Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 29 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Грѣховная бездна.
Поученіе въ недѣлю 9-ю по Пятидесятницѣ.

Въ безднѣ грѣховнѣй валяяся, неизслѣдную милосердія Твоего призываю бездну. Отъ тли, Боже, мя возведи.

Въ сегоднешнемъ евангельскомъ чтеніи повѣствуется о чудѣ спасенія Господомъ Іисусомъ Христомъ утопающаго Петра (Матѳ. 14, 24-33). Іисусъ Христосъ, чудесно насытивъ въ пустынѣ близъ Виѳсаиды пять тысячъ народа, отпустилъ его, а своимъ ученикамъ приказалъ сѣсть въ лодку и отправиться по морю въ землю Геннасаретскую.

Произошло сильное волненіе, грозившее потопленіемъ ученикамъ. Іисусъ для спасенія ихъ подошелъ къ нимъ, идя по морю, и сказалъ: «ободритесь: это Я, не бойтесь». Петръ сказалъ ему въ отвѣтъ: «если это Ты, повели мнѣ идти къ Тебѣ по водѣ». «Иди», рекъ ему Іисусъ. Петръ, вышедши изъ лодки, пошелъ по водѣ, но, видя сильный вѣтеръ, испугался и, начавъ утопать, закричалъ: «Господи, спаси меня». Іисусъ тотчасъ простеръ къ нему руку, поддержалъ его и привелъ въ лодку. Вслѣдъ за тѣмъ вѣтеръ утихъ, и всѣ благополучно вскорѣ доплыли до Геннисаретскаго берега.

Море, въ которомъ грозила Петру опасность потонуть, есть образъ моря житейскаго, воздвизаемаго напастей бурею. Волны морскія служатъ образомъ грѣховныхъ искушеній. Обуреваемый ими грѣшникъ подвергается опасности погибнуть отъ нихъ подобно тому, какъ Петру грозила опасность потонуть. Петръ безбоязненно бросился изъ лодки въ воду, съ надеждою на безопасность по вѣрѣ въ Іисуса. Есть и грѣшники, которые, когда бросаются въ бездну грѣховъ, совсѣмъ забываютъ о грозящей имъ опасности погибели только не по вѣрѣ Петровой, а потому, что не дорожатъ своимъ спасеніемъ. Безпечность ихъ въ семъ отношеніи доходитъ до того, что они теряютъ чувство самосохраненія и похожи на того бѣсноватаго, который приведенъ былъ отцемъ его къ Іисусу Христу для исцѣленія. Этотъ несчастный подвергался припадкамъ бѣснованія въ новолунія и съ неудержимою силою бросался въ огонь безъ опасенія сгорѣть, и въ воду безъ опасенія потонуть.

Податливость на грѣхъ доводитъ грѣшника до помраченія въ немъ здраваго смысла. Онъ дѣлается духовно слѣпымъ, не видитъ пагубныхъ послѣдствій своего грѣховнаго состоянія, забываетъ различіе добра и зла, и какъ бы ни былъ тяжекъ грѣхъ, не почитаетъ его за грѣхъ, не боится отвѣтственности за него. Его духовное состояніе наглядно изображается въ притчѣ Христовой о блудномъ сынѣ. Убѣгая изъ дома отца на страну далече, онъ отнюдь не воображалъ того жалкаго и позорнаго положенія, до какого доведетъ его безумное расточительство и распутство. Если сказано о немъ, что онъ наконецъ «пришелъ въ себя», опомнился, то что это значитъ какъ не то, что до сихъ поръ онъ былъ внѣ себя, въ самозабвеніи? Кружась въ вихрѣ суеты мірской, безумно расточая имущество свое на пьянство и распутство, онъ поистинѣ былъ сумасшедшимъ, валялся въ безднѣ грѣховной, совершенно не понимая своего позора и уничиженія. Можно было ожидать, что онъ окончательно погибнетъ и умретъ безъ покаянія. Такъ однако не случилось.

Человѣкъ, подражающій діаволу закоснѣніемъ во грѣхахъ, все же однако не доходитъ до полнаго уподобленія діаволу. Діаволъ чѣмъ дольше живетъ на свѣтѣ, тѣмъ больше ожесточается и озлобляется противъ Бога; отъ него не жди раскаянія. Бываютъ и люди нераскаянные, но не столько по злобѣ и враждѣ противъ Бога, сколько по безпечности или по отчаянію, также по невѣрію въ бытіе Божіе иди въ правосудіе Божіе, воздающее каждому по дѣламъ. Въ такомъ пагубномъ состояніи многіе и умираютъ, многіе, но не всѣ. Какъ бы ни были тяжки и многочисленны грѣхи человѣка, покаяніе возможно, какъ показываютъ многіе примѣры. Случается со многими тоже, что случилось съ блуднымъ сыномъ Евангельской притчи. Расточивъ имѣніе свое, онъ впалъ въ нищету, нанялся въ пастухи и сталъ питаться свинымъ кормомъ, но и того ему не давали. Бѣдствіе образумило его. Онъ вспомнилъ объ отцѣ своемъ и возвратился къ нему съ покаяніемъ. Сему примѣру слѣдуютъ многіе подобные грѣшники.

