Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 21 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Отношеніе христіанской вѣры къ житейскому благосостоянію.
Поученіе въ 18-ю недѣлю по Пятидесятницѣ.

Яша множество рыбъ много, протерзашеся же мрежа ихъ (Лук. 5, 6).

Въ сегоднешнемъ евангельскомъ чтеніи содержится повѣствованіе о чудесной ловитвѣ рыбъ на Генисаретскомъ озерѣ и о призваніи рыбарей къ послѣдованію за Іисусомъ. Рыбы было поймано такъ много, что сѣть прорывалась, и наполненныя рыбою двѣ лодки тонули. Чудо было такъ поразительно, что рыбари Петръ, Іаковъ и Іоаннъ увѣровали въ Господа Іисуса, какъ носителя всемогущей силы, и когда Іисусъ сказалъ Симону: «не бойся, отнынѣ будешь ловить человѣковъ», то не только Петръ, но и товарищи его по рыболовству тотчасъ оставили сѣти свои, бросили семейства и хозяйство и послѣдовали за Іисусомъ, то-есть, сдѣлались Его учениками. Нѣтъ сомнѣнія, что они были подготовлены къ сему отчасти Его проповѣдію, съ которою Іисусъ предъ симъ обратился, сѣдши въ лодкѣ Петровой; но какъ ни велико было впечатлѣніе отъ слышанной ими проповѣди, она одна не могла бы произвести въ нихъ рѣшимости бросить все для Іисуса и послѣдовать за Нимъ, еслибы они не были поражены чудеснымъ уловомъ рыбы. Таково значеніе этого чуда въ жизни свидѣтелей его, сдѣлавшихся потомъ апостолами. Но и независимо отъ сего оно имѣетъ другое значеніе. Если Іисусъ Христосъ благословилъ чудеснымъ успѣхомъ одно изъ житейскихъ занятій, то что это значитъ, какъ не то, что Онъ принимаетъ живое участіе не только въ духовной жизни нашей, но и въ земныхъ житейскихъ нашихъ нуждахъ, что Онъ заботится не о спасеніи только душъ нашихъ, но и о внѣшнемъ благосостояніи нашемъ? Онъ и самъ, живя въ домѣ нареченнаго отца своего, древодѣля Іосифа, занимался ремесломъ его; могъ ли Онъ относиться безъ сочувствія къ людямъ, живущимъ трудами рукъ своихъ? Только враги христіанской вѣры утверждають, будто она совершенно равнодушна къ земному благосостоянію людей, будто она совсѣмъ презираетъ и даже запрещаетъ труды и заботы о пріобрѣтеніи земныхъ благъ. Правда, она заповѣдуетъ преимущественно искать царствія небеснаго, напоминая, что наше житіе на небесахъ, что земная жизнь есть странствованіе къ небесному отечеству, и что потому на пути къ нему мы должны всячески избѣгать пристрастія къ земнымъ благамъ, чтобы, гоняясь за ними, не забыть о благахъ небесныхъ. Но предостерегая отъ пристрастія къ земнымъ благамъ, христіанская вѣра не только не возбраняетъ трудовъ для снисканія ихъ, но еще споспешествуетъ этимъ трудамъ, призывая на нихъ благословеніе Божіе. Такъ по руководству церкви мы молимся: о изобиліи плодовъ земныхъ, о благословеніи занятій земледѣліемъ, садоводствомъ, скотоводствомъ, пчеловодствомъ и всякимъ другимъ промысломъ. И что Господу угодны эти молитвы, видно изъ того, что Онъ иногда исполняетъ ихъ чудеснымъ образомъ. Такъ, во время продолжительнаго безведрія, угрожающаго неурожаемъ, совершается молебствіе на поляхъ о ниспосланіи дождя, и нерѣдко случается, что во время этого молебствія, или непосредственно по окончаніи его обильный дождь напояетъ жаждущую землю. Это чудо является особенно поразительнымъ въ томъ случаѣ, если на сосѣднихъ поляхъ, на которыхъ не совершено молебствіе, земля остается сухою. Вообще, несомнѣнно, что надъ нами бодрствуетъ святое Провидѣніе, что Господь такъ или иначе готовъ помогать, и помогаетъ намъ въ нуждахъ житейскихъ, что волю боящихся Его Онъ творитъ и молитву ихъ о помощи въ той и другой нуждѣ благосклонно слышитъ. Всегда ли однако это бываетъ? И что это значитъ, что иной, даже благочестивый человѣкъ, усердно умоляетъ Господа о дарованіи