Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.)
Участіе Св. Духа въ дѣлѣ искупленія.
Поученіе въ день Святаго Духа.

Аще кто Духа Христова не имать, сей нѣсть Его (Рим. 8, 9).

Сими словами апостолъ Павелъ указуетъ на участіе Святаго Духа въ дѣлѣ искупленія. Значеніе этого участія такъ велико, что кто не имѣетъ Святаго Духа, тотъ и не Христовъ, т. е. не имѣетъ общенія со Христомъ, чуждъ Христа, не христіанинъ, слѣдственно лишенъ надежды спасенія, ибо нѣсть иного имени, кромѣ Христова, подъ небесемъ, даннаго въ человѣцѣхъ, о немже подобаетъ спастися намъ (Дѣян. 4, 12). Если же Христосъ есть единственный нашъ Спаситель, то какъ понять, что надобно имѣть Святаго Духа, чтобы быть христіаниномъ и слѣдовательно спастись? Неужели недостаточно для вашего спасенія всего того, что сдѣлалъ Христосъ? Неужели дѣло искупленія не совершено Имъ окончательно и требуетъ довершенія? Нѣтъ, Онъ все сдѣлалъ, что нужно было съ Его стороны сдѣлать для нашего спасенія. Для нашего спасенія надлежало Ему принести безконечной цѣны жертву, вполнѣ достаточную для умилостивленія Бога, прогнѣваннаго тѣмъ, что въ лицѣ нашихъ прародителей мы презрѣли святую волю Его и вступили въ союзъ съ врагомъ Его. Таковую жертву могъ принести только равный Богу Отцу по Божеству Сынъ Его Единородный. И такъ какъ потребна была жертва кровавая, то для принесенія ея Онъ воплотился, вочеловѣчился и пролилъ Свою пречистую кровь на крестѣ. И сія жертва была принята, ибо смертію Онъ побѣдилъ смерть и съ пречистымъ тѣломъ со славою вознесся на небеса. Не одною жертвою Онъ послужилъ нашему спасенію, но и тѣмъ, что просвѣтилъ насъ свѣтомъ истины и основалъ Церковь, неодолимую адовыми вратами, въ которой Онъ пребываетъ и будетъ пребывать до скончанія вѣка. Больше того, что съ Его стороны было сдѣлано для нашего спасенія, нельзя было сдѣлать. Оставалось одно, чтобы люди, спасенію которыхъ Онъ послужилъ, усвоили оное, воспользовались плодами подвиговъ. Его, совершенныхъ для нашего спасенія. А для сего потребна была благодать, потребно было сею благодатію возбудить и укрѣпить въ людяхъ пріемлимость для усвоенія того, что совершено Христомъ для ихъ спасенія, сдѣлать ихъ способными къ усвоенію ученія Христова умомъ, сердцемъ и волею. Источникъ же сей благодати есть Духъ Святый, третье лице Святыя Троицы. До сошествія на апостоловъ Святаго Духа они, хотя находились въ наитѣенѣйшемъ общеніи со Христомъ и усердно внимали Его ученію и назидались примѣромъ Его жизни, многаго не могли достаточно понять въ Его ученіи, не могли усвоить Его ученіе о необходимости Ему пострадать и умереть за всѣхъ, не могли разстаться съ мечтами о Его земномъ царствѣ и убѣдиться въ той истинѣ, что царство Его не есть отъ міра сего, что оно есть царство духовное, вообще не могли отрѣшиться отъ плотскаго образа мыслей и нравственныхъ недостатковъ, свойственныхъ ветхому человѣку, такъ что Христу, ихъ Учителю, приходилось не разъ укорять ихъ за ихъ непонятливость и за сіи недостатки. И вотъ Христосъ обѣщалъ имъ послать Святаго Духа для того, чтобы Онъ Своею благодатію, просвѣщающею и освящающею, коснулся ихъ умовъ и сердецъ и сѣмена духовной жизни, посѣянныя въ нихъ Христомъ Спасителемъ, содѣлалъ плодоносными. Такъ и случилось дѣйствительно. Благодать Святаго Духа, сошедшаго на апостоловъ въ видѣ огненныхъ языковъ, произвела въ нихъ необычайную перемѣну. Они не только сами вполнѣ усвоили истину Христову и явились образцами нравственныхъ совершенствъ, но еще сдѣлались способными огласить словомъ истины весь міръ и повсюду водворить истинное благочестіе и святость.

