Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 12 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.)
Свѣтлое состояніе праведниковъ въ будущемъ вѣкѣ.
Поученіе на праздникъ Преображенія Господня.

Да возсіяетъ и намъ грѣшнымъ свѣтъ Твой присносущный (Изъ тропаря праздника).

Господь Іисусъ Христосъ, будучи Богомъ, единосущнымъ Богу Отцу Сыномъ, насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія «уничижилъ Себя самого, принявъ образъ раба, сдѣлавшись подобнымъ человѣкамъ и по виду сталъ, какъ человѣкъ; смирилъ Себя, бывъ послушнымъ даже до смерти и смерти крестныя» (Флп. 2, 7-8). — Но и среди глубочайшаго уничиженія Онъ по временамъ проявлялъ божескую славу, давалъ видѣть, что Онъ не простой человѣкъ, но Богъ во плоти. Къ числу такихъ проявленій относится Его преображеніе. Въ евангельскомъ повѣствованіи о семъ событіи, сказано между прочимъ, что тогда просвѣтися лице Его, яко солнце (Матѳ. 16, 2). Свѣтъ лица Его былъ такъ ослѣпителенъ, что Апостолы не могли стерпѣть сіянія этого свѣта и въ испугѣ пали на землю. Нѣтъ сомнѣнія, что этотъ свѣтъ былъ проявленіемъ славы Его божескаго существа, сокрывавшейся въ Его человѣческомъ тѣлѣ. Зрители Апостолы могли убѣдиться въ этомъ, услышавъ исходившій изъ облака гласъ Бога Отца: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволихъ. Подобное явленіе славы Божіей сподобился зрѣть Моисей на Синайской горѣ. Господь по его просьбѣ явился ему въ чувственномъ свѣтломъ образѣ. Свѣтъ былъ такъ силенъ, что Моисей могъ ощущать его, поникши лицемъ къ землѣ, и что сіяніе этого свѣта отпечатлѣлось даже на лицѣ Моисея, вслѣдствіе чего Моисей, сходя съ горы, долженъ былъ покрыть лице свое покрываломъ, дабы удобно было бесѣдовать съ народомъ лицемъ къ лицу.

Нѣчто подобное Преображенію Господню послѣдуетъ съ людьми въ царствіи небесномъ по воскресеніи изъ мертвыхъ. Тогда праведницы просвѣтятся яко солнце въ царствіи Отца ихъ (Матѳ. 13, 43). Сіе изрекъ Господь Іисусъ въ притчѣ о пшеницѣ и плевелахъ, изображая подъ образомъ пшеницы праведниковъ, а подъ образомъ плевеловъ — грѣшниковъ. Просвѣтлѣніе, которымъ озарено будетъ самое тѣло праведниковъ, останется на нихъ на вѣки вѣчные, никогда не умалится, никогда не померкнетъ. Въ семъ отношеніи ихъ состояніе будетъ имѣть преимущество даже передъ солнцемъ, ибо и солнце нѣкогда померкнетъ.

