Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
О благочестіи.
Поученіе въ недѣлю о Закхеѣ.

Сегоднешнее апостольское чтеніе начинается словами: вѣрно слово и всякаго пріятія достойно (1 Тим. 4, 9). Какое это слово или ученіе, здѣсь не сказано, а сказано въ ближайшихъ предшествующихъ двухъ стихахъ. Это — слово о благочестіи: обучай себе ко благочестію; тѣлесное бо обученіе (упражненіе) вмалѣ есть полезно, а благочестіе на все полезно есть, обѣтованіе имущее живота нынѣшняго и грядущаго. Итакъ, пусть по руководству сихъ стиховъ будетъ предметомъ нашего поученія благочестіе.

Благочестіемъ называется въ собственномъ смыслѣ совокупность обязанностей въ отношеніи къ Богу или къ богопочтенію: вѣра въ Бога, надежда на Него и любовь къ Нему. Благочестивый въ этомъ смыслѣ тоже, что религіозный, набожный, богобоязненный. Главное благо своей жизни онъ поставляетъ въ общеніи съ Богомъ и потребность этого общенія удовлетворяетъ молитвою, богомысліемъ, чтеніемъ слова Божія, пріятіемъ благодати Святыхъ Таинствъ. Благочестиво настроенный человѣкъ благо и радость въ общеніи съ Богомъ не промѣняетъ ни на какія блага и радости міра. Таково благочестіе въ чистомъ своемъ видѣ, взятое отвлеченно, безъ связи съ другими способами богоугожденія, какія заключаются въ исполненіи христіанскихъ обязанностей къ себѣ и ближнимъ. Но въ дѣйствительности истинное благочестіе обыкновенно соединяется съ ревностію къ исполненію этихъ обязанностей, такъ что безъ этого соединенія истинное благочестіе немыслимо. Такъ оно несовмѣстно, напримѣръ, съ невоздержаніемъ языка и съ равнодушіемъ къ судьбѣ ближняго. Апостолъ Іаковъ говоритъ: «если кто изъ васъ думаетъ, что онъ благочестивъ и не обуздываетъ своего языка, у того пустое благочестіе. Чистое и непорочное благочестіе предъ Богомъ и Отцемъ есть то, чтобы призирать сиротъ и вдовъ въ ихъ скорбяхъ и хранить себя неоскверненнымъ отъ міра» (Іак. 1, 26-27). По слову апостола Іоанна Богослова, «кто говоритъ: я люблю Бога, а брата своего ненавидитъ, тотъ лжецъ» (1 Іоан. 4, 20), т.-е. онъ не любитъ Бога. Какъ такъ? Кто любитъ Бога, тотъ изъ любви къ Нему заповѣди Его соблюдаетъ, а Господь заповѣдалъ любить ближняго, какъ самого себя. Не исполнять сей заповѣди значитъ оказывать непослушаніе Богу, а это непослушаніе свидѣтельствуетъ объ отсутствіи любви къ Нему. Ревнующіе о дѣлахъ благочестія съ забвеніемъ другихъ обязанностей осуждаемы были Богомъ и въ Ветхомъ Завѣтѣ, съ ихъ постами, жертвами и празднованіями (Ис. 1, 14-15), а въ Новомъ завѣтѣ въ лицѣ фарисеевъ уличаемы были въ нечестіи Самимъ Іисусомъ Христомъ.

