благочестія, каковы, напр., участіе въ божественномъ богослуженіи, учащенные поклоны, устныя молитвы, посты, но преимущественно въ богомудріи, т.-е. въ богомысліи, постоянномъ помышленіи о Богѣ, въ такомъ внутреннемъ настроеніи души, о которомъ даетъ понятіе Давидъ, говоря: предзрѣхъ Господа предо мною выну (Псал. 15, 8). Очи мои выну ко Господу (Псал. 24, 15). Чѣмъ бы ни занимался ревнитель богомыслія, въ какомъ бы положеніи ни находился, онъ ни на минуту не забываегъ вездѣприсутствія Божія, непрерывно устремляетъ свои духовныя очи ко Господу, въ увѣренности, что Господь близъ него, что Онъ есть неотступный свидѣтель всѣхъ его не только дѣлъ внѣшнихъ, но и мыслей, чувствованій, мечтаній, желаній, невѣдомыхъ людямъ, но не сокрытыхъ отъ Его всевѣдѣнія. Если люди иногда удерживаются отъ постыдныхъ дѣлъ, стыдясь имѣть свидѣтелями подобныхъ себѣ людей, не наипаче ли свойственно удерживать себя отъ грѣховъ людямъ богомудрымъ непрестанною памятью о присутствіи и всевѣдѣніи Господа? Такова сущность истиннаго благочестія, только такое благочестіе Господу Богу угодно и только въ соединеніи съ нимъ имѣютъ цѣну предъ очами Его внѣшнія упомянутыя нами дѣла благочестія. Равно и Богоматерь можетъ быть довольна славословіями Ей только истинно благочестивыхъ, т.-е. богомудрыхъ людей, и только одни они способны къ той духовной радости, съ которою должно быть соединено празднованіе въ честь Ея. Людямъ, чуждымъ богомудрія, доступна только мірская радость. Они рады празднику только потому, что онъ даетъ имъ досугъ для праздности и мірскихъ развлеченій. Они если отъ скуки заглянутъ въ церковь во время праздника, ихъ привлечетъ сюда не желаніе насладиться духовною радостію, а только одно любопытство и желаніе найти для себя развлеченіе въ одномъ зрѣлищѣ. Не оставляетъ въ нихь слѣда духовной радости даже усердіе къ внѣшнему богослуженію, если они въ немъ принимаютъ только механическое участіе.

Разсматриваемое пѣснопѣніе заключается словами: и отъ Нея родшагося Бога славимъ (будемъ славить). Симъ внушается, что славословія наши, обращенныя къ Богоматери и совершаемыя съ радостію, непремѣнно должны быть соединяемы съ благоговѣйною мыслію о воплотившемся отъ Нея Сынѣ Божіемъ. Есть такіе богомольцы, любовь которыхъ и усердіе къ Богоматери простираются до забвенія о самомъ Христѣ. Имъ не приходитъ на умъ, что честь и слава Ей подобаетъ потому, что дарована Ей Сыномъ Ея и Богомъ, что дары благодати, испрашиваемые у Ней въ разныхъ нашихъ нуждахъ душевныхъ и тѣлесныхъ, подаются намъ отъ Ней не потому, что Она есть главный источникъ ихъ, а по Ея ходатайству предъ Нимъ. Мы должны радоваться, что имѣемъ въ лицѣ Ея усердную заступницу и ходатаицу за насъ предъ Сыномъ своимъ и Богомъ нашимъ, но вмѣстѣ должны твердо помнить, что единъ есть ходатай Бога и человѣковъ человѣкъ Христосъ Іисусъ (1 Тим. 2, 5), и потому должны прибѣгать къ Ея помощи и заступленію въ томъ смыслѣ, что Она имѣетъ матернее дерзновеніе къ Сыну своему и Богу и наши молитвы къ Нему подкрѣпляетъ своими молитвами.

Источникъ: Костромскія поученія за 1900 годъ (выпускъ шестой). Д. Б. Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1902. — С. 253-255.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0