того или другого земнаго блага, и объ избавленіи отъ той, или другой бѣды, и не получаетъ просимаго, другой же ни о чемъ не молится и даже по невѣрію или по безпечности не чувствуетъ нужды къ молитвѣ, и однакоже во всѣхъ житейскихъ дѣлахъ успѣваетъ? Отвѣтимъ сначала на послѣднее. Господь милосердъ ко всѣмъ людямъ. «Онъ повелѣваетъ солнцу своему восходитъ надъ злыми и добрыми, и посылаетъ дождь на праведныхъ и неправедныхъ» (Матѳ. 5, 45). Для чего же Онъ такъ поступаетъ, для чего милость Его простирается не на однихъ достойныхъ ея, но весьма часто и на недостойныхъ? Судьбы Господни непостижимы. Отчета въ томъ, почему Онъ такъ или иначе поступаетъ, мы не имѣемъ права требовать. Но если мы вѣруемъ въ неизреченную благость Божію, то можно предполагать, что Господь милуетъ нечестивыхъ, обильно ущедряя ихъ земными благами для того, чтобы напомнить имъ о Себѣ своими благодѣяніями. По слову апостола Павла, Господь не переставалъ «свидѣтельствовать о Себѣ даже язычникамъ благодѣяніями, подавая съ неба дожди и времена плодоносныя и исполняя пищею и веселіемъ сердца наши» (Дѣян. 14, 17). Онъ раздѣлилъ народы, «назначивъ каждому времена и предѣлы обитанія, дабы они всегда и повсюду искали Бога, не ощутятъ ли Его и не найдутъ ли, хотя Онъ и недалеко отъ каждаго изъ насъ, ибо мы Имъ живемъ, и движемся и существуемъ» (Дѣян. 17, 27-28). Если же мы вѣруемъ въ правосудіе Божіе, не должны смущаться благоденствіемъ и успѣхами въ дѣлахъ людей нечестивыхъ, не должны почитать несообразнымъ съ правосудіемъ Божіимъ то, что нечестивымъ лучше живется на свѣтѣ, чѣмъ благочестивому и богомольному. Живется имъ хорошо здѣсь, за то горька будетъ судьба ихъ на томъ свѣтѣ, ибо правосудный Господь воздастъ каждому по дѣламъ его, если не въ семъ, то въ будущемъ вѣкѣ. Въ виду всего этого не станутъ завидовать имъ люди благочестивые, если Господь не всегда внемлетъ ихъ молитвамъ о дарованіи внѣшняго благосостоянія. Они утѣшаютъ себя увѣренностію, что Господь «вся глубиною мудрости строить и всѣмъ полезная подаетъ», что Онъ лучше нашего знаетъ, чтò для насъ полезно и что нѣтъ. Нерѣдко человѣку кажется полезнымъ то, что для него вредно. Проситъ, напримѣръ, онъ объ успѣхахъ въ дѣлахъ житейскихъ, объ умноженіи средствъ жизни; но можетъ ли поручиться, что исполненіе его просьбы принесетъ ему пользу? Не часто ли случается, что съ умноженіемъ земныхъ благъ не только уменьшается, а еще увеличивается забота о сохраненіи ихъ и объ умноженіи, и что душа, сначала чуждая пристрастія къ нимъ, заражается привязанностію къ нимъ, начинаетъ забывать о благахъ небесныхъ, перестаетъ помышлять о нихъ, перестаетъ устремлять взоръ свой на небеса и вся погружается въ земные интересы: ей тяжело становится думать о Богѣ, о вѣчности и о вѣчномъ спасеніи. Просящіе у Бога земныхъ благъ не предвидятъ этой опасности. Не предвидятъ они также и того, что обладаніе земными благами подастъ имъ поводъ къ злоупотребленію ими, къ безумной расточительности, къ разврату и гордости, доходящей до забвенія Бога, до дерзкихъ выраженій вродѣ слѣдующаго: «можно обойтись и безъ Бога, — были бы деньги, все будетъ». Посему вмѣсто того, чтобы роптать на Бога не всегда дающаго то, чего мы просимъ, и завидовать другимъ обилующимъ земными благами, истинно благочестивому человѣку свойственно просить ихъ Бога съ преданностію Его святой волѣ, и лишеніе ихъ переносить благодушно съ надеждою на щедрое отъ Бога воздаяніе благами небесными, уготованными людямъ, чуждымъ земныхъ пристрастій. Они довольствуются въ жизни очень немногимъ и просятъ у Бога одного насущнаго хлѣба; что же касается до прочихъ благъ, полагаются во всемъ на волю Божію, ибо одинъ Богъ знаетъ, будутъ ли они полезны для нихъ, или нѣтъ. — Богъ есть не только податель и источникъ всѣхъ благъ, но самъ есть верховное благо, которое должно быть для насъ дороже всего на свѣтѣ, и которое потому мы должны любить безкорыстно, независимо отъ того, даетъ ли Онъ намъ земныя блага, или нѣтъ. «Что для меня существуетъ на небѣ? И кромѣ Тебя, чего мнѣ желать на землѣ» (Псал. 72, 25)? Такъ говоритъ истинно благочестивый, истинно любящій Бога человѣкъ. Для него нѣтъ ничего дороже Бога ни на небѣ, ни на землѣ. Общеніе съ Богомъ въ молитвѣ, въ богомысліи, въ чтеніи слова Божія, въ благодати таинствъ есть такое для него благо, обладая которымъ онъ равнодушенъ ко всѣмъ земнымъ благамъ. Лишеніе ихъ не огорчаетъ его, потому что, любя Бога всею душею, онъ не былъ привязанъ къ нимъ сердцемъ; оно не умаляетъ любви его къ Богу, потому что онъ всегда любилъ Его безкорыстно, не за Его милости и щедроты, а за то, что Онъ самъ по себѣ, какъ верховное благо, достоинъ любви; посему, дорожа общеніемъ съ Нимъ, онъ не перестаетъ искать этого общенія въ молитвѣ и тогда, когда лишается земныхъ благъ. Въ сравненіи съ нимъ какъ жалки тѣ люди, которые помнятъ Бога и молятся Ему только потому, что нуждаются въ Его земныхъ милостяхъ! Ихъ молитвы не угодны Богу, потому что не безкорыстны. Жалуются многіе на то, что Богъ, не смотря на усиленныя молитвы къ Нему, не даетъ имъ того, чего они желаютъ. Жалоба нечестивая. Что было бы, если-бы Богъ никому не отказывалъ въ ихъ просьбахъ о земныхъ благахъ? Тогда самыми богомольными явились бы люди корыстолюбивые и сластолюбивые. Всякому изъ нихъ удовлетворять значило бы только потворствовать грѣху корыстолюбія и сластолюбія. Богу не угодно, чтобы служили Ему по корыстнымъ расчетамъ. Такіе люди похожи на жидовъ, которые нерѣдко принимаютъ христіанскую вѣру не столько по убѣжденію въ ея истинѣ, не столько по искренней любви къ Спасителю, сколько по гнусному расчету, по надеждѣ имѣть богатыхъ крестныхъ отцовъ и при помощи ихъ быть обезпеченными въ средствахъ жизни. Нѣкогда діаволъ, въ отвѣтъ на похвалу Господа праведному Іову, сказалъ, что Іовъ чтитъ Бога не даромъ, а за тѣ житейскія выгоды и блага, какія получилъ отъ Бога, и что онъ перестанетъ чтить Бога, если лишится ихъ. Дѣйствительно, есть много людей, въ отношеніи къ которымъ сужденіе діавола справедливо. Не таковъ былъ Іовъ. Богъ попустилъ діаволу лишить его имущества, дѣтей и подвергнуть его ужаснымъ болѣзнямъ. Умыселъ діавола поколебать любовь и преданность Іова Господу оказался тщетнымъ. Во всѣхъ этихъ испытаніяхъ Іовъ не согрѣшилъ предъ Богомъ. Господь даде, Господь отъятъ. Буди имя Господне благословенно. Аще благая пріяхомъ отъ руки Господни, злыхъ ли не стерпимъ (Іов. 7, 21; 2, 10), такъ говорилъ онъ. Такова безкорыстная любовь къ Господу. Іовъ любилъ Его не за земное благосостояніе, какимъ благословилъ его Богъ, а за то, что Онъ самъ по себѣ, какъ единое истинное благо, достоинъ любви. Примѣру Іова всѣ мы должны подражать, всѣ должны заботиться о стяжаніи и укрѣпленіи въ себѣ безкорыстной любви къ Богу, такъ чтобы эта любовь не ослабѣвала въ насъ ни среди благополучныхъ обстоятельствъ земной жизни, подающихъ иногда поводъ къ забвенію Бога, ни среди напастей, которыми Господь испытываетъ нашу любовь. Не грѣшно молить Бога объ избавленіи отъ нихъ и отъ всякой нужды, но сіи молитвы должны быть соединяемы съ преданностію волѣ Божіей, по увѣренности, что все, что творитъ съ нами Богъ, служитъ ко благу.

Источникъ: Костромскія поученія за 1900 годъ (выпускъ шестой). Д. Б. Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1902. — С. 220-225.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0