Обучай себе ко благочестію, т.-е. не только старайся знать, что такое благочестіе, но дѣятельно (въ греческомъ текстѣ: гимнастически) упражняйся въ немъ, подражая любителямъ тѣлесныхъ, гимнастическихъ упражненій, которые для сохраненія своего здоровья и для укрѣпленія физическихъ силъ совершаютъ разныя тѣлесныя движенія и поднимають тяжести. Вотъ съ кого должны брать примѣръ люди, ревнующіе о благочестіи. Благочестивое настроеніе души сродно намъ по самой нашей духовной природѣ, созданной по образу и по подобію Божію, слѣдственно съ потребностію общенія съ Богомъ, сподобившимъ насъ при самомъ сотвореніи столь великой близости къ Нему. Какъ же можетъ быть удовлетворяема эта потребность? Не иначе какъ посредствомъ упражненія души нашей въ соотвѣтствующихъ этой потребности трудахъ и дѣйствіяхъ, каковы молитва внутренняя и внѣшняя, богомысліе, жажда благодати Божіей въ таинствахъ, вообще ревность къ угожденію Богу исполненіемъ Его святой воли. Только подъ этимъ условіемъ можетъ сохраняться и возрастать въ насъ духъ благочестія. Въ противномъ случаѣ прирожденная къ нему способность оскудѣваетъ и даже совсѣмъ не проявляетъ своей силы подобно тому, какъ тѣлесныя силы слабѣютъ безъ упражненія вообще въ физическихъ трудахъ. Уклоненіе отъ нихъ или праздность и изнѣженность сопровождается вредомъ для тѣлеснаго здоровья. Но если упражненіе въ тѣлесныхъ трудахъ необходимо въ виду пользы ихъ для тѣлесной жизни, то не наипаче ли необходимо упражненіе въ дѣлахъ благочестія для жнзни духовной? Тѣлесные труды несомнѣнно полезны для тѣла, но обученіе или упражненіе въ нихъ вмалѣ полезно есть. Польза ихъ ограничивается только тѣлесною жизнію, а тѣлесная жизнь человѣческая коротка, и смерть не только не можетъ быть предотвращена тѣлесными трудами, но нерѣдко даже ускоряется отъ большаго напряженія тѣлесныхъ силъ. Какую противоположность тѣлеснымъ упражненіямъ представляетъ въ семъ отношеніи упражненіе въ благочестіи! Благочестіе на все полезно, имѣя обѣтованіе жизни настоящей и будущей. Кому уготовано блаженство въ жизни будущей? Людямъ благочестивымъ въ награду за то, что они во время земной жизни паче всего дорожили благомъ общенія съ Богомъ. Если они были близки къ Богу въ жизни настоящей, то вѣрно слово и всякаго пріятія достойно, что они несравненно ближе должны быть къ Богу въ жизни будущей. Въ жизни временной они только предвкушаютъ блаженство этой близости, и если это предвкушеніе для нихъ усладительно паче всего на свѣтѣ, то можно судить, какую неизреченную сладость они будутъ вкушать, когда достигнутъ полнѣйшаго общенія съ Богомъ въ жизни будущей!

