Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.)
Тайна прозябшаго жезла Ааронова.
Поученіе въ праздникъ Воздвиженія Креста Господня.

Жезлъ во образъ тайны пріемлется, прозябеніемъ бо предразсуждаетъ священника. Неплодящей же прежде церкви нынѣ процвѣте древо креста въ державу и утвержденіе.

Въ семъ церковномъ стихѣ изъ канона на праздникъ Воздвиженія прославляется прообразовательное значеніе Ааронова прозябшаго жезла.

Ааронъ, братъ Моисея, принадлежалъ къ колѣну Левіину, которое выдѣлено было изъ прочихъ колѣнъ для исполненія церковныхъ службъ. Въ составъ сихъ служителей входили: первосвященникъ, священники и простые левиты. Рядъ первосвященниковъ начался съ Аарона. Ему наслѣдовали потомки его изъ старѣйшей линіи по старшинству. Равно и всѣ священники были изъ его потомковъ.

Это преимущество Аарона и его потомковъ возбудило зависть къ нему въ нѣкоторыхъ левитахъ и подало поводь имъ къ возмущенію противъ него и Моисея во время странствованія Евреевъ въ пустынѣ. Во главѣ недовольныхъ стоялъ левитъ Корей. Къ нему пристали съ подобнымъ неудовольствіемъ и на Моисея Даѳанъ и Авиронъ изъ колѣна Рувимова. Возникло возмущеніе, въ которомъ приняли участіе многіе изъ соумышленниковъ поименованныхъ лицъ.

Дѣло представлено было Моисеемъ на судъ Божій. Въ слѣдующій день соумышленники явились предъ скиніею свидѣнія съ кадильницами и всѣ убиты были отъ Господа огнемъ, а Даѳанъ и Авиронъ съ семействами на глазахъ всего народа поглощены были землею, разверзсшеюся подъ ихъ погами.

Но сего наказанія было недостаточно. Надлежало принять другія мѣры кь тому, чтобы не повторилось подобное возмущеніе, и чтобы снова не возникли распри о божественномъ избраніи дома Аарона и колѣна Левінна. Съ сею цѣлію по повелѣнію Божію Моисей взялъ отъ каждаго колѣна жезлъ, означенный его именемъ, и всѣ вмѣстѣ положилъ въ скипію. Чтó же произошло? Въ наступившую ночь жезлъ Аарона произрастилъ вѣтвь, цвѣтъ и плодъ, тогда какъ прочіе жезлы остались безъ измѣненія. Этимъ поразительнымъ чудомъ ясно было засвидѣтельствовано божественное изволеніе о преимуществахъ священства Аарона и его потомковъ (Числ. гл. 16).

И сіе-то чудо надъ жезломъ Аарона указывается въ разсматриваемомъ пѣснопѣніи словами: жезлъ во образъ тайны пріемлется, прозябеніемъ бо предразсуждаетъ священника, то есть, жезлъ Ааронова посредствомъ прозябенія, предуказываетъ, въ лицѣ Аарона, избраннаго Богомъ священника.

Согласно съ симъ предуказаніемъ или предназначеніемъ права священства въ лицѣ первосвященника и священниковъ изъ дома Аарона сохранялись ненарушимо до разрушенія Іерусалима и разсѣянія іудеевъ, когда прекратилась всякая возможность исполнять законъ Моисея о служеніи въ храмѣ и о принесеніи жертвъ.

Промыслу Божію угодно было устроить сіе въ наказаніе евреямъ, отвергшимъ Христа, и во свидѣтельство того, что ветхозавѣтное домостроительство спасенія уже достигло своего конца, что обѣтованный Мессія уже пришелъ, что основанный Имъ новый завѣтъ, новый порядокъ отношеній между Богомъ и человѣкомъ, явился взамѣнъ ветхаго, что ветхому завѣту нѣтъ мѣста по установленіи новаго и что евреи, не увѣровавшіе во Христа, напрасно ожидаютъ другого Мессію.

Въ какомъ смыслѣ предуказаніе прозябеніемъ Ааронова жезла священника въ лицѣ Аарона называется въ разсматриваемомъ пѣснопѣніи образомъ или символомъ тайны? Въ томъ смыслѣ, что священство даже въ ветхомъ завѣтѣ было такимъ учрежденіемъ, въ которомъ тайно дѣйствовала благодать Божія къ освященію людей.

Таково значеніе прозябенія Ааронова жезла въ отношеніи къ церкви ветхозавѣтной. Наипаче же оно есть образъ тайны въ отношеніи къ церкви новозавѣтной. Въ составъ ея вошли преимущественно язычники.

Міръ языческій поистинѣ былъ безплодною пустынею въ религіозно-нравственномъ отношеніи. Печально зрѣлище дикой, покрытой пескомъ, произращающей кое-гдѣ только чахлыя колючія растенія и лишенной воды. Дико, безплодно, духовно-мертвенно было до Христа состояніе бóльшей части человѣческаго рода, въ удаленіи отъ Бога, повсюду господствовали грубѣйшія суевѣрія и идолопоклонство, самолюбіе и чувственность. Сами боги язычниковъ служили примѣромъ разврата. Чему доброму могли научить людей Сатурнъ, пожирающій дѣтей своихъ, Венера, богиня распутства, Вакхъ, богъ пьянства, Меркурій, богъ торговыхъ обмановъ и воровства, Юпитеръ, опозорившій себя супружескою невѣрностію? Распутство было даже одною изъ принадлежностей чествованія нѣкоторыхъ боговъ, находило притонъ въ ихъ капищахъ. Понятія о различіи добра и зла до того исказились въ мірѣ языческомъ, что даже великіе мудрецы языческіе не почитали предосудительнымъ содомскаго грѣха и еще одобряли его.

