Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 17 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Духовное обновленіе людей по пророчеству Исаіи.
Поученіе въ праздникъ Богоявленія 6-го января.

Огнемъ очищся тайнаго зрѣнія, поя пророкъ человѣковъ новодѣйство, возглашаетъ гласъ Духомъ плещущъ, воплощеніе являющъ неизреченна Слова, имже сильныхъ державы сотрошася (Ирмосъ 4-ой пѣсни 2-го канона на Богоявленіе).

Въ семъ церковномъ пѣснопѣніи изъ канона въ праздникъ Богоявленія прославляется обновленіе человѣческаго рода, воспѣтое (Ис. 7, 14; 8, 8-9) пророкомъ Исаіею послѣ того, какъ уста его очищены были раскаленнымъ углемъ во время таинственнаго видѣнія (тайнаго зрѣнія). Симъ видѣніемъ (Ис. 6 гл.) онъ призванъ былъ къ пророческому служенію. Предъ духовнымъ взоромъ Исаіи открылось величественное зрѣлище. Онъ перенесенъ былъ духомъ въ храмъ или домъ Божій, сущій на небесахъ, а можетъ быть и на землѣ въ Іерусалимѣ. Въ храмѣ явился ему въ человѣческомъ образѣ Господь, возсѣдающій во славѣ царя и судіи на высокомъ престолѣ. Вокругъ престола занимали мѣсто шестокрылые серафимы и громозвучно воспѣвали Господа, взывая: святъ, святъ, святъ Господь Саваоѳъ, вся земля полна славы Его, т. е. славы премудрости, благости и всемогущества, открывающихся въ устройствѣ земли и въ жизни земныхъ тварей. Исаія пришелъ въ страхъ отъ всего, что онъ узрѣлъ и услышалъ. Онъ исповѣдалъ свое окаянство, назвалъ себя жалкимъ и несчастнымъ человѣкомъ. Онъ совершенно не могъ понять, какъ онъ могъ сподобиться столь великой чести, чтобы зрѣть самого Господа и слышать серафимскія славословія Ему. Онъ желалъ бы и самъ принять участіе въ ихъ пѣніи; но какъ онъ можетъ дерзнуть на то, чтобы нечистыми и оскверненпыми грѣхомъ устами, подобными устамъ народа, среди котораго живетъ, хвалить святѣйшее и чистѣйшее Существо, хвалить вмѣстѣ съ безгрѣшными и чистыми небесными пѣвцами? И вотъ эти нечистыя уста очищаются прикосновеніемъ къ нимъ горящаго угля, взятаго однимъ изъ серафимовъ съ кадильнаго алтаря. Горящій уголь былъ въ семъ случаѣ символомъ благодати Божіей, очищающей грѣхи и беззаконія не только устъ, но и самого сердца, которое есть источникъ внѣшней грѣховной нечистоты. Произошла дивная перемѣна въ состояніи Исаіи. Послѣ очищенія устъ онъ услышалъ голосъ Господа: «кого бы Мнѣ послать къ людямъ симъ?» и съ дерзновеніемъ отвѣтилъ: «се азъ есмь, посли мя». Ощутивъ въ себѣ присутствіе дара пророческаго, онъ уже не жалуется на свое окаянство; онъ увѣренъ, что можетъ силою данной ему благодати возвѣщать очищенными устами волю Божію въ качествѣ посланника Божія. И вотъ Господь повелѣваетъ ему возвѣщать народу нечестивому и беззаконному обличенія и угрозы, но вмѣстѣ и отрадныя обѣтованія, ибо Онъ есть Богъ не только правды и неумытнаго суда, но и милосердія къ людямъ, ибо Онъ никому не хочетъ погибели, но всѣмъ хощетъ спастися и въ разумъ истины пріити. Въ ряду этихъ обѣтованій пророкъ, по повелѣнію Божію, долженъ былъ возвѣщать человѣкамъ новодѣйство, т. е. пророчествовать о грядущемъ духовномъ обновленіи грѣшниковъ. Люди состарѣлись во грѣхахъ, закоснѣли въ нихъ. Физическая старость приближаетъ къ смерти. Застарѣніе или закоснѣніе во грѣхахъ приближаетъ къ вѣчной погибели. Она угрожаетъ людямъ, на которыхъ не дѣйствуютъ никакія вразумленія и обличенія, которые слыша не слышатъ обличительнаго и угрожающаго голоса Господа, видя не видятъ дѣйствій гнѣва Его, карающаго непокорныхъ. Господу Богу приходится поступать съ ними, какъ съ безплодною смоковницею, которую срубаютъ и въ огонь бросаютъ, чтобы она не занимала мѣста, нужнаго для другихъ деревъ. И дѣйствительно, какъ показываетъ исторія избраннаго народа, Господь строго каралъ его за