Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Подвиги духовнаго самоумерщвленія.
Поученіе въ день памяти мучениковъ Хрисанѳа и Даріи, 19 марта
[1].

Умертвите уды ваша, яже на земли: блудъ, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоиманіе, еже есть идолослуженіе (Кол. 3, 5).

Празднуемъ сегодня память св. мучениковъ Хрисанѳа и Даріи. Имя мучениковъ принадлежитъ тѣмъ святымъ, которые за твердость исповѣданія вѣры подвергаемы были жестокимъ истязаніямъ и мукамъ и послѣ нихъ умирали насильственною смертію. Имъ подобны были такъ называемые исповѣдники, которые тоже были мучимы, но не до смерти, ибо съ перемѣною неблагопріятныхъ обстоятельствъ на благопріятныя получали свободу и умирали естественною смертію. О жестокости истязаній и мученій за св. вѣру можно судить по примѣру празднуемыхъ сегодня Хрисанѳа и Даріи. Они палимы были горящими свѣчами и наконецъ закопаны были живыми въ ямѣ. Не говоримъ о другихъ мученикахъ, которые претерпѣвали подобныя, даже болѣе еще мучительныя истязанія, — скажемъ только, что ихъ мученическая кровь послужила ко благу Церкви. Какъ смерть Христова послужила къ утвержденію вѣры во Христа и въ этомъ отношеніи, по слову Его, походила на пшеничное зерно, которое даетъ обильный плодъ только въ томъ случаѣ, если подвергается смерти, т. е. погребается въ землѣ, такъ кровь христіанъ была, по выраженію церковнаго писателя, сѣменемъ новыхъ христіанъ. Безъ этой крови невозможны были бы успѣхи въ распространеніи христіанства, и дѣло Христово погибло бы въ самомъ началѣ, еслибы по страху гоненій христіане малодушно отрекались отъ Христа. Къ славѣ Церкви Христовой произошло противное; вотъ почему Церковь, обязанная своимъ процвѣтаніемъ мученикамъ, чествуетъ ихъ память празднествами въ честь ихъ, благоговѣйно хранитъ ихъ останки, созидаетъ въ память ихъ великолѣпные храмы, возсылаетъ имъ хвалы, благодаренія и мольбы. Господь прославилъ ихъ на небесахъ, Церковь прославляетъ ихъ на землѣ. Но какъ Самого Бога мы должны прославлять не голько дѣлами богопочтенія, но наипаче ревностію къ исполненію Его заповѣдей, такъ и мучениковъ святыхъ мы должны прославлять не только славословіями и мольбами въ честь ихъ, но вмѣстѣ святымъ и богоугоднымъ житіемъ.

Какъ мы должны исполнять заповѣдь Господа: святи будите, яко Азъ святъ есмь, такъ и святымъ мученикамъ мы должны угождать ревностію къ подражанію ихъ житію и подвигамъ. Въ чемъ должно состоять это подражаніе? Въ томъ ли, чтобы подобно имъ мы готовы были претерпѣть такія же муки, такую же смерть за вѣру, какъ и они? Если представится кому-либо изъ насъ случай засвидѣтельствовать симъ образомъ твердость нашей вѣры предъ врагами христіанства, какъ это можетъ случиться въ средѣ, населенной невѣрными въ государствѣ нехристіанскомъ, то непремѣнно, согласно съ заповѣдію Христа о исповѣданіи вѣры, надлежитъ воспользоваться этимъ случаемъ во славу имени Христова и для спасенія души. Мы, какъ православные христіане, живущіе въ православномъ государствѣ подъ сѣнію православнаго правительства, далеки отъ опасности подвергнуться гоненіямъ за вѣру, по крайней мѣрѣ открытымъ, но и мы не лишены возможности подражать мученикамъ, ибо что служитъ основаніемъ мученичества? Заповѣдь о самоотверженіи, обязательная для всякаго христіанина. Исполнить эту заповѣдь можно разнообразными способами. Мученики исполняли ее, обрекая себя на пытки и мучительную смерть, а прочіе христіане, не проливая крови, могутъ исполнять туже заповѣдь въ другой формѣ и удостоиться одинаковой съ мучениками награды, если совершаютъ подвиги самоотверженія въ борьбѣ съ грѣховными искушеніями, не менѣе тяжкіе и мучительные, какъ мученическіе подвиги. Въ этомъ именно смыслѣ должно понимать заповѣдь Апостола умертвите уды ваша яже на земли. Въ чемъ состоитъ это умерщвленіе? Въ томъ ли, чтобы физически уродовать свои члены и отсѣкать ихъ, какъ дѣйствительно поступаютъ изувѣры, понимающіе буквально подобную заповѣдь Христа Спасителя объ отсѣченіи соблазняющей правой руки, объ избоденіи соблазняющаго праваго глаза? Конечно не въ этомъ. Сказавъ: умертвите уды вата, Апостолъ продолжаетъ: блудъ, нечистоту и т. д. Ясно, что Апостолъ, говоря объ удахъ или членахъ тѣлесныхъ, разумѣетъ грѣхи, которые совершаются посредствомъ тѣлесныхъ членовъ. Идетъ рѣчь объ умерщвленіи не частей человѣческаго тѣла, а склонностей и привычекъ грѣховныхъ, борьба съ которыми не менѣе, если не болѣе, болѣзненна, какъ тѣлесныя муки. Главная часть человѣческаго тѣла есть голова. Съ отнятіемъ головы прекращается жизнь. Никто не требуетъ, чтобы мы лишали себя жизни. Но голова есть сѣдалище ума, памяти, воображенія. Дай Богъ, чтобы она наполнялась одними мыслями, представленіями и воспоминаніями чистыми и святыми. Это Богу угодно и для насъ спасительно. Но случается, голова бываетъ гнѣздилищемъ помысловъ нечистыхъ, нецѣломудренныхъ, хульныхъ, помышляетъ только объ одномъ земномъ, житейскомъ, чувственномъ, а о Богѣ и спасеніи души не думаетъ, засоряется и загрязняется воспоминаніями нечистыми, злопамятствомъ. Все это конечно грѣхъ, съ которымъ надобно бороться. А бороться съ грѣховными мыслями, представленіями, воспоминаніями весьма трудно, особенно если они вторгаются въ нашу душу по дѣйствію діавола, который непримѣтно для грѣшника пользуетея его разсѣянностію и безаечностію и вноситъ въ его умъ, воображеніе и память духовную нечистоту. Потребны тяжкіе, болѣзненные труды и усилія, чтобы освободиться отъ этой нечистоты, чтобы умертвить въ себѣ плотское мудрованіе, очистить голову свою отъ наполняющихъ ее скверныхъ представленій и воспоминаній. И благо тому, кто постоянно упражняется въ этихъ трудахъ, постоянно ведетъ борьбу съ грѣховными искушеніями, коренящимися въ головѣ. Это поистинѣ мученическій подвигъ.