Но слáва безмѣрной благости и милосердію Божію. Въ безплодной и духовно-мертвенной пустынѣ пробудилась наконецъ духовная жизнь. Процвѣла есть пустыня яко кринъ неплодящая языческая церковъ пришествіемъ Твоимъ, Господи. Язычники увѣровали во Христа и наполнили собою Христову Церковь, безплодпая пустыня содѣлалась плодоносною по вѣрѣ и жизни. Образомъ сей великой тайны превращенія безплодной пустыни въ плодоносную послужилъ процвѣтшій жезлъ Аарона: неплодящей прежде церкви древо креста процвѣте въ державу и утвержденіе.

Древо крестное, на которомъ распятъ Христосъ, было такимъ же сухимъ древомъ, какъ жезлъ Аароновъ. Но какъ на этомъ жезлѣ чудеснымъ образомъ явилась жизненная сила, произведшая вѣтвь, цвѣтъ и плодъ, такъ къ древу креста пригвожденный Христосъ содѣлалъ сіе древо живоноснымъ для всего человѣчества. Смерть Его на крестѣ произрастила жизнь, оживотворила мертвое грѣхомъ человѣчество.

О животворной силѣ Своей крестной смерти для людей Самъ Христосъ предрекъ: аще зерно пшенично падъ на землю не умретъ, то едино пребываетъ; аще же умретъ, многъ плодъ сотворитъ (Іоан. 12, 24). Подобную плодотворную силу должна была проявить смерть Христова, ибо, говоритъ Христосъ, аще Азъ буду вознесенъ отъ земли, то-есть поднятъ буду на крестъ, вся привлеку къ Себѣ (Іоан. 12, 32). И это предреченіе сбылось во всей силѣ.

Вѣра въ распятаго Христа распространилась по вселенной. Живоносное древо креста, предъизображенное разцвѣтшимъ сухимъ жезломъ Аарона, содѣлалась знаменемъ, вокругъ котораго стали собираться вѣрующіе изъ всѣхъ народовъ. Безплодныя въ духовномъ отношеніи души язычниковъ привились вѣрою къ живоносному древу креста, то-есть къ Распятому на немъ, стали питаться струями благодати, истекающими изъ ребръ Его, оживотворяться и приносить плодъ во спасеніе.

Люди, въ язычествѣ проводившіе скотоподобную жизнь, измѣнялись до неузнаваемости въ нравственномъ отношеніи. Живя на землѣ, помышляли объ одномъ небесномъ; вращаясь въ мірѣ и занимаясь мірскими дѣлами, отрѣшались отъ пристрастія къ земному и житейскому. Многіе изъ нихъ совсѣмъ уходили изъ міра, проводили жизнь пустынную и упражняясь въ подвигахъ самоотвержепія и строжайшаго бдѣнія для стяжанія чистоты сердечной, достигали равноангельнаго совершенства.

Подобное явленіе возможно и въ наше время. Всѣ христіане призваны къ тѣснѣйшему общенію со Христомъ посредствомъ таинствъ. Христосъ есть виноградная лоза, вѣрующіе въ Него суть вѣтви ея, питающіеся соками ея (Іоан. 15, 5). Пріемлющіе тѣло и кровь Христову сродняются съ Нимъ и дѣлаются причастниками Его божественнаго естества (1 Петр. 1, 4).

Къ сожалѣнію, на ряду съ истинными христіанами, въ которыхъ плодоносно раскрывается духовная жизнь въ общеніи со Христомъ, какъ много христіанъ только по имени, въ которыхъ незамѣтно плодовъ общенія со Христомъ! Ихъ духовное безплодіе, преобладаніе въ нихъ жизни плотской и чувственной, пристрастіе къ благамъ и радостямъ земнымъ, доходящее до забвенія жизни будущей, уподобляетъ ихъ язычникамъ. Одни изъ нихъ совсѣмъ не жалѣютъ объ этомъ или по невѣрію во Христа, или по всегдашней безпечности, поддерживаемой иногда надеждою на безконечное милосердіе Божіе даже къ нераскаянному грѣшнику, другіе приносятъ покаяніе во грѣхахъ, но только мимолетное и на однихъ словахъ, плодовъ же покаянія не являютъ, не только не отстаютъ отъ обычныхъ грѣховъ, но еще съ каждымъ годомъ къ старымъ грѣхамъ прибавляютъ новые. Ни страхъ Божій, ни стыдъ предъ людьми не удерживаетъ ихъ отъ языческой, духовной безплодной жизни.

Но есть и такіе христіане, которые по наружности кажутся благочестивыми и добродѣтельными, но только лицемѣрно. Есть, напримѣръ, ревнители благотворенія, которые, не жалѣя пожертвованій на богоугодныя заведенія, на удовлетвореніе частныхъ нуждъ, все это дѣлаютъ не по сердечной любви къ ближнимъ, а по самолюбію, по желанію выслужиться передъ начальствомъ, получить награду, по тщеславію.

Всѣ таковые христіане, не приносящіе плодовъ покаянія, походятъ на изсохшія деревья, которыя годятся только въ огонь. Если не любовь къ Богу, то, по крайней мѣрѣ, страхъ огня геенскаго, угрожающаго душамъ неплоднымъ, нераскаяннымъ, да послужитъ для нихъ вразумленіемъ и побужденіемъ къ покаянію.

Источникъ: Костромскія поученія за 1900 годъ (выпускъ шестой). Д. Б. Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1902. — С. 209-213.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0