Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Побѣда Христа надъ смертію и адомъ.
Поученіе на вечернѣ Великаго Пятка.

Во гробѣ плотски, во адѣ же съ душею, яко Богъ.

Святая Церковь, представляя сегодня очамъ нашимъ изображеніе погребенія Христова, побуждаетъ насъ прославлять погребеннаго Христа, ибо Онъ умеръ и погребенъ насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія. Въ какомъ отношеніи спасительна для насъ смерть и погребеніе Христово? Въ томъ отношеніи, что Христосъ Своею смертію смерть попралъ и сущимъ во гробѣхъ животъ даровалъ, что не только Самъ воскресъ, но еще явился источникомъ нашего воскресенія, ибо какъ въ Адамѣ всѣ умираютъ, такъ во Христѣ, второмъ Адамѣ, всѣ оживутъ (1 Кор. 15, 22). Адамъ не только самъ былъ осужденъ на смерть, но и потомкамъ своимъ вмѣстѣ съ первороднымъ грѣхомъ передалъ наслѣдіе смерти. Христосъ избавилъ насъ отъ этого осужденія, ибо не только въ Себѣ Самомъ побѣдилъ смерть, но ставъ во главѣ человѣчества, положилъ начало оживотворенію всѣхъ человѣковъ по самому тѣлу, ибо въ послѣдній день міра всѣ умершіе услышатъ гласъ Сына Божія и услышавши оживутъ; одни воскреснутъ для вѣчно блаженной жизни, другіе для вѣчнаго осужденія (Іоан. 5, 25).

Съ прославленіемъ погребенія Христова соединяется прославленіе сошествія Его въ адъ, ибо возлежа тѣломъ во гробѣ, Онъ въ то же время душею нисходилъ въ адъ, не какъ плѣникъ ада, но какъ побѣдитель его. До Христа всѣ люди не только грѣшные, но и праведные по смерти душами сходили въ адъ, который былъ главнымъ мѣстомъ владычества діавола. Діаволъ, какъ виновникъ смерти людей, имѣлъ въ своихъ рукахъ державу смерти, и всѣ умершіе были плѣнниками его. Души праведниковъ утѣшали себя надеждою освобожденія отъ узъ ада по вѣрѣ въ обѣтованнаго Христа, котораго съ нетерпѣніемъ ожидали и наконецъ дождались.

Сошедъ послѣ крестной смерти въ адскую темницу, Христосъ проповѣдалъ сущимъ въ ней свободу отъ плѣна діавольскаго и увѣровавшихъ въ Него извелъ въ рай. Къ числу таковыхъ принадлежали не только ветхозавѣтные праведники, но и величайшіе грѣшники, напримѣръ, современники Ноя. Это были развратные и нечестивые люди. Напрасно Ной призывалъ ихъ къ покаянію и грозилъ имъ погибелъю въ водахъ потопныхъ. Они только глумились надъ Ноемъ и угрозамъ его не вѣрили. Но вотъ пришелъ потопъ и покрылъ всю землю. Видя исполненіе угрозъ, многіе изъ невѣровавшихъ раскаялись въ своемъ невѣріи и, когда Христосъ сошелъ во адъ, съ радостію услышали Его благовѣстіе и вмѣстѣ съ праведниками, раздѣляя съ ними вѣру въ Него, освобождены были изъ адскаго плѣна и возведены въ рай.

Нѣтъ сомнѣнія, что Христосъ, Побѣдитель ада, не перестаетъ и никогда не перестанетъ являть свою спасительную силу въ отношеніи къ плѣнникамъ ада. Онъ вчера и днесь, тойже и во вѣки. Правда, теперь Христосъ не нисходитъ въ адъ, какъ однажды нисходилъ, а сѣдитъ одесную Бога Отца; но онъ имѣетъ ключи ада и смерти (Апок. 1, 18) и слѣдственно власть отворять двери ада и выводить оттуда узниковъ, для чего Побѣдителю ада уже нѣтъ нужды нисходить снова въ преисподнія мѣста земли. И какъ тогда сошествіе Христа въ адъ находившимся здѣсь было благотворно по силѣ крестпой смерти Его, такъ и теперь Онъ простираетъ Свою благотворную власть на умершихъ по силѣ тойже смерти. Ибо, скажемъ словами святого Апостола, на сіе Христосъ умре и воскресе и оживе, да и мертвыми и живыми обладаетъ (Рим. 14, 9). Крестную смерть, имѣющую значеніе умилостивительной жертвы, Онъ однажды потерпѣлъ; но въ безкровномъ видѣ эта жертва приносится и до скончапія вѣка будетъ приносима, не переставая быть столь же умилостивительною, какъ и принесенная на Голгоѳѣ. На вѣрѣ въ умилостивительную силу жертвы кровавой Голгоѳской и жертвы безкровной, совершаемой на литургіи, основывается православный догматъ поминовенія умершихъ. И если по вѣрѣ во Христа Искупителя могутъ быть плодотворны наши молитвы за живущихъ, то нельзя сомнѣваться въ плодотворномъ дѣйствіи нашихъ молитвъ за умершихъ, если онѣ приносятся по тойже вѣрѣ. Вѣра въ искупительную смерть Богочеловѣка приходитъ на помощь любви къ умершимъ ближнимъ. Любовь къ ближнимъ вообще не только заповѣдуется въ словѣ Божіемъ, но есть естественная потребность нашего сердца, потребность тѣмъ живѣйшая, чѣмъ они дороже намъ по родству, по пріязни и по другимъ отношеніямъ. Молитва же за ближнихъ есть прямой плодъ любви къ нимъ. Если любовь къ ближнему не прекращается со смертію его, то смерть его не можетъ удержать меня отъ молитвы за него. По любви къ нему я не могу не желать ему добра, а молитва за него есть, можно сказать, главное средство для выраженія этого желанія. Возбранять употребленіе этого средства несогласно съ здравымъ христіанскимъ смысломъ. Къ сожалѣнію, такая несообразностъ допускается въ протестанскихъ обществахъ. Извѣстно, что протестанты отвергаютъ молитвы за усопшихъ, хотя желають имъ всякаго добра на томъ свѣтѣ. Желать имъ добра они не почитаютъ грѣхомъ, по молиться за нихъ, по ихъ ученію, непозволительно и грѣшно. Ученіе самое непонятное и противоестественное, ибо не иначе какъ насильственно можно возбранить своему сердцу молиться за того, кого оно любитъ. Но всякое насиліе тяжело, и вотъ почему вопреки запрещенію Лютера многіе протестанты, особенно изъ женщинъ, поминаютъ въ своихъ молитвахъ близкихъ покойниковъ, даже иногда прибѣгаютъ въ этомъ случаѣ къ содѣйствію православныхъ священниковъ и тѣмъ поставляютъ ихъ въ затрудненіе, исполнять или не исполнять ихъ просьбу. Напрасно Лютеръ говоритъ своимъ ученикамъ: «не смѣйте молиться за покойниковъ». Потребность сердечная сильнѣе всякаго внѣшняго запрета. Напрасно говорятъ, что несмотря ни на какія молитвы перемѣна загробной участи отшедшихъ душъ невозможна, что кто посѣялъ здѣсь, то пожнетъ тамъ. Изъ этого положенія слѣдуетъ только то, что молитвы за усопшихъ не угодны Богу, если приносятся за грѣшниковъ умершихъ въ нераскаяніи, и въ ожесточенномъ упорствѣ въ грѣхахъ противъ благодати Святаго Духа. По слову Хрпстову, «всякъ грѣхъ и хула отпустится человѣкомъ, а яже на Духа Свята хула не отпустится ни въ сей вѣкъ, ни въ будущій» (Матѳ. 12, 31-32). Почему такой строгій приговоръ? Потому что, произнося столь строгій приговоръ, Христосъ имѣетъ въ виду такого хулителя Святаго Духа, который сознательно, съ попраніемъ совѣсти отрицаетъ очевидныя, на глазахъ его совершающіяся проявленія благодати Святаго Духа. Онъ довелъ себя до такого состоянія, что подобно діаволу не можетъ раскаяться въ своей винѣ и потому не можетъ быть прощенъ ни въ сей жизни, ни въ будущей. Что же касается до прочихъ грѣшниковъ, то какъ бы ни были тяжки ихъ грѣхи, они могутъ быть доведены до раскаянія, если не совсѣмъ утратили совѣсть или если упорствуютъ въ грѣхѣ не по злонамѣренной враждѣ противъ истины и правды, а по слабости воли, по надеждѣ на всепрощающее милосердіе Божіе, также по искреннему, хотя ложному, убѣжденію въ своей правотѣ. Таковые не лишены надежды на прощеніе и спасеніе, если хотя въ послѣднія минуты жизни пробудилось въ нихъ раскаяніе. Они если и въ адъ попадутъ, участь ихъ можетъ быть облегчена при помощи молитвъ за нихъ Церкви, потому что для нихъ самихъ не остается возможности принести плоды покаянія. Время подвиговъ для нихъ миновало, наступило время воздаянія; время сѣянія прешло, наступило время жатвы. Что же касается нашихъ молитвъ за нихъ, то онѣ получаютъ силу по вѣрѣ въ искупительную силу крови Христовой, пролитой за всѣхъ людей, за живыхъ и умершихъ. Иное дѣло, еслибы мы стали умолять Бога за усопшихъ отъ своего лица, ибо по грѣхамъ своимъ не только за другихъ, но и за себя умолить не можемъ; когда же мы молимся за умершихъ во имя единороднаго Сына Божія, за насъ принесшаго Богу Отцу умилостивительную жертву и нашу молитву соединяемъ съ принесеніемъ безкровной жертвой, можетъ ли Богъ Отецъ не услышать нашихъ молитвъ, возносимыхъ во имя Сына Его? ибо непреложно обѣтованіе Спасителя: еже аще что просите отъ Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отецъ въ Сынѣ (Іоан. 14, 13). Если наши молитвы за живущихъ и здравствующихъ, возносимыя къ престолу благодати во имя Христово, имѣютъ силу предъ Богомъ, можетъ ли оставаться безуспѣшною наша молитва, когда она возносится за умершихъ? — Какъ счастливы мы, братіе, принадлежа къ православной Церкви, которая не только не возбраняетъ намъ молиться за умершихъ, но еще обязываетъ насъ къ сему и тѣмъ удовлетворяетъ сердечной потребности! Правда, и у протестантовъ погребеніе умершихъ соединяется съ молитвами. Только у невѣрующихъ въ Бога и загробную жизнь допускаются такъ называемыя гражданскія похороны. Вѣрующіе протестанты почитаютъ ихъ грѣхомъ. Но странно то, что они, почитая грѣхомъ молитвы за умершихъ, въ этомъ отношеніи походятъ на невѣрующихъ.

