Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 40.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Одигитрія.
Поученіе въ праздникъ Смоленской иконы Богоматери, 28 іюля.

Пресвятая Богородица, согласно Ея предсказанію: отнынѣ ублажатъ Мя вси роди, прославляется церковію многочисленными празднествами въ честь Ея, службами и похвальными именами, указующими на Ея достоинства, какъ Матери Божіей, и на Ея безчисленныя благодѣянія людямъ въ нуждахъ тѣлесныхъ и духовныхъ. Къ числу таковыхъ именъ относится наименованіе Одигитрія, присвоенное Ей въ Смоленской Ея иконѣ, въ честь которой совершается сегоднешнее празднество. Греческое слово Одигитрія значитъ путеводительница. По какому случаю усвоено Богоматери это наименованіе? По случаю исцѣленія двухъ слѣпцовъ, которыхъ сама Богоматерь провела къ своей иконѣ во Влахернскомъ Константинопольскомъ храмѣ: они приложились къ ней и получили прозрѣніе.

Таковъ ближайшій смыслъ названія Богоматери Одигитріею или Путеводительницею. Но кромѣ ближайшаго смысла оно должно быть понимаемо въ самомъ обширномъ смыслѣ, ибо Пресвятая Богородица, приведшая слѣпцовъ во Влахернскій храмъ и даровавшая имъ прозрѣніе, наставляетъ на путь истины недугующихъ слѣпотою духовною, или угрожаемыхъ ею. Опасность духовнаго омраченія грозитъ всякому на пути временной жизни. Не даромъ мы всѣ называемся странниками и пришельцами въ духовномъ смыслѣ. Ибо, что такое наша временная жизнь, какъ не время странствованія къ небесному отечеству? Труденъ и прискорбенъ путь, ведущій къ нему, ибо усѣянъ многоразличными искушеніями, способными омрачить духовное зрѣніе каждаго, желающаго достигнуть небеснаго отечества, и уклонить въ сторону отъ прямой дороги, ведущей къ нему. Таковы, напримѣръ, искушенія отъ разныхъ болѣзней и другихъ бѣдствій. Всѣ бѣдствія посылаются или попускаются промысломъ Божіимъ съ благою цѣлію, именно для вразумленія грѣшниковъ, для пробужденія въ нихъ раскаянія во грѣхахъ, для исправленія, такъ же для предостереженія отъ грѣховъ гордости и безпечности, свойственныхъ людямъ, въ обиліи надѣленнымъ земными благами. Какая спасительная цѣль, какая великая отеческая любовь выражается въ этихъ распоряженіяхъ промысла Божія, испытующаго насъ скорбями и напастями! Одни понимаютъ благотворную цѣль и значеніе ихъ, смиряются предъ Господомъ, съ покорностію Его волѣ переносятъ ихъ, даже благодарятъ за нихъ. Другіе, напротивъ, теряютъ самообладаніе и падаютъ подъ ихъ тяжестью. Самолюбіе и самоугодіе помрачаетъ въ нихъ духовный смыслъ. Они не видятъ любви Господа, зовущаго ихъ къ покаянію, ропщутъ на Бога, не принимаютъ утѣшеній и совѣтовъ отъ доброжелательныхъ людей обратиться ко Господу съ мольбою о помощи, и падаютъ въ ровъ погибели подобно слѣпымъ тѣлесно, которне безъ провожатыхъ находятся въ опасности на дорогѣ попасть въ яму.

Не менѣе, если не болѣе опасно состояніе души, искушаемой склонностію и привычкою къ грѣховной жизни. Всѣ видятъ, что поддающіеся этому искушенію идутъ путемъ, ведущимъ къ погибели, только они одни не видятъ этого. Привычка ко грѣху такъ ослѣпила ихъ, что они или слишкомъ снисходительно смотрятъ на свои грѣхи, называя ихъ простительными шалостями, и потому не почитаютъ нужнымъ бороться съ ними, или, хотя сознаютъ тяжесть ихъ, убаюкиваютъ себя надеждою, что успѣютъ покаяться, и отлагаютъ покаяніе до неопредѣленнаго времени. Надежда обманываетъ ихъ и они умираютъ безъ покаянія.

