Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Радость уповающихъ на Господа.
Поученіе въ недѣлю 6-ю по Пятидесятницѣ.

Упованіемъ радующеся (Рим. 12, 12).

Въ сегоднешнемъ апостольскомъ чтеніи содержится не мало разнообразныхъ нравоучительныхъ наставленій. Въ одномъ изъ нихъ указывается на упованіе, какъ на источникъ радости или утѣшенія: упованіемъ радующеся. Какое здѣсь разумѣется упованіе? Упованіе ли на людей, на ихъ помощь духовную и вещественную въ затруднительныхъ обстоятельствахъ? Нельзя такъ думать. Не надѣйтеся на князи, на сыны человѣческія, въ нихже нѣсть спасенія (Псал. 145, 3). Господне есть спасеніе (Псал. 3, 9). Господь есть распорядитель судьбы нашей, въ Его рукахъ наша жизнь и смерть. Посему на Него единаго собственно можно надѣяться, къ Его покровительству и помощи обращаться. Но такъ какъ Господь большею часть оказываетъ намъ помощь черезъ людей же, располагая ихъ содѣйствовать нашему благу, то, конечно, можно безъ грѣха надѣяться и на людей, какъ на посредниковъ, какъ на орудія благоволенія къ намъ Божія; но грѣшно было бы надѣяться только на нихъ однихъ, забывая, что они могутъ быть полезными для насъ только по волѣ Божіей. Безъ соизволенія Божія ни одинъ на свѣтѣ человѣкъ, какъ бы ни былъ могущественъ, не можетъ спасти насъ отъ бѣдъ. Онъ безъ благословенія Божія не можетъ устроить и упрочить свое благосостояніе: можетъ ли споспѣшествовать благосостоянію другихъ? Тоже должно сказать о надеждѣ на самого себя. Какъ обманчива эта надежда или самонадѣянность, видно изъ безчисленныхъ опытовъ. Какъ бы ни былъ человѣкъ силенъ умомъ и волею, безъ содѣйствующаго соизволенія Божія онъ ничего не можетъ достигнуть. Понадѣялся богачъ евангельской притчи на то, что, благодаря своей распорядительности, онъ легко можетъ обезпечить свое благосостояніе, такъ что ему ничего не остается дѣлать, какъ только почивать, ѣсть и веселиться; но Господь Богъ разрушилъ его мечты, внушенныя самонадѣянностью. Безумне, сказалъ ему Господь, въ сію нощь душу твою истяжутъ отъ тебе, а яже уготовалъ еси, кому будутъ? (Лук. 12, 20). Человѣконадѣяніе и самонадѣянность до забвенія о Богѣ, съ убѣжденіемъ, что можно обойтись безъ Бога, безъ Божіей помощи, былъ бы только умъ въ головѣ и сила воли, также поддержка умныхъ и сильныхъ людей, — есть грѣхъ противъ первой заповѣди Десятословія, повелѣвающей чтить единаго Бога и признавать полнѣйшую зависимость отъ Него во всѣхъ обстоятельствахъ жизни. Благо исполняющимъ сіе повелѣніе и потому возлагающимъ упованіе на Него единаго, на Его отеческую милость. Не прегрѣшатъ вси уповающіи на Него (Псал. 33, 23), то-есть, не обманутся въ своей надеждѣ на Господа Бога люди, вѣрующіе въ Его промышленіе и не сомнѣвающіеся въ истинѣ Его обѣтованія избавлять отъ напасти всякаго, прибѣгающаго къ Нему за помощію. Въ семъ смыслѣ должно разумѣть изреченіе: упованіемъ радующеся, то-есть утѣшайтесь надеждою на Бога. Она должна служить источникомъ утѣшенія или радости прежде всего въ скорби о грѣхахъ. Скорбь о грѣхахъ есть необходимое условіе покаянія. Кто не скорбитъ о томъ, что грѣхами оскорбляетъ Господа, оскверняетъ свою душу, помрачаетъ свою совѣсть, отъ того не жди покаянія, нужды въ немъ онъ не чувствуетъ. Но и скорбь о грѣхахъ не всегда спасительна. Случается, что она доходитъ до крайности, до унынія, до отчаянія въ милосердіи Божіемъ. Отчаяніе есть грѣхъ Каина и Іуды предателя. Идти путемъ Каина и Іуды — значитъ идти путемъ погибели. Не надобно доводить себя до такого положенія. Какъ бы ни были тяжки и многочисленны наши грѣхи, предаваться отчаянію спасенія свойственно только невѣрующимъ въ милосердіе Божіе. О величіи сего милосердія можно судить уже потому одному, что Сынъ Божій, единосущный Богу Отцу, сошелъ съ неба на землю для спасенія грѣшниковъ. Что нужно для усвоенія сего спасенія? Покаяніе, соеданенное съ вѣрою во Христа и упованіемъ на Него. Христосъ есть упованіе наше. Скорби о грѣхахъ, но не предавайся сей скорби до забвенія о благодати Божіей, всегда готовой помиловать всякаго грѣшника, истинно кающагося; исповѣдуй свою немощь и безсиліе въ борьбѣ съ грѣховными привычками, но не теряй надежды на силу Божію, которая можетъ извлечь тебя изъ глубины грѣховной, ибо нѣтъ грѣха, побѣждающаго милосердіе Божіе. Что погубило Іуду предателя? Отчаяніе въ милосердіи Божіемъ. Что могло бы спасти его? Упованіе на милосердіе Спаса Христа. Примѣрами величайшихъ грѣшниковъ, спасенныхъ упованіемъ на Христа, полна исторія христіанской Церкви. Подобно имъ каждая грѣшная душа должна искать себѣ утѣшенія въ упованіи: упованіемъ утѣшайтеся.

