Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.)
Безуміе любостяжанія и сластолюбія.
Поученіе въ 26-ю недѣлю по Пятидесятницѣ.

Безумне! Въ сію нощь душу твою истяжутъ отъ тебе, а яже уготовалъ еси, кому будутъ? (Лук. 12, 20).

Кого это Господь называетъ безумнымъ? Называетъ одного богатаго землевладѣльца, которому Господь послалъ обильный урожай хлѣба, такъ что негдѣ было его помѣстить. Онъ рѣшился сломать старыя житницы и построить новыя съ тѣмъ, чтобы помѣстить въ нихъ все добро свое и наслаждаться имъ на много лѣтъ. Поведеніе разбогатѣвшаго землевладѣльца, повидимому, было благоразумно. Иной, пожалуй, на его мѣстѣ поступилъ бы иначе. Чтобы избавить себя отъ заботъ о томъ, куда дѣвать обильный урожай и гдѣ сберечь его, онъ, пожалуй, поспѣшилъ бы сбыть его въ чужія руки, продать за дешевую цѣну какому-нибудь промышленнику и вырученныя деньги расточить въ пирахъ и попойкахъ съ пріятелями. Это было бы поистинѣ безумно. Не такъ поступилъ разбогатѣвшій землевладѣлецъ евангельской притчи. Какъ свойственно всякому благоразумному хозяину, онъ позаботнлся убрать свой урожай въ просторныя житницы и беречь его для собственнаго продовольствія съ тѣмъ, чтобы достало его на много лѣтъ. Онъ сообразилