Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Храмъ гроба Господня въ Іерусалимѣ.
Поученіе въ недѣлю мѵроносицъ.

И будетъ покой Его честь (Ис. 11, 10).

Сіи слова входятъ въ составъ одной изъ пророческихъ рѣчей Исаіи, относящихся къ Мессіи. Въ сей рѣчи говорится о Мессіи, что Онъ произойдетъ изъ племени Іессея, иначе изъ царственнаго рода Давида, въ то время, когда этотъ родъ утратитъ свою славу и возвратится въ то уничиженное состояніе, въ какомъ находился отецъ Давида Іессей, то-есть сравняется съ незнатными родами. На семъ потомкѣ Іессея почіетъ Духъ Божій всею полнотою даровъ Своихъ. Онъ водворитъ на землѣ истинное богопочтеніе, правду и миръ. Подъ Его владычествомъ наступитъ золотой вѣкъ, когда волкъ будетъ жить вмѣстѣ съ ягненкомъ, барсъ будетъ лежать вмѣстѣ съ козленкомъ, когда теленокъ и молодой левъ и волъ будуть вмѣстѣ, и младенецъ будетъ играть надъ норою аспида, и дитя протянетъ руку свою на гнѣздо змѣи. Этими образными чертами пророкъ изображаетъ имѣющее наступить въ царствѣ Мессіи такое блаженное время, когда между людьми повсюду водворятся мирныя отношенія, когда въ христіанскомъ обществѣ уже не будутъ попадаться люди съ звѣрскими свойствами, когда всѣ сдѣлаются кроткими и доброжелательными другъ къ другу, когда сильные не будутъ обижать слабыхъ. Далѣе о Мессіи говорится у Пророка, что къ Нему обратятся язычники, Его духовное царство, то есть Церковь распространится по всей вселенной. Не только имя Его будетъ повсюду славно, какъ имя Царя и Бога, искупившаго насъ Своею крестною смертію, но и самый покой Его будетъ честь, то-есть самое мѣсто погребенія Его будетъ предметомъ чествованія. Христосъ умеръ на крестѣ, потерпѣлъ казнь, къ которой были приговариваемы величайшіе злодѣи. Смерть Его была позорна, была предметомъ поруганій и глумленій, зато погребеніе Его было честно. Въ погребеніи Его принимали участіе два іудейскихъ сановника, Іосифъ и Никодимъ, бывшіе тайными учениками Его во время земной Его жизни. Тогда какъ трупы распятыхъ на крестѣ преступниковъ оставляемы были на растерзаніе звѣрямъ и хищнымъ птицамъ, для пречистаго тѣла Христова уступлена была Іосифомъ особая усыпальница, недавно выдолбленная въ скалѣ Іосифомъ для погребенія его самого, въ которой еще никто не былъ положенъ. Погребатели покрыли тѣло Христово драгоцѣнными благовонными веществами и чистымъ полотномъ. Къ пещерѣ гроба Господня приваленъ былъ камень для сохраненія тѣла Христова отъ вторженія людей и животныхъ. Недолго почивалъ въ ней Христосъ, на третій день Онъ воскресъ, пещера опустѣла, но несмотря на сіе она сдѣлалась предметомъ всемірнаго чествованія. Въ первые три вѣка христіанства христіане до разрушенія Іерусалима не могли безопасно посѣщать ее страха ради іудейска. Когда же разрушенъ былъ Іерусалимъ римлянами, тогда подверглись поруганію всѣ памятники страданія, смерти и воскресенія Христова. Пещера гроба Господня засыпана была мусоромъ. Поверхъ ея, какъ и на Голгоѳѣ, поставлены были языческіе идолы. Христіане послѣ этого даже не могли указать точно мѣсто погребенія Христова. Но съ четвертаго вѣка обстоятельства перемѣнились. Христіанская вѣра при равноапостольномъ царѣ Константинѣ сдѣлалась господствующею во всѣхъ римскихъ владѣніяхъ. Заботами матери его царицы Елены открыто мѣсто погребенія Христова. Съ тѣхъ поръ ни одна святыня въ мірѣ не чествуется съ такимъ усердіемъ, какъ гробъ Господень въ Іерусалимѣ. Для чествованія гроба Христова стекаются въ Іерусалимъ христіане со всего свѣта, такъ что въ этомъ отношеніи буквально исполняются слова церковной пѣсни, взятыя изъ пророчествъ Исаіи (60, 4; 49, 12): Возведи окрестъ очи твои, Сіоне, и виждь: се бо пріидоша къ тебѣ, яко богосвѣтлая свѣтила, отъ запада и сѣвера, и моря, и востока чада твоя, въ тебѣ благословящая Христа во вѣки. И какъ спасительно это путешествіе къ святому мѣсту гроба Господня! Сколько слезъ радости и покаянія пролито на этомъ живоносномъ гробѣ! Сколько грѣховъ омыто этими слезами! Сколько совѣстей умиротворено! Сколько благочестивыхъ обѣтовъ дано передъ симъ гробомъ! Въ высшей степени знаменательно, что гробъ Господень является мѣстомъ единенія православныхъ христіанъ, разсѣянныхъ по всему міру. Люди, принадлежащіе къ разнымъ народностямъ, къ разнымъ государствамъ, говорящіе на разныхъ языкахъ, у гроба Господня забываютъ эти разности, единымъ сердцемъ и едиными устами славословятъ распятаго, погребеннаго и воскресшаго Христа. Только здѣсь, у этого гроба нагляднымъ образомъ выражается истина апостольскихъ словъ: во Христѣ Іисусѣ нѣтъ различія между іудеемъ и елиномъ, варваромъ и скиѳомъ (Рим. 10, 12; Кол. 3, 4), всѣ православные суть едино о Христѣ Іисусѣ; ихъ объединяетъ общая вѣра въ Него, принадлежность къ единой Церкви Его, которая есть тѣло Его. Нигдѣ съ такою живостью не проявляется сознаніе, что Церковь Христова есть вселенская. Вотъ причина, почему оказывается полезнымъ и желательнымъ для многихъ путешествіе въ Іерусалимъ для поклоненія.