Но если все это справедливо, то возникаетъ вопросъ: если участіе Святаго Духа въ дѣлѣ обновленія людей такъ благотворно, то не умаляется ли этимъ участіемъ значеніе дѣла Христова? Нельзя ли сказать, что христіанство обязано своими успѣхами не Христу, а Святому Духу? Нѣтъ, нѣчто подобное можно было бы сказать только въ томъ случаѣ, еслибы Духъ Святый возвѣстилъ какое-нибудь новое откровеніе, отличное отъ того, какое возвѣстилъ Христосъ. Но этого не было. Дѣло Духа Святаго состояло не въ томъ, чтобы учить тому, чему Христосъ не училъ, а въ томъ, чтобы споспѣшествовать Его ученію, укрѣплять вѣру во Христа и всю свою дѣятельность направлять къ прославленію имени Христова, какъ это ясно видно изъ словъ самого Христа Спасителя. Обѣщая послать апостоламъ Святаго Духа, Спаситель говоритъ о Немъ: Утѣшитель Духъ Святый, егоже послетъ Отецъ во имя Мое, воспомянетъ вамъ вся, яже рѣхъ вамъ (Іоан. 14, 26). Онъ Мя прославитъ, яко отъ Моего пріиметъ и возвѣститъ вамъ (Іоан. 16, 14). Итакъ, дѣло Святаго Духа одинаково съ дѣломъ Христовымъ въ томъ отношеніи, что Онъ будетъ возвѣщать апостоламъ тоже самое ученіе, какое они слышали отъ Христа. Вотъ почему Духъ Святый именуется у апостола Павла Духомъ Христовымъ (1 Петр. 1, 10). Это значитъ не то, что Онъ, какъ учитъ латинская церковь, исходитъ предвѣчно не отъ одного Отца, но вмѣстѣ и отъ Сына, а то, что Онъ временно посланъ будетъ Христомъ къ апостоламъ для наученія и утѣшенія ихъ. Самъ Христосъ ясно различаетъ то и другое, говоря: егда пріидетъ Утѣшитель, Егоже Азъ пошлю вамъ отъ Отца, Духъ истины, Иже отъ Отца исходитъ, Той свидѣтельствуетъ о Мнѣ (Іоан. 15, 26). Еслибы Духъ предвѣчно по бытію исходилъ отъ Сына, какъ и отъ Отца, Христосъ не сказалъ бы о Духѣ, что Онъ исходитъ отъ Отца, а прибавилъ бы: и отъ Сына.

Союзъ Христа съ вѣрующими въ Него, по слову апостола, получаетъ силу отъ союза ихъ со Святымъ Духомъ, такъ что кто не имѣетъ Духа, тотъ и не Христовъ, т. е. не христіанинъ. Всѣ вѣрующіе во Христа получаютъ Святаго Духа въ таинствѣ мѵропомазанія. Со времени мѵропомазанія вѣрующіе во Христа становятся храмами Святаго Духа. Не вѣсте ли, яко храмъ Божій есте и Духъ Божій живетъ въ васъ, яко тѣлеса ваша храмъ живущаго въ васъ Святаго Духа суть, егоже имате отъ Бога и нѣсте свои (1 Кор. 3, 16; 6, 19). Горе тѣмъ, которые грѣхами своими осквернили этотъ храмъ. Духъ Святый удалился отъ нихъ съ Своею благодатію. Она уже не проявляетъ въ нихъ своей спасительной силы, судя по тому, что они живутъ не по-христіански, ведутъ себя словно нехристи, такъ что ничѣмъ не отличишь ихъ отъ некрещеныхъ людей. И потому справедливо Апостолъ называетъ ихъ чуждыми Христа, какъ людей, лишившихся благодати Святаго Духа. Она въ нихъ не дѣйствуетъ. Душа ихъ перестала быть храмомъ Святаго Духа и подверглась опасности сдѣлаться жилищемъ бѣсовъ. Не будемъ, братіе, доводить себя до такого состоянія. Если же случится съ кѣмъ это несчастіе, да поспѣшитъ онъ возвратить благодать Святаго Духа посредствомъ раскаянія, не теряя надежды, что Духъ Святый, по милосердію къ раскаявшемуся грѣшнику, снова водворится въ душѣ его, очиститъ ее отъ всякія скверны и снова содѣлаетъ ее достойною общенія со Христомъ.

Источникъ: Костромскія поученія за 1900 годъ (выпускъ шестой). Д. Б. Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1902. — С. 127-130.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0