Блажени чистіи сердцемъ. Но съ какимъ неимовѣрнымъ трудомъ достается эта чистота! Бьющееся въ груди нашей сердце есть источникъ не только добрыхъ и святыхъ чувствованій и желаній, но вмѣстѣ злыхъ похотѣній, страстныхъ, богопротивныхъ влеченій, гордости, злобы, зависти, корыстолюбія, честолюбія, любострастія. Заботы объ очищеніи своего сердца отъ всѣхъ этихъ грѣховъ требуютъ отъ насъ такого же самоотверженія, какое свойственно мученикамъ; ибо изнуряющіе себя этими заботами такъ же безжалостны къ себѣ, какъ безжалостенъ мученикъ, отдающій на истязаніе свое тѣло.

Привычка къ чревоугодію и пьянству есть самая пагубная привычка. Она есть злоупотребленіе органами питанія — чрева и гортани. Какой мучительный подвигъ предстоитъ тому, кто рѣшится побѣдить въ себѣ эту привычку, уничтожить это злоупотребленіе! Но если онъ достигаетъ успѣха въ этомъ дѣлѣ, то заслуживаетъ мученическаго вѣнца, ибо умерщвляетъ въ себѣ грѣхи, хотя оставляетъ неприкосновенными органы, чрезъ которые они совершаются.

Руки даны намъ для совершенія честныхъ трудовъ, но онѣ же дѣлаются орудіемъ зла, когда напримѣръ по корыстолюбію или по привычкѣ къ тунеядству простираются на чужую собственность, такъ же когда употребляются для совершенія насилія, для нанесенія побоевъ, для кровопролитія. Но случается, что и таковые грѣшники раскаиваются въ этихъ грѣхахъ и подвигами борьбы съ грѣховными искушеніями достигаютъ того, что перестаютъ давать волю рукамъ, хотя отстать отъ этой привычки для нихъ было бы такъ же тяжело, какъ дать руки на отсѣченіе. Поистинѣ мученики.

Кто не знаетъ, какъ трудно бороться съ грѣхами языка, напримѣръ съ привычкою къ сквернословію, кощунству, клеветамъ и т. п.? Но кто возненавидѣлъ эту привычку и силою самоотверженія побѣдилъ ее, тотъ поистинѣ совершилъ мученическій подвигъ, тотъ, не отсѣкая языка орудіемъ вещественнымъ, отсѣкъ его силою духовною.

Таково значеніе словъ: умертвите уды ваша, яже на земли. Умертвить ихъ — значитъ силою самоотверженія побѣдитъ въ себѣ склонность и привычку къ тѣмъ грѣхамъ, которые совершаются посредствомъ тѣлесныхъ членовъ. Таковые побѣдители, хотя не подвергаются тѣлеснымъ истязаніямъ и мукамъ, поистинѣ достойны мученическихъ вѣнцовъ, каковыхъ да сподобитъ всѣхъ насъ Господь Своею благодатію.

Примѣчаніе:
[1] Одинъ изъ храмовыхъ праздниковъ Ипатьевскаго монастыря, установленный въ память отбытія изъ монастыря въ Москву 19 марта новоизбраннаго царя Михаила Ѳеодоровича Романова.

Источникъ: Костромскія поученія за 1900 годъ (выпускъ шестой). Д. Б. Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1902. — С. 67-71.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0