Въ чемъ же однако состоятъ ихъ молитвы при погребеніи усопшихъ? Въ томъ, что предметомъ этихъ молитвъ служатъ не умершіе, а оставшіеся въ живыхъ. Весь чинъ заупокойнаго богослуженія состоитъ у нихъ изъ псалмопѣній и молитвъ, предлагаемыхъ для утѣшеніи живущихъ, а отнюдь не для преклоненія Бога на милость къ усопшимъ. Кромѣ того чествованіе памяти усопшихъ у протестантовъ выражается устроеніемъ великолѣпныхъ памятниковъ на ихъ могилахъ, положеніемъ цвѣтовъ и вѣнковъ на гробахъ ихъ, а иногда благотвореніями въ память ихъ. Послѣднія и у насъ допускаются, но съ какою цѣлью? Съ тою цѣлью, чтобы побудить получающихъ благотворенія молиться за усопшихъ. Протестанты, не вѣруя въ пользу этихъ молитвъ, какъ сами не молятся за нихъ, такъ и другихъ не приглашаютъ къ сему. Православные при погребеніи умершихъ въ послѣднее время переняли у иновѣрцевъ обычай чествовать умершихъ возложеніемъ на ихъ гробъ вѣнковъ, цвѣтовъ и листьевъ, иногда металлическихъ. Противъ этого обычая ничего нельзя сказать, если онъ служитъ выраженіемъ христіанской любви; но во всякомъ случаѣ мы предпочитаемъ этимъ дорогимъ вѣнкамъ и цвѣтамъ недорогіе церковные вѣнчики, возлагаемые на чело каждаго умершаго православнаго христіанина. Въ нихъ ясно выражается религіозная мысль, именно молитвенное желаніе, чтобы Господь, обладающій живыми и мертвыми, сподобилъ усопшихъ вѣнцовъ славы за подвиги храстіанской жизни. Сей милости да сподобитъ всѣхъ насъ Іисусъ Христосъ.

Прославляя Его погребеніе и сошествіе Его во адъ для изведенія отсюда въ рай узниковъ ада, будемъ надѣяться, что Онъ услышитъ наши молитвы за грѣшниковъ, низведенныхъ въ адскую темницу и откроетъ имъ заключенныя врата ада для выхода въ рай или по крайней мѣрѣ облегчитъ ихъ участь и горькое положеніе въ адѣ, если они положили хоть малое начало покаянія передъ смертію.

Источникъ: Костромскія поученія за 1900 годъ (выпускъ шестой). Д. Б. Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1902. — С. 80-85.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0