Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Христіанское терпѣніе.
Поученіе въ день рожденія Государя Императора Николая Александровича, 6-го мая.

Терпѣніе Іовле слышасте и кончину Господню видѣсте, яко многомилостивъ есть Господь и щедръ (Іак. 5, 11).

Совершаемая сегодня память святаго праведнаго Іова совпадаетъ съ днемъ рожденія Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Александровича. Святая церковь ублажаетъ Іова за терпѣніе, которое онъ проявилъ среди многообразныхъ страданій, какимъ подвергъ его діаволъ по попущенію Божію. Іовъ угодилъ Господу благочестіемъ, смиреніемъ, дѣлами человѣколюбія и справедливости къ подчиненнымъ. Діаволъ оклеветалъ его предъ Богомъ, утверждая, будто онъ чтитъ Бога за однѣ Его милости, за внѣшнія блага дарованныя ему отъ Бога въ обиліи, и перестанетъ чтить Его, когда этихъ благъ у него не станетъ. Всевѣдущій Господь зналъ, что Іовъ чтитъ Его безкорыстно, и далъ случай Іову засвидѣтельствовать эту безкорыстность, дозволивъ діаволу отнять у него всѣ земныя блага. И вотъ Іова постигли бѣдствія, одно другого тягчайшія. Іовъ внезапно лишился стадъ, рабовъ и дѣтей: скотъ его угнали разбойники или истребила молнія; рабы его перебиты тѣми же разбойниками. Дѣти его всѣ до одного погибли подъ развалинами дома, опрокинутаго бурею. И всѣ эти бѣдствія случились въ одинъ день. Вскорѣ онъ самъ пораженъ былъ жесточайшею проказою съ головы до ногъ. Тѣло его сгнивало и распространяло смрадъ. Въ этой заразительной болѣзни онъ не могъ оставаться дома, и вдали отъ него, вмѣсто царскаго престола, сидѣлъ на гноищѣ. Не только чужіе бросили и презрѣли его, даже жена потеряла къ нему состраданіе. Но какъ ни велики и страшны были эти бѣдствія, Іовъ терпѣливо переносилъ ихъ. Онъ продолжалъ чтить Бога. Быстрый переходъ отъ благополучія къ злополучію не только не поколебалъ въ немъ вѣрности Богу, но вызвалъ изъ устъ его благословеніе: буди имя Господне благословенно во вѣки, и когда жена его совѣтовала ему отречься отъ Бога и наложить на себя руку для прекращенія страданій, онъ съ упрекомъ отвѣчалъ ей: вскую яко едина отъ безумныхъ женъ возглаголала еси? Аще благая пріяхомъ отъ руки Господней, злыхъ ли не стерпимъ (Іов. 2, 9-10). Правда, Іовъ спустя нѣсколько времени отъ нестерпимыхъ мукъ проклялъ день своего рожденія и вышелъ изъ того спокойнаго настроенія, съ какимъ онъ, покорный волѣ Господа, отнесся къ совѣту жены покончить съ собою самоубійствомъ. Его раздражили друзья, которые пришли къ нему для выраженія участія въ несчастіи, но вмѣсто того, чтобы утѣшить его, утверждали, что если Іовъ пораженъ тяжкими бѣдствіями, то вѣрно за нимъ есть тяжкія вины, неизвѣстныя людямъ, но вѣдомыя Богу. Іовъ съ силою восталъ противъ этихъ разсужденій; онъ настойчиво защищалъ свою невинность и, утверждая, что вообще несправедливо изъ страданій человѣка заключать о его преступленіяхъ, произносилъ самыя горькія жалобы на жребій смертныхъ. Но и среди этихъ жалобъ онъ ни разу не похулилъ Господа и не потерялъ упованія на Бога. Онъ говорилъ, что у него есть Заступникъ на небесахъ, что къ Нему слезило око его и что если не въ этой жизни Господь помилуетъ его, то въ будущей воскреситъ его для блаженства (Іов. 16, 19-20; 19, 25-27). Вотъ причина, почему Господь помиловалъ Іова, и почему страданія его получили отъ Господа благополучный исходъ, или, какъ выражается апостолъ Іаковъ, кончину Господню (конецъ оныхъ отъ Господа), которая показала, какъ многомилостивъ есть Господь и щедръ. Онъ оправдалъ Іова предъ его друзьями и заставилъ ихъ просить у Господа прощенія тѣхъ несправедливостей, какія они допустили въ отношеніи къ Іову, подозрѣвая его въ тяжкомъ преступленіи. Ему возвращено было прежнее благосостояніе — здоровье, многочадіе, честь и богатство. А вмѣстѣ съ симъ сатана, напустившій на Іова бѣдствія, жестоко посрамленъ былъ. Обвиненіе, будто Іовъ не безкорыстно чтитъ Бога, оказалось клеветою. Терпѣливо и съ упованіемъ на Бога перенесенныя Іовомъ бѣдствія ясно показали, что Іовъ среди бѣдствій такъ же любилъ Бога, какъ и во время благосостоянія, ибо видѣлъ въ Богѣ такое благо, которое само по себѣ достойно любви, независимо отъ внѣшняго благосостоянія.