Но благочестіе полезно не для одной жизни будущей, съ нимъ соединено обѣтованіе благополучія въ жизни земной. Это обѣтованіе содержится въ словахъ Спасителя: ищите прежде царствія Божія и правды Его, и сія вся приложатся вамъ (Матѳ. 6, 33). Словами: сія вся, обозначается пища и одежда — тѣ земныя блага или потребности, о которыхъ Христосъ сказалъ выше. Безъ удовлетворенія этихъ потребностей нельзя жить на свѣтѣ. Посему, чтобы облегчить своимъ послѣдователямъ трудъ исканія царствія Божія и правды, или трудность жизни благочестивой, Господь обѣщаетъ имъ обезпеченіе въ земныхъ нуждахъ, въ ряду которыхъ главное мѣсто занимаетъ пища и одежда. Послѣдователи Христа должны быть увѣрены, что они не лишены будутъ этихъ благъ, что эти существенныя для земной жизни нужды будутъ удовлетворены, лишь бы только они больше всего заботились о снисканіи царства небеснаго, о преуспѣяніи въ жизни праведной и благочестивой. Однимъ изъ главныхъ препятствій къ достиженію сей цѣли служатъ заботы о благахъ земныхъ. Эти заботы отнимаютъ у человѣка свободу и время для трудовъ исканія царства небеснаго. Стало быть для достиженія и сохраненія этой свободы и времени, надобно постараться, если не объ освобожденіи отъ всѣхъ земныхъ заботъ, то, по крайней мѣрѣ, объ уменьшеніи ихъ. Совсѣмъ освободиться отъ нихъ нельзя, а уменьшить ихъ можно. Что нужно для сего? Нужно отрѣшиться отъ пристрастія къ обилію земныхъ благъ, нужно желать имѣть ихъ столько, сколько требуется для удовлетворенія насущныхъ потребностей, а отнюдь не прихотей. Прихоть не одно и тоже, что потребность. Потребность имѣетъ право на удовлетвореніе, а прихоть требуетъ того, что превышаетъ потребность, безъ чего можно обойтись. Вотъ почему Іисусъ Христосъ заповѣдалъ намъ просить у Отца небеснаго только насущнаго хлѣба, т.-е. просить у Него пищи не въ излишествѣ, но въ такомъ размѣрѣ, сколько нужно для поддержанія существованія, сколько нужно для того, чтобы не умереть съ голоду. Пища потребна только для этой цѣли, просить большаго у Бога свойственно только чревоугодникамъ. Чревоугодіе есть прихоть, а не потребность, слѣдовательно, есть грѣхъ. Желать и просить Бога объ удовлетвореніи прихоти значитъ просить Его о томъ, чтобы далъ Онъ намъ средства для грѣха. Такая просьба есть оскорблепіе Бога, есть кощунство. Правда, непредосудительно иногда молить Бога о дарованін многихъ земныхъ благъ, но отнюдь не по прихоти, а по желанію употреблять во славу Божію и на пользу ближнему. Въ этомъ нѣтъ грѣха и побужденіемъ къ этому служитъ не прихоть, а любовь къ Богу и ближнимъ. Кто одушевленъ сею любовію, тотъ мало заботится объ угожденіи себѣ, тотъ лично для себя требуетъ немногаго, довольствуется удовлетвореніемъ только насущныхъ потребностей, а въ этомъ Господь никому не отказываетъ и особенно ведущимъ жизнь праведную и благочестивую. Еще въ ветхомъ завѣтѣ одинъ изъ опытныхъ наблюдателей путей Провидѣнія сказалъ: «юнѣйшій быхъ и состарѣхся, и не видѣхъ праведника оставлена, ниже сѣмене его просяща хлѣбы» (Псал. 36, 25). Тотъ же смыслъ имѣютъ слова Христовы: ищите иарствія Божія и правды Его, и сія вся, т.-е. земныя блага, приложатся вамъ, т.-е. даны будутъ вамъ въ награду за исканіе царствія Божія. Вотъ почему люди истинно благочестивые не жалуются на то, что у нихъ нѣтъ богатства. Имъ не нужно многаго для жизни: имѣютъ пищи столько, чтобы съ голоду не умереть, имѣютъ одежду не богатую и не великолѣпную, а достаточную только для того, чтобы прикрыть наготу и отъ холода не замерзнуть, — больше для нихъ и не нужно. Они даже не почитаютъ несчастіемъ для себя, если живутъ впроголодь и кое-какъ прикрываютъ свою наготу. Они легко примиряются съ этими лишеніями, не впадаютъ въ уныніе, въ ропотъ на Бога и на людей, находя себѣ утѣшеніе въ преданности волѣ Божіей, премудрой и всеблагой, и въ надеждѣ на блаженство будущей жизни.

Вотъ, братіе, какъ велика польза отъ благочестія: оно есть условіе для стяжанія вѣчно-блаженвой жизни; оно же споспѣшествуетъ вашему благу въ земныхъ нуждахъ. Посему заповѣдь Апостола обращенная къ Тимоѳею: обучай себе ко благочестію, т.-е. упражняйся въ подвигахъ благочестія съ такимъ усердіемъ и охотою, съ какою люди упражняются въ трудахъ тѣлесныхъ для укрѣпленія физическихъ силъ, обязательна для всѣхъ христіанъ, дорожащихъ вѣчнымъ спасеніемъ. Да поможетъ всѣмъ намъ Господь исполнять сію заповѣдъ съ вожделѣннымъ успѣхомъ.

Источникъ: Костромскія поученія за 1900 годъ (выпускъ шестой). Д. Б. Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1902. — С. 16-20.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0