Слѣпота духовная поражаетъ даже умнѣйшихъ людей. Надменные своимъ многознаніемъ и успѣхами въ научныхъ знаніяхъ, они теряютъ способность видѣть истину въ ученіи вѣры. Они зрячи для всего, что видимо тѣлесными очами, но слѣпы для всего, что можно созерцать душевными очами. Жалко положеніе такихъ слѣпцовъ.

Тѣлесная слѣпота рѣдко поддается излеченію, но все же бываютъ счастливые случаи излеченія, при помощи искусныхъ врачей. Тоже нужно сказать и о духовной слѣпотѣ. Не всякая духовная слѣпота неизлечима. Бывали случаи, что человѣкъ, ослѣпленный самолюбіемъ и гордостію, начнетъ сознавать свои заблужденія, ощущать нужду въ духовномъ исцѣленіи и достигаетъ его при помощи благодати Божіей. Но гораздо труднѣе уничтожать постигшую насъ духовную слѣпоту, чѣмъ предотвращать ее. Лучше не доводить себя до этого бѣдствія, чѣмъ бороться съ нимъ, когда оно уже постигло насъ. Никто не можетъ быть увѣренъ въ безопасности отъ этого искушенія, никто не можетъ сказать о себѣ, что онъ далекъ отъ опасности духовной слѣпоты и потому не собьется съ пути истины. Человѣку, увлекающемуся самомнѣніемъ, всего скорѣе угрожаетъ эта опасность. Мняйся стояти да блюдется, да не падетъ (1 Кор. 10, 12). Человѣкъ, чуждый самомнѣнія, смиренно думающій о себѣ, при всемъ искреннемъ желаніи и ревности зорко наблюдать за собою, чтобы не сбиться съ пути истины, ожидаетъ успѣха въ семъ дѣлѣ не столько отъ собственныхъ усилій, сколько отъ благодати Божіей, не столько полагается на свою предусмотрительность и благоразуміе, сколько на просвѣщающую и путеуказующую промыслительную силу Божію. Глубоко чувствуя нужду въ ней, онъ молится Господу: просвѣти очи мои, Христе Боже, да не когда усну въ смерть. Скажи мнѣ Господи путь, въ оньже пойду, яко къ Тебѣ взяхъ душу мою. Научи мя творити волю твою. Духъ Твой благій наставитъ мя на землю праву (Псал. 142, 8-10). Съ тоюже самою молитвою онъ обращается не только къ Господу, но и къ святымъ угодникамъ Его, наипаче же ко Пресвятой Богородицѣ, по увѣренности, что Она есть наша Одигитрія, т. е. Путеводительница, и что Она, яко имѣющая матернее дерзновеніе къ Сыну своему и Богу, сильна исходатайствовать у Него благодать, охраняющую отъ заблужденій на пути ко спасенію и укрѣпляющую для неуклоннаго и твердаго шествованія по сему пути. Она нерѣдко помогаетъ намъ въ нуждахъ тѣлесныхъ, но еще съ большею готовностію Она желаетъ являть намъ свою помощь въ нуждахъ духовныхъ, въ дѣлѣ спасенія души. Къ прискорбію, прибѣгающіе къ Богоматери всего чаще и усерднѣе умоляютъ ее о спасеніи отъ бѣдъ временныхъ и земныхъ, чѣмъ отъ вѣчной погибели, грозящей всякому, идущему путемъ, ведущимъ къ погибели, но не подозрѣвающему, по своей духовной слѣпотѣ, что идетъ этимъ путемъ.

Молитвами Богоматери Одигитріи, даровавшей слѣпцамъ прозрѣніе, да спасетъ Господь отъ духовнаго ослѣпленія и да откроетъ очи наши, чтобы мы узрѣли свѣтъ истины и, наставляемые симъ свѣтомъ, непреткновенно и неуклонно могли двигаться путемъ, приводящимъ къ вѣчному спасенію.

Источникъ: Костромскія поученія за 1900 годъ (выпускъ шестой). Д. Б. Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1902. — С. 176-179.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0