Страданія и скорби со времени грѣхопаденія суть неизбѣжный удѣлъ въ судьбѣ каждаго человѣка. Нѣтъ ни одного на свѣтѣ человѣка, который бы не испыталъ ихъ. Ихъ испытываютъ по волѣ Божіей не только грѣшники, заслужившіе ихъ своими преступленіями и проступками, но даже великіе праведники и вообще люди жизни неукоризненной, каковъ, напримѣръ, былъ праведный Іовъ. Зрѣлище неповинныхъ страданій есть обыкновенное явленіе и возмущаетъ многихъ зрителей и самихъ страдальцевъ до того, что они дерзаютъ сомнѣваться въ истинѣ промышленія Божія о людяхъ и почитаютъ допущеніе неповинныхъ страданій дѣломъ, несогласнымъ съ благостію и правосудіемъ Божіимъ. Отсюда ропотъ на Бога, уныніе и даже отчаяніе. Не такъ относятся къ страданіямъ и скорбямъ истинно вѣрующіе. Каковы бы ни были страданія, заслуженныя или неповинныя, но какъ бы ни были тяжки и мучительны, вѣра требуетъ переносить ихъ съ безропотнымъ терпѣніемъ, съ преданностію волѣ Божіей и съ упованіемъ на милость Божію. Подвижникъ христіанскаго терпѣнія взираетъ на сію добродѣтель, какъ на подвигъ, очищающій душу отъ самоугодія, какъ на необходимое условіе для послѣдованія Христу, заповѣдавшему намъ самоотверженіе во свидѣтельство преданности волѣ Божіей, всеблагой и премудрой, какъ на источникъ утѣшенія въ скорбяхъ по надеждѣ на помощь Божію въ перенесеніи испытанія и на вѣнецъ славы въ царствіи небесномъ, уготованный тѣмъ, которые по любви ко Христу слѣдовали за Нимъ путемъ креста и самоотверженія, то-есть тѣмъ же путемъ, какимъ Онъ самъ достигъ славы небесной по своему человѣчеству. Таково терпѣніе христіанское. Оно отличается по своимъ качествамъ и побужденіямъ отъ терпѣнія невольника, который въ оковахъ работаетъ на своего владѣльца, переноситъ отъ него всяческія угнетенія и оскорбленія съ ненавистью къ нему въ душѣ, и не выражаетъ своей ненависти только потому, что нельзя это сдѣлать безнаказанно. Оно отличается отъ терпѣнія многихъ язычниковъ, которые съ тупою покорностію неумолимой судьбѣ, безъ смиренія предъ Богомъ и безъ надежды на милость Божію, переносили жестокія мученія отъ жестокихъ мучителей.

Многихъ возмущаетъ зрѣлище неповинныхъ страданій потому, что ни зрители, ни самые страдальцы не знаютъ, за что они попускаются Богомъ. Этого не зналъ и многострадальный Іовъ и потому смущался. Но исходъ его страданій убѣдилъ его, какъ многомилостивъ и щедръ Господь. Ему открыто было Богомъ, что онъ былъ отданъ подъ власть сатаны не въ наказаніе за какія-нибудь вины, а единственно для того, чтобы дать ему случай засвидѣтельствовать, что онъ служитъ безкорыстно Богу, и тѣмъ посрамить сатану. Примѣръ Іова достоинъ подражанія для всякаго невиннаго страдальца. Пусть онъ не понимаетъ путей промысла Божія въ его судьбѣ, — ему открыты будутъ эти пути со временемъ, и онъ, если не въ настоящемъ вѣкѣ, то въ будущемъ испытаетъ надъ собою неизреченную и великую милость Божію. Вотъ и ученики Христовы при видѣ слѣпорожденнаго тоже не знали, какъ судить о его несчастіи. Имъ казалось, не страдаетъ ли онъ за грѣхи родителей или можетъ быть за свои собственные грѣхи, какіе будто бы онъ сотворилъ до рожденія: ученики Христовы вѣроятно раздѣляли суевѣрное мнѣніе о переселеніи душъ и о многократныхъ рожденіяхъ одной и той же души. Христосъ отвѣтилъ имъ, что ни сей согрѣши, ни родители его, но да явятся на немъ дѣла Божія (Іоан. 9, 3). Никто не зналъ, ни самъ слѣпорожденный, какія это дѣла Божіи. Всѣ узнали это тогда, когда слѣпорожденный получилъ отъ Христа чудесное исцѣленіе. Въ семъ дѣлѣ открылась слава милосердія Божія для слѣпорожденнаго: онъ не только прозрѣлъ тѣлесно, но и духовно, ибо увѣровалъ во Христа Спасителя міра. Въ этомъ откровеніи славы Божіей пусть каждый неповинный страдалецъ усматриваетъ утѣшеніе для себя. Съ его стороны было бы непростительною дерзостію взирать на свои страданія, какъ на дѣло несогласное съ благостію и правдою Божіею. Пусть онъ съ терпѣніемъ ждетъ исхода своихъ страданій и тогда на самомъ себѣ подобно Іову испытаетъ славу милосердія Божія.