Какъ понимать просвѣтлѣніе праведниковъ по самому тѣлу? Должно полагать, что они будутъ блаженствовать всѣмъ существомъ своимъ. Въ чемъ будетъ состоять это блаженство? Въ неизреченномъ веселіи и радости. Оно будетъ наполнять ихъ душу и по тѣсной связи души съ тѣломъ, отражаться на тѣлѣ, преимущественно на лицѣ. Такъ бываетъ и въ настоящей жизни. Когда въ душѣ водворяется радость и веселіе, тогда ощущеніе этой радости отражается на лицѣ, оно дѣлается свѣтлымъ и сіяющимъ. Чѣмъ веселѣе на душѣ, тѣмъ веселѣе и свѣтлѣе лице. Свѣтлая улыбка не сходитъ съ лица подъ вліяніемъ радостнаго душевнаго настроенія. Напротивъ, когда тяжело и мрачно на душѣ, тогда и лице бываетъ сумрачно. Въ несравненно большей степени свѣтло будетъ состояніе праведниковъ въ будущемъ вѣкѣ, когда радость и веселіе будетъ несравненно полнѣе, чѣмъ въ жизни настоящей, и когда самое тѣло, имѣющее воскреснуть, будетъ гораздо впечатлительнѣе и способнѣе къ выраженію душевныхъ состояній. Что же будетъ причиною этой неизреченной радости, веселія душевнаго и свѣтлости тѣлесной? Отвѣтъ на это заключастся въ словахъ Псалмопѣвца: возвеселиши мя радостію съ лицемъ Твоимъ (лица, Твоего) (Псал. 19, 8). Господи, во свѣтѣ лица Твоего пойдемъ и о имени Твоемъ возрадуемся во вѣки (Псал. 17, 7). Подобное сказано Христомъ въ утѣшеніе ученикамъ предъ разлукою съ ними: паки узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возметъ отъ васъ (Іоан. 16, 22). Случается и въ житейскомъ быту, что лице наше дѣлается свѣтлымъ, сіяющимъ радостію, когда на насъ взглянетъ ласково, съ свѣтлою благосклонною улыбкою, любящій и любимый нами человѣкъ. Что удивительнаго, если подобное ощущеніе духовной радости и веселія будутъ испытывать въ будущемъ вѣкѣ тѣ, на которыхъ будетъ почивать благоволительный взоръ Господа? Тогда самое лице ихъ просвѣтится, какъ солнце въ царствіи Отца ихъ, подобно тому, какъ лице Іисуса Христа просвѣтися, яко солнце, въ минуты преображенія. Кому достанется въ удѣлъ это счастіе, эта свѣтлая радость отъ лицезрѣнія Божія? Праведникамъ, ибо только о нихъ сказано: праведницы просвѣтятся, яко солнце въ царствіи Отца ихъ, подобно тому, какъ и въ настоящей жизни они испытываютъ благоволеніе Божіе по сказанному: свѣтъ возсія праведникомъ и правымъ сердцемъ веселіе (Псал. 96, 11). Кого нужно разумѣть подъ праведниками? Конечно не безгрѣшныхъ людей, ибо, со времени грѣхопаденія прародителей, всѣ потомки ихъ въ беззаконіи зачинаются и во грѣхахъ раждаются, и, по природной наслѣдованной отъ нихъ склонности ко грѣху, увеличиваютъ это наслѣдіе личными грѣхами, такъ что кто говоритъ, что въ немъ нѣтъ грѣха, тотъ, по слову Іоанна Богослова, самого себя обманываетъ и истины нѣтъ въ немъ (1 Іоан. 1, 8). Только лицемѣры, подобные фарисеямъ, считаютъ себя праведниками, хотя ихъ праведность состоитъ лишь въ томъ, что они не совершаютъ уголовныхъ преступленій, и хотя ихъ сердце исполнено всякаго беззаконія и нечистоты, невидной людямъ, но открыто предъ очами Всевѣдущаго Бога. Истинные ревнитсли праведности называютъ себя первыми изъ грѣшниковъ. У иного, положимъ, немного грѣховъ, но частое, безъ раскаянія, повтореніе одного и тогоже грѣха подвергаетъ его одинаковой отвѣтственности предъ судомъ Божіимъ съ великими грѣшниками. Ревнители закона и праведности могутъ надѣяться на оправданіе передъ Богомъ только по вѣрѣ въ благодать Божію. Праведный вѣрою живъ будетъ. Отъ дѣлъ закона не оправдится всяка плотъ. Благодатію есте спасени черезъ вѣру, и сіе не отъ васъ, Божій даръ, не отъ дѣлъ, да никтоже похвалится (Ефес. 2, 8-9). Ревность къ исполненію закона можетъ быть спасительна только въ соединеніи съ вѣрою въ спасающую благодать, даруемую намъ ради принесенной за насъ умилостивительной жертвы Христовой. Благодать сія усвояется вѣрою, которая посему есть необходимое условіе оправданія и слѣдственно мира съ Богомъ и радости общенія съ Нимъ. Оправдившеся убо вѣрою, миръ имамы съ Богомъ, Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ (Рим. 5, 1). Но какъ ни усладителенъ этотъ миръ и радость общенія съ Богомъ, испытываемая праведниками въ настоящей жизни и превышающая всякое разумѣніе (Флп. 4, 7), она есть только предвкушеніе неизреченнаго мира и радости въ Царствіи небесномъ. Въ жизни земной эта радость не можетъ быть непрерывною, потому что нерѣдко возмущается грѣховными искушеніями, какія не имѣютъ мѣста въ Царствѣ небесномъ. Обитающіе въ немъ непрестанно озаряются свѣтомъ лица Божія и испытываютъ несказанную сладость лицезрѣнія Божія, тѣснѣйшаго общенія съ Господомъ.

Таково состояніе праведниковъ, имѣющихъ сіять по самому тѣлу, яко солнце въ Царствіи Отца ихъ. Что же сказать о состояніи грѣшниковъ, перешедшихъ въ загробную жизнь съ неочищенною покаяніемъ душею? Какова будетъ ихъ участь по воскресеніи изъ мертвыхъ? Въ притчѣ Христовой о пшеницѣ и плевелахъ они изображаются подъ образомъ плевеловъ, растущихъ вмѣстѣ на одномъ полѣ съ пшеницею. Хозяинъ поля запретилъ своимъ слугамъ очищать его отъ плевеловъ, чтобы при исторженіи ихъ не повредить пшеницы, переплетающейся корнями своими съ корнами плевеловъ. Пусть они растутъ съ пшеницею до времени жатвы, и тогда удобно будетъ, безъ вреда для пшеницы, отдѣлить ихъ отъ нея, пшеницу связать въ снопы и убрать въ житницу, а плевелы собрать и бросить въ огонь. Подобная участь ожидаетъ грѣшниковъ при концѣ міра. Во время земной жизни они подобно плевеламъ, растущимъ на одномъ полѣ съ пшеницею, соединены были въ одной церкви съ истинными христіанами и, какъ люди крещеные, пользовались одинаковыми правами съ ними, стояли на ряду съ ними въ храмахъ Божіихъ, вмѣстѣ съ ними молились, слушали слово Божіе, приступали къ таинствамъ исповѣди и святого причастія. По внѣшности ихъ не всегда легко можно было отличить отъ истинныхъ христіанъ, на самомъ же дѣлѣ по душѣ они были нехристи, благовидною наружностью прикрывалась ихъ внутренняя нечистота, о которой не знали люди, но зналъ одинъ Богъ, испытующій сердца и утробы. Это были христіане только по имени, а не по внутреннему расположенію. Тѣмъ паче къ нехристямъ принадлежали тѣ изъ христіанъ, которые и по внѣшнему образу жизни чужды были христіанства и только своимъ поведеніемъ соблазняли другихъ. Но все-же тѣ и другіе при жизни не были исключаемы изъ церковнаго общества, были терпимы въ составѣ его. Для чего допускаемо было такое смѣшеніе въ земной цнркви истинныхъ христіанъ съ нечестивцами? Для пользы тѣхъ и другихъ: праведникамъ давалась возможность свидѣтельствовать свою вѣрность и любовь къ Господу, несмотря на искушенія ко злу въ обществѣ людей нечестивыхъ, несмотря на близкія житейскія сношенія съ ними. А грѣшникамъ, находящимся въ близкомъ общеніи съ праведниками, открывался случай пользоваться ихъ братскимъ вразумленіемъ, назидаться примѣромъ ихъ жизни и обращаться на путь истины. Слава милосердію и долготерпѣнію Господа, не отлучающаго грѣшниковъ отъ среды праведниковъ въ Своей Церкви. Но это соединеніе однихъ съ другими не вѣчно продолжается: по смерти нераскаянные грѣшники навсегда отлучаются отъ лика праведныхъ. Окончательно же сіе отлученіе послѣдуетъ при кончинѣ вѣка по воскресеніи мертвыхъ. Тѣ и другіе воскреснутъ, но участь ихъ будетъ неодинакова: праведники по самому тѣлу возсіяютъ, яко солнце въ Царствіи Отца ихъ и въ общеніи съ Нимъ вѣчно будутъ блаженствовать, а грѣшникамъ нераскаяннымъ уготованъ огонь геенскій, подобно плевеламъ, бросаемымъ въ огонь послѣ жатвы, съ тѣмъ различіемъ, что плевелы скоро сгараютъ въ огнѣ, а муки грѣшниковъ будутъ вѣчны и непрерывны: они будутъ горѣть, но никогда не сгорятъ.

Будемъ, братіе, какъ можно чаще помышлять о страшномъ отлученіи злыхъ отъ праведныхъ, имѣющемъ быть при кончинѣ вѣка. Никто изъ насъ не можетъ быть увѣренъ, что при кончинѣ вѣка насъ не постигнетъ бѣдственная участь, что всѣ мы сподобимся стать одесную престола славы, какъ всѣ вмѣстѣ стоимъ въ земномъ храмѣ предъ престоломъ благодати. Вѣдь дѣло не въ томъ, чтобы принадлежать къ православной Церкви, а въ томъ, чтобы быть истинными чадами ея. Что пользы, если я, будучи членомъ Церкви, чуждъ ей по духу и насквозь проникнутъ духомъ враждебнаго ей міра? На томъ свѣтѣ будутъ судить о нашемъ христіанствѣ, о нашей церковности не по церковнымъ записямъ, въ которыхъ насъ пишутъ крещенными, бывающими на исповѣди и святыхъ Таинъ Христовыхъ причащающимися, а по книгамъ совѣсти, по плодамъ покаянія, по жизни. Дай Богъ устоять намъ на семъ судѣ, не быть обреченными на сожженіе въ огнѣ геенскомъ, и сподобиться вѣчнаго блаженства, вѣчнаго лицезрѣнія Божія, чтобы по самому тѣлу мы озарены были свѣтомъ лица Божія, вѣчно радовались и наслаждались симъ присносущнымъ свѣтомъ.

Источникъ: Костромскія поученія за 1900 годъ (выпускъ шестой). Д. Б. Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1902. — С. 180-185.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0