Немногимъ впрочемъ выпадаетъ на долю это счастіе, хотя въ послѣднее время, благодаря удобствамъ путей сообщенія и особенно заботамъ Палестинскаго общества, путешествіе въ Іерусалимъ значительно облегчено. Справедливо ли во всякомъ случаѣ считать великимъ лишеніемъ совсѣмъ не бывать въ Іерусалимѣ и завидовать тому, кому удается быть тамъ и прикасаться къ величайшей святынѣ гроба Господня? Нѣтъ, путешествіе вообще къ святымъ мѣстамъ отнюдь ни для кого необязательно. Господь Іисусъ Христосъ, основатель Церкви, не указалъ никакого средоточія, куда бы должны были стекаться всѣ члены ея. Такое стеченіе было бы даже физически невозможно, потому что члены Церкви Христовой разсѣяны по всему свѣту. Если для однихъ удобно собираться въ одно извѣстное мѣсто по близости къ нему, то это неудобно для другихъ, живущихъ за десятки тысячъ верстъ отъ него. Во времена ветхозавѣтныя былъ только одинъ храмъ истинному Богу во всемъ мірѣ, и только въ немъ одномъ позволено было собираться въ праздники для принесенія жертвъ, для общественнаго богослуженія. Но эти собранія не могли быть обременительны, потому что принадлежащіе къ ветхозавѣтной Церкви занимали небольшое пространство на земномъ шарѣ и жили недалеко отъ своего единственнаго храма. Что касается до новозавѣтныхъ вѣрующихъ, разсѣянныхъ по всему лицу земли, имъ дана полная свобода совершать общественное богослуженіе на всякомъ мѣстѣ. Вмѣсто одного храма существуютъ безчисленные храмы, куда собираются христіане для общественнаго богослуженія, ибо каждый храмъ есть такое же священное мѣсто для христіанъ, какимъ былъ единственный храмъ для избраннаго народа. Еслибы для единенія вѣрующихъ со Христомъ и между собою понадобилось одно какое-либо центральное мѣсто, куда бы они должны были собираться, то такое единеніе не могло быть прочнымъ въ случаѣ, еслибы это мѣсто было опустошено и отнято у христіанъ врагами церкви. Почему у евреевъ нѣтъ общественнаго богослуженія, подобнаго тому, какое было при существованіи у нихъ храма? Потому что этотъ храмъ разрушенъ римлянами, а въ другомъ мѣстѣ собираться для общественнаго богослуженія, состоявшаго преимущественно въ жертвоприношеніяхъ, не было позволено закономъ. Религіознаго средоточія у нихъ не стало. Подобная опасность грозила бы и христіанамъ, еслибы необходимымъ условіемъ для ихъ единенія служило одно какое-либо средоточное мѣсто для ихъ собранія. Посему когда въ бесѣдѣ Господа Іисуса съ самарянкою зашла рѣчь о томъ, гдѣ лучше поклоняться Богу, въ Іерусалимѣ, или на горѣ Самарійской, Іисусъ сказалъ: «наступаетъ время, когда и не на горѣ сей, и не въ Іерусалимѣ будете поклоняться Отцу». Почему же? Потому что «Богъ есть духъ и поклоняющіеся Ему должны поклоняться въ духѣ и истинѣ». А таковое поклоненіе, духовное и согласное съ истинною вѣрою, возможно на всякомъ мѣстѣ. Поэтому на всякомъ мѣстѣ можно устроять храмъ и въ какомъ бы храмѣ ни совершалось богослуженіе, оно имѣетъ одинаковую силу, какъ и то, которое совершается на самомъ гробѣ Господнемъ. Въ ряду священнодѣйствій самое важное и спасительное есть священнодѣйствіе таинства тѣла и крови Христовой. Но благодать, присущая этому таинству, одинаково спасительна, гдѣ бы оно ни совершалось, въ какой-нибудь бѣдной приходской церкви русскаго царства, или въ Іерусалимскомъ храмѣ гроба Господня. Самая трапеза алтаря, на которой священнодѣйствуется святѣйшее таинство, такъ же священна, какъ и гробъ Господень: она имѣетъ значеніе гроба Господня, какъ это открывается изъ того, что при кажденіи ея предъ началомъ литургіи читается стихъ, прославляющій гробъ Христовъ: «во гробѣ плотски, во адѣ же съ душею яко Богъ». Тотъ же стихъ произносится священнодѣйствующимъ послѣ великаго входа при поставленіи святыхъ Даровъ на святую трапезу. Въ силу тогоже значенія этой трапезы, на самомъ антиминсѣ, покрывающемъ ее, изображено положеніе Господа во гробъ. Если же такъ, то и самый алтарь, вмѣщающій въ себѣ священную трапезу, имѣетъ значеніе пещеры гроба Господня. Правда, впечатлѣнія, производимыя на душу вѣрующаго присутствіемъ на самомъ мѣстѣ гроба Господня, живѣе впечатлѣній, производимыхъ воспоминаніемъ о немъ вдали отъ него. Но дѣло не во внѣшнихъ впечатлѣніяхъ, а въ прилѣпленіи ко Христу вѣрою и любовію, независимо отъ внѣшнихъ впечатлѣній. Кто прилѣпляется ко Христу вѣрою и любовію, присутствуя при совершеніи безкровной жертвы и приступая къ принятію святыхъ таинъ, къ тому близокъ Христосъ во всякомъ храмѣ. Но можно быть и вдали отъ Христа, присутствуя на самомъ мѣстѣ погребенія Его, ибо дѣло не въ мѣстѣ, а въ духовномъ общеніи со Христомъ, которое доступно вѣрующимъ и любящимъ Его вездѣ, гдѣ бы онъ ни поклонялся Ему, въ Іерусалимѣ ли при гробѣ Его, или вдали отъ сего гроба за нѣсколько тысячъ верстъ отъ него. Христосъ не привязалъ Своего присутствія къ одному какому-либо мѣсту на землѣ именно для того, чтобы намъ дать свободу общенія съ Нимъ повсюду. Дорожа симъ общеніемъ, мы не должны смущаться тѣмъ, что мѣста, освященныя страданіемъ, смертію и воскресеніемъ Его, до сихъ поръ находятся во власти невѣрныхъ, и самые ключи отъ храма гроба Господня хранятся въ ихъ рукахъ. Мы должны утѣшать себя тѣмъ, что живемъ въ православномъ государсгвѣ подъ сѣнью православныхъ царей, первыхъ сыновъ и покровителей Церкви, и что въ нашихъ святыхъ храмахъ не видимъ тѣхъ возмутительныхъ безобразій, зрѣлищемъ которыхъ въ храмѣ гроба Господня оскорбляется благоговѣніе къ святынѣ этого храма благочестивыхъ поклонниковъ. Волей-неволей имъ приходится быть свидѣтелями не только присутствія въ семъ храмѣ и кощунственнаго поведенія въ немъ враговъ христіанства, чтителей лжепророка, но и вражды, доходящей иногда до кровопролитія въ самомъ храмѣ гроба Господня, господствующей между представителями разныхъ христіанскихъ вѣроисповѣданій. Будемъ благодарить Бога, что живемъ вдали отъ подобныхъ зрѣлищъ и можемъ спокойно удовлетворять свои религіозныя потребности въ нашихъ русскихъ храмахъ, не встрѣчая тѣхъ соблазновъ, подобные которымъ встрѣчаются въ храмѣ гроба Господня. Благо тѣмъ, которые несмотря на эти соблазны, сподобляются посѣтить святыя мѣста и насладиться прикосновеніемъ къ святынѣ гроба Господня; но нѣтъ причины скорбѣть и тѣмъ, которые не сподобились сего, ибо, не уходя за предѣлы отечества, всѣ мы имѣемъ возможность вкушать радость общенія со Христомъ во всякомъ храмѣ, какъ мѣстѣ присутствія въ немъ Христа.

Источникъ: Костромскія поученія за 1900 годъ (выпускъ шестой). Д. Б. Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1902. — С. 94-99.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0