нечестіе и беззаконіе. Не разъ отдавалъ его во власть языческихъ народовъ, очищалъ свою церковь отъ неплодныхъ духовныхъ произрастеній; но не до конца Онъ гнѣвался, не вѣчно враждовалъ; вмѣсто того, чтобы совсѣмъ погубить заслужившихъ праведный Его гнѣвъ, щадилъ ихъ. Почему щадилъ? Потому что они были чадами Авраама, которому дано было обѣтованіе, что одинъ изъ Его потомковъ, т. е. Христосъ будетъ источникомъ благословенія всѣхъ народовъ, т. е. Спасителемъ всего человѣческаго рода. Авраамъ былъ святымъ корнемъ, отъ котораго разрослись многочисленныя отрасли жизненныхъ силъ въ лицѣ потомковъ его. Во всѣхъ нихъ текла кровь его. Къ сожалѣнію, не всѣ, сродные съ нимъ по плоти, сродны были ему по духу и потому погибали. Зато изъ тогоже корня возникали отрасли, удержавшія въ себѣ жизненную силу и послужившія залогомъ обновленія всего человѣчества. Это была избранная часть народа, въ которой хранилась вѣра и благочестіе Авраама и въ средѣ которой воспитывалось и зрѣло поколѣніе людей, отъ которыхъ по плоти долженъ произойти обѣтованный Христосъ. Ради этого-то потомка Авраамова сохранялся избранный народъ, пока, наконецъ, не явился изъ среды его живоносный плодъ благословенной отрасли. Сѣмя свято стояніе его (Ис. 6, 13): вотъ что Господь повелѣлъ Исаіи возвѣщать народу, разумѣя подъ симъ сѣменемъ благочестивую часть потомства Авраамова. Ради немногихъ изъ этого потомства стоялъ, сохранялся цѣлымъ избранный народъ, пока не явился обѣтованный Мессія, родившійся отъ Дѣвы Маріи. Съ восторгомъ и рукоплесканіемъ по внушенію Духа Святаго (Духомъ плещущъ), Исаія провозгласилъ о семъ чудномъ рожденіи, пророчествуя о воплощеніи неизреченнаго Слова (т. е. Сына Божія, рожденіе котораго отъ Бога Отца прежде всѣхъ вѣкъ составляетъ неизреченную тайну), имже сильныхъ державы сотрошася. Вотъ это пророчество: Се Дѣва во чревѣ пріиметъ и родитъ Сына и нарекутъ имя Ему Еммануилъ, еже есть сказаемо съ нами Богъ (Ис. 7, 14). Это пророчество изречено было Исаіею предъ лицемъ царя Ахаза по поводу нападенія на іудейсіюе царство двухъ союзныхъ царей, Сирійскаго и Израильскаго. Они грозили разрушить царство іудейское, истребить родъ Давидовъ и воцарить одного изъ іудейскихъ вельможъ. Для успокоенія Ахаза и всего царствующаго дома Давидова Господь повелѣлъ Исаіи возвѣстить имъ, что врагамъ не удастся привести въ исполненіе свой замыселъ, что дому Давидову надлежитъ сохраниться до времени рожденія отъ Дѣвы, принадлежащей къ этому роду, обѣтованнаго Христа, самое имя котораго Еммануилъ, чтó значитъ: съ нами Богъ, указуетъ въ лицѣ Его непреоборимаго защитника и покровителя царства іудейскаго и царей его изъ потомства Давидова. Что же касается до враговъ этого царства и царскаго дома, то какъ бы ни были они многочисленны и сильны, усилія ихъ окажутся тщетными. Они могутъ достигнуть нѣкоторыхъ временныхъ успѣховъ въ борьбѣ съ тѣми, которымъ покровительствуетъ Еммануилъ, но если и превозмогутъ, паки побѣждени будутъ (Ис. 7, 8-9). Но взоръ пророка простирается дальше враговъ іудейскаго царства. Эти враги служили только образомъ враговъ Христовой церкви и самого Христа. Христосъ явился въ міръ не для одного іудейскаго народа, а для спасенія всего человѣчества, для созданія всемірнаго духовнаго царства или вселенской церкви. По отношенію къ ней Онъ дѣйствительно есть Еммануилъ — съ нами Богъ, ибо неложно Его обѣтованіе, относящееся къ церкви: се Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка, — обѣтованіе, равносильное имени Христа Еммануилъ: съ нами Богъ. «Если Богъ съ нами и за насъ, то кто противъ насъ?» (Рим. 8, 31). Вся исторія Христовой церкви есть исторія побѣдоносной борьбы ея съ врагами и гонителями. Противъ нея возставали враги, на сторонѣ которыхъ былъ перевѣсъ вещественной силы и власти. Борьба была не равна; но безсильные, беззащитные христіане имѣли всемогущаго покровителя и защитника въ лицѣ Христа, имже сильныхъ державы сотрошася, т. е. Христомъ сокрушено владычество сильныхъ, такъ что они должны были сложить свое оружіе предъ Нимъ и покориться Христу, изъ враговъ сдѣлаться чадами и покровителями церкви. Но главный врагъ Христа и Его церкви есть діаволъ. Прочіе враги древніе и новые суть только орудія его вражды. Нѣсть наша брань къ крови и плоти, но къ міродержителямъ тмы вѣка сего, къ духовомъ злобы поднебеснымъ (Ефес. 6, 12). Цѣль ихъ вражды собственно не тѣлесная жизнь человѣка со всѣми ея земными благами и радостями, но душа человѣческая. Во что бы то ни стало, они желаютъ погубить ее, удержать ее въ своей власти, которую пріобрѣли со времени грѣхопаденія Адамова, довести ее до такого состоянія, въ которомъ бы она походила больше на діавола и подвластныхъ ему духовъ злобы, а не на Господа Бога, создавшаго ее по образу и подобію своему. Господь сжалился надъ человѣкомъ. Сынъ Божій, единосущный Богу Отцу, пришелъ въ міръ обновить свой образъ, истлѣвшій страстьми, помраченный и искалѣченный вражескою силою. Надлежало ветхаго человѣка, застарѣвшаго, закоснѣвшаго во грѣхѣ и потому погибавшаго духовно обновить, содѣлать новою тварію, возбудить въ немъ новую духовную жизнь, возстановить въ немъ богоподобіе. Сего не иначе можно было достигнуть, какъ посредствомъ благодати Божіей, просвѣщающей, очищающей, освящающей. Но таковая благодать сообщается только вѣрующимъ во Христа, въ силу Его искупительной жертвы, во святыхъ таинствахъ, начиная съ крещенія. Таинство крещенія есть духовное рожденіе, воспринятіе новой духовной жизни. Купель крещенія есть баня пакибытія. Погружаемый въ нее слагаетъ и сбрасываетъ съ себя ветхаго человѣка и облекается въ новаго, т. е. перестаетъ быть по духу чадомъ ветхаго Адама, становится чадомъ Божіимъ по благодати. И сіе-то обновленіе, сіе-то новодѣйство человѣковъ воспѣваетъ Исаія подъ образомъ жизни новаго дерева, возникшей изъ корня стараго дерева (Ис. 6, 13), разумѣя подъ симъ корнемъ Авраама, отъ котораго по плоти произошелъ обновитель рода человѣческаго Христосъ.

Слава и благодареніе Господу, сподобившему насъ содѣлаться чадами Божіими по благодати духовнаго возрожденія для новой жизни. Будемъ дорожить этою неизреченно великою честію, и такъ какъ честь обязываетъ, будемъ ревновать о томъ, чтобы быть истинными христіанами, а не по имени только. Ибо часто случается, что крещенный человѣкъ ведетъ себя такъ, что его не отличишь отъ нехристя, ибо, несмотря на обязательство, данное при крещеніи, отречься отъ діавола и всѣхъ дѣлъ его и сохранять вѣрность Христу, яко царю своему и Богу, возвращается подъ власть діавола и служитъ не Христу, а врагу Бога и человѣковъ, увлекаясь безпрекословно многообразными, идущими отъ него искушеніями на грѣхъ. Будемъ помнить, что мы со времени крещенія или духовнаго возрожденія украшены достоинствомъ сыновъ Божіихъ. Если преступно сынамъ человѣческимъ по плоти не любить своихъ родителей, не слушаться ихъ, огорчатъ ихъ жизнію порочною, то несравненно преступнѣе чадамъ Божіимъ по благодати оскорблять Отца небеснаго неблагодарностію, отсутствіемъ страха Божія, непослушаніемъ Его святой волѣ, вообще жизнію нечестивою и беззаконною. Отца земного можно оскорблять безнаказанно, но отъ кары Отца небеснаго, угрожающей нераскаяннымъ грѣшникамъ, нельзя убѣжать, если не въ этой, то въ будущей жизни.

Источникъ: Костромскія поученія за 1900 годъ (выпускъ шестой). Д. Б. Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1902. — С. 10-15.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0