Малодушествовать во время страданій и предаваться ропоту на Бога, унынію, отчаянію, не только грѣшно и несправедливо, но и крайне безразсудно. Таковые нетерпѣливые страдальцы только увеличиваютъ тяжесть своего положенія, испытывая нѣчто подобное тому, чему подвергаются упрямыя рабочія животныя, которыя бьются въ упряжи и отказываются спокойно везти плугъ. На этотъ случай у восточныхъ земледѣльцевъ есть обычай прикрѣплять къ плугу доску, снабженную острыми спицами; неспокойныя животныя, ударяя задними ногами по этой доскѣ, сами себѣ наносятъ удары и чѣмъ сильнѣе бьются, тѣмъ больнѣе для нихъ же. Ропотомъ и отчаяніемъ мы только себѣ причиняемъ лишнее безпокойство, нимало не уменьшаемъ тяжести страданій, да еще готовимъ себѣ печальную участь въ будущей жизни, такъ что и здѣсь намъ не хорошо, а тамъ еще будетъ хуже, — и по дѣломъ: не прогнѣвляй Бога грѣхомъ ропота и отчаянія. Терпи горькую участь съ вѣрою и упованіемъ на Бога. Трудно тебѣ идти противъ рожна (Дѣян. 2, 5).

Земная жизнь наша такъ полна всякаго рода скорбями и страданіями, что отъ нихъ не спасаетъ никакое общественное положеніе, какъ бы оно ни казалось высокимъ. Какъ высоко положеніе царей! Какъ обширна ихъ власть и сила! Какъ много у нихъ средствъ для того, чтобы спокойно наслаждаться благами жизни и быть довольными своимъ положеніемъ! Но какъ люди, и они подвергаются многоразличнымъ тяжелымъ испытаніямъ и въ личной, домашней жизни, наипаче же въ общественномъ служеніи. Они страдаютъ, видя, напримѣръ, страданія подданныхъ, которыхъ не въ силахъ облегчить. Они страдаютъ, сознавая, что не на всѣхъ могутъ угодить, что многіе ими недовольны, осуждаютъ ихъ и даже покушаются вредить имъ клеветами устными и печатными и даже открытыми возмущеніями противъ ихъ власти. Они страдаютъ, испытывая неудачи въ международныхъ отношеніяхъ, отъ зависти и злобы внѣшнихъ враговъ. Потому и для нихъ потребно великое мужество и терпѣніе для того, чтобы благодушно, съ вѣрою и надеждою на Бога переносить всѣ страданія и невзгоды житейскія. О помощи царю въ семъ дѣлѣ мы вѣрноподданные должны умолять Господа во всякое время, особенно же въ царскіе дни, въ ряду которыхъ одно изъ главныхъ мѣстъ занимаетъ празднуемый нами день рожденія благочестивѣйшаго Государя нашего. Помолимся, да почіетъ на немъ Духъ владычній, Духъ свышней мудрости и силы, потребной для благотворнаго владычества надъ многомилліоннымъ народомъ. Помолимся, да не оскудѣваетъ въ немъ эта мудрость и эта сила для побѣжденія всѣхъ препятствій къ благоустроенію своего царства, и да съ терпѣніемъ и мужествомъ переноситъ онъ трудности и скорби, неизбѣжныя въ его положеніи.

Источникъ: Костромскія поученія за 1900 годъ (выпускъ шестой). Д. Б. Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1902. — С. 106-111.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0