Какъ бы ни глубоко погрузился человѣкъ въ бездну грѣховную, онъ при помощи Божіей всегда можетъ раскаяться и спастись. Нѣтъ грѣха побѣждающаго милосердіе Божіе. Глубока бездна грѣховная, но несравненно глубже неизслѣдная бездна милосердія Божія или благодати Божіей. О ея обиліи и спасительности можно судить но слову Христа Спасителя, сравнивающаго ее съ рѣчными водами: вѣруяй въ Мя, якоже рече писаніе, рѣки изъ чрева его истекутъ воды живы (Іоан. 7, 38), то-есть онъ наполнится благодатію Животворящаго Духа Божія въ такой обильной мѣрѣ, какъ еслибы шла рѣчь не объ одной рѣкѣ, а о нѣсколькихъ, истекающихъ изъ одного мѣста. Что именно Христосъ подъ образомъ рѣкъ указалъ на благодать Святаго Духа, это видно изъ объяснительныхъ словъ Евангелиста: сіе же рече Христосъ о Дусѣ, Егоже хотяху пріимати вѣрующіи во имя Его (Іоан. 7, 39). Отъ полноты сей благодати, излившейся на апостоловъ въ день сошествія Святаго Духа, воспріемлютъ въ обильной мѣрѣ и другіе вѣрующіе, принадлежащіе къ апостольской Церкви. Духъ Святый, исполнившій своею благодатію апостоловъ, до скончанія вѣка будетъ изливать ее въ апостольской Церкви и распространять ее по всему лицу земли.

Итакъ, пусть каждый, валяющійся въ безднѣ грѣховнѣй, погруженный въ бездонную пучину беззаконія и нечестія, не отчаявается въ своемъ спасеніи и да вопіетъ къ Источнику благодати: «милосердія Твоего призываю бездну».

Благодать Святаго Духа поистинѣ есть неистощимая бездна милосердія Божія и готова извлечь изъ бездны грѣховной всякаго призывающаго ее. Живая текущая рѣчная вода есть выразительный образъ спасительныхъ дѣйствій благодати Божіей. Вода омываетъ покрытое потомъ и грязью тѣло, утоляетъ жажду, освѣжаетъ и укрѣпляетъ утомленнаго движеніемъ и трудомъ человѣка и въ минеральномъ видѣ врачуеть больныхъ. Подобно сему струями благодати Святаго Духа душа очищается отъ сквернъ грѣховныхъ, удовлетворяется въ жаждѣ истины и правды, наполняется миромъ и радостію, укрѣпляется для подвиговъ самоотверженія, врачуется отъ застарѣлыхъ духовныхъ недуговъ. Пользованіе этою спасительною водою доступно всякому грѣшнику, какъ бы ни были тяжки и многочисленны его грѣхи. Пусть онъ, подражая блудному сыну въ грѣхопаденіяхъ, подражаетъ ему и въ покаяніи, и какъ только пробудится въ немъ совѣсть, усыпленная беззаконіями и скотоподобною чувственною жизнію, пусть онъ воззоветъ ко Христу Спасу: «въ безднѣ грѣховнѣй валяяся, неизслѣдную милосердія Твоего призываю бездну. Я такъ глубоко погрязъ въ беззаконіяхъ, что беззаконія превзыдоша главу мою. Я сталъ походить на утопающаго въ морской глубинѣ, который скрылся въ ней съ головою, сталъ захлебываться, лишился силъ и не можетъ вынырнуть изъ воды. Вопію Ти гласомъ утопающаго Петра: Господи, спаси меня, погибаю, простри мнѣ руку помощи, изведи изъ глубины грѣховной. Знаю, что милосердіе Твое безпредѣльно, что благодать Святаго Духа милующая, очищающая, исцѣляющая, освящающая и умиротворяющая есть бездонная пучина, превосходящая всякую бездну. Водами сей благодати ороси, напой, очисти и оживотвори душу мою, валяющуюся въ безднѣ грѣховнѣй. Не дай мнѣ погибнуть въ этой безднѣ и отъ тли (отъ погибели) возведи мя».

Такова должна быть молитва кающагося грѣшника, какъ выраженіе упованія на спасающую благодать Божію. Но есть поговорка: «на Бога надѣйся, а самъ не плошай». Съ молитвою надежды на помощь Божію, соединяй собственное усиліе для своего спасенія, подражая мореходамъ. Когда имъ угрожаетъ кораблекрушепіе отъ страшной бури на морѣ, что они дѣлаютъ? Не надѣясь спастись одними собственными силами, они тоже молятся Господу о помощи; отсюда произошла поговорка: «кто въ морѣ не бывалъ, тотъ хорошо не маливался». Но ограничиваются ли они одною молитвою? Нѣтъ. Они изъ силъ выбиваются, чтобы спастись отъ потопленія: убираютъ снасти, выбрасываютъ грузъ, выкачиваютъ воду и т. п. И Господь приходитъ къ нимъ на помощь, внемлетъ ихъ молитвамъ о спасеніи. Такъ же должны поступать всѣ плавающіе по житейскому морю, обуреваемые волнами страстей, утопающіе въ безднѣ грѣховнѣй. Они могутъ надѣяться на помощь Божію только въ томъ случаѣ, если и сами крѣпко подвизаются въ борьбѣ съ грѣховными искушеніями. Благодатная помощь готова только для упражняющихся въ этихъ подвигахъ, а не для тѣхъ, которые въ надеждѣ на нее сами ничего не дѣлаютъ. Благодать помогаетъ только трудящимся, — лѣнивымъ и празднымъ она не помогаетъ. Они не стоютъ этой помощи. Лѣность и праздность есть грѣхъ. Грѣху Господь не потворствуетъ.

Источникъ: Костромскія поученія за 1900 годъ (выпускъ шестой). Д. Б. Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1902. — С. 171-175.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0