Источникомъ утѣшенія упованіе служитъ въ подвигахъ благочестія и добродѣтелей. Эти подвиги требуютъ отъ насъ не мало самоотверженія, отреченія отъ своей воли, всецѣлаго покоренія ея волѣ Божіей. Чѣмъ ободряетъ и утѣшаетъ себя исполнитель заповѣди самоотверженія въ сихъ подвигахъ? Упованіемъ на воздаяніе, уготованное подвижникамъ. Каждый изъ нихъ въ концѣ подвижническаго поприща можетъ говорить о себѣ словами апостола Павла: подвигомъ добрымъ подвизахся, теченіе скончахъ, вѣру соблюдохъ, прочее убо соблюдается мнѣ вѣнецъ правды, егоже воздастъ ми Господь въ день онъ праведный Судія (2 Тим. 4, 7-8).

Христіанское упованіе служитъ источникомъ утѣшенія въ земныхъ скорбяхъ, среди бѣдъ и напастей, если только эти скорби, неизбѣжныя для каждаго человѣка въ этой жизни, переносятся съ христіанскимъ терпѣніемъ и преданностью волѣ Божіей. Какъ бы ни были тяжки эти бѣды и напасти, истинный христіанинъ не только не предается унынію, но еще радуется, ободряя себя упованіемъ на милосердіе Господа, посылающаго скорби для испытанія насъ въ преданности Ему и назначающаго это испытаніе соразмѣрно силѣ нашей.

Не исчисляя многихъ другихъ случаевъ въ жизни частной семейной и общественной, локазывающихъ наглядно, какія радости и утѣшенія приноситъ намъ упованіе на Бога, достаточно указать на 90 псаломъ начинающійся словами: Живый въ помощи Вышняго, изображающій попеченіе Божіе о человѣкѣ, который живетъ упованіемъ на всемогущаго и всеблагого Господа. Уповающій на Господа, по изображенію псалма, безопасно живетъ въ помощи Вышняго и въ кровѣ Его, какъ странникъ въ гостепріимномъ убѣжищѣ, водворится. Господь спасаетъ его отъ опасностей со стороны враговъ во время ихъ открытыхъ среди дня и тайныхъ среди ночи нападеній. Господь охраняетъ его отъ смертоноснаго зноя въ полдень, отъ моровой язвы, поражающей десятки тысячъ вокругъ его, но его не касающейся. Господь бережетъ его отъ всякаго зла или непосредственно Своею всемогущею силою, или повелѣваетъ ангеламъ хранителямъ заботиться о его безопасности. Оберегаемый ими, уповающій на Господа остается цѣлъ и невредимъ на всѣхъ путяхъ жизни. Ангелы невидимо отклоняютъ его отъ пути, на которомъ неизбѣжна была встрѣча съ неминуемою бѣдою, или избавляютъ его отъ постигшей бѣды. Уповающій на Господа подъ охраною ангеловъ не терпитъ вреда отъ нападенія животныхъ хитрыхъ и ядовитыхъ, какъ аспиды и василиски, и свирѣпыхъ и сильныхъ, какъ львы, разумѣть ли этихъ животныхъ въ собственномъ смыслѣ, или подъ образомъ ихъ видѣть злыхъ людей и бѣсовъ. По изображенію другого псалма, уповающій на Господа говоритъ: аще и пойду посредѣ сѣни смертныя, не убоюся зла (Псал. 24, 4). Ангелы хранители его при жизни, останутся вѣрны ему по смерти, безопасно проведутъ его по мытарствамъ духовъ злобы къ престолу Вышняго и въ обители вѣчныя.

Что же сказать о тѣхъ случаяхъ, когда уповающій на Господа, повидимому, оставляется Имъ безъ помощи, когда Господь, повидимому, не внемлетъ его мольбамъ о сей помощи въ нуждахъ духовныхъ и тѣлесныхъ? Есть люди малодушные, которыхъ упованіе на Господа колеблется въ сихъ случаяхъ и смѣняется недовольствомъ на Бога, даже ропотомъ на Него и отчаяніемъ. Нельзя не пожалѣть таковыхъ малодушныхъ людей. Но отчего они малодушны? Оттого, что у нихъ нѣтъ истиннаго упованія на Бога. Истинное упованіе на Бога соединяется съ преданностью Его святой волѣ, съ готовностью принять отъ руки Господней все, что ни подастъ эта рука. Истинно уповающіе на Господа увѣрены въ милосердіи Его, не сомнѣваются въ вѣрности Его обѣтованія дать людямъ все, чего они ни попросятъ у Него, лишь бы только просимое ими служило къ ихъ благу. Но въ тоже время они смиренно сознаютъ себя недостойными милости Божіей и потому, если не получаютъ ея, утѣшаютъ себя надеждою, что Онъ не до конца гнѣвается, ниже въ вѣкъ враждуетъ. И вотъ почему, прося у Бога той или другой милости, они не дерзаютъ настаивать на томъ, чтобы Господь непремѣнно исполнилъ ихъ волю, но предаютъ себя волѣ Божіей, слѣдуя примѣру Христа. Спаситель, Который умоляя Отца Своего, да мимоидетъ отъ Него чаша страданій, присовокуплялъ: обаче не якоже Азъ хощу, но якоже Ты (Матѳ. 26, 39). Они убѣждены въ святости и непогрѣшимости воли Божіей и въ томъ, что одинъ Богъ вѣдаетъ, что можетъ служить ко благу и пользѣ душамъ нашимъ.

Въ настоящее переживаемое нами время Господу Богу угодно послать испытаніе нашему упованію на Него. Неожиданно для всѣхъ постигло насъ бѣдствіе. Сосѣдній съ нами народъ, долгое время жившій съ нами въ глубокомъ мирѣ, вовлекъ насъ въ войну съ нимъ, и не насъ только однихъ, но и другія европейскія государства. Чѣмъ кончится эта война, неизвѣстно, — во всякомъ однако случаѣ мы не должны ослабѣвать въ упованіи на Бога, на Его помощь въ правомъ дѣлѣ. Мы не вызывали, а вызваны къ войнѣ. Не мы начали ее, а наши непріятели. На начинающаго Богъ. Уже не мало пролито русской крови на брани за вѣру, Царя и отечество. Дай Богъ, чтобы правое дѣло восторжествовало, чтобы враги наши, встрѣчая крѣпкій отпоръ своимъ многочисленнымъ полчищамъ отъ нашихъ малочисленныхъ отрядовъ, смирились предъ нашимъ оружіемъ и попросили у насъ мира на почетныхъ и выгодныхъ условіяхъ для насъ. Но не будемъ забывать, что для достиженія сей цѣли недостаточно полагаться только на собственную нашу силу. Безъ помощи и благословенія Божія не спасаетъ отъ военныхъ неудачъ ни многочисленность и храбрость, ни отличное вооруженіе воиновъ. А сіе благословеніе и помощь привлекается упованіемъ на Господа Силъ и молитвою къ Нему объ успѣхѣ въ борьбѣ со врагами. Какъ потребна и сильна можетъ быть эта молитва, видно изъ сказанія Моисеева о битвѣ Израильтянъ съ Амаликитянами. Въ то время, когда происходила эта битва, Моисей поднималъ руки съ мольбою о побѣдѣ. Что же случилось? Когда Моисей держалъ руки простертыми къ небу, одолѣвали Израильтяне; когда же руки Моисея отъ изнеможенія опускались, одолѣвали Амаликитяне, которые наконецъ потерпѣли окончательное пораженіе не столько вслѣдствіе военачальническихъ распоряженій Іисуса Навина, сколько по молитвѣ Моисея, соединенной съ воздѣяніемъ рукъ. Не будемъ и мы, братіе, ослабѣвать въ подобной молитвѣ и упованіи на Господа Бога, защитника праваго дѣла, будемъ постоянно твердить молитву: «спаси, Господи, люди твоя, побѣды Благовѣрному Императору нашему даруя».

Источникъ: Костромскія поученія за 1900 годъ (выпускъ шестой). Д. Б. Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1902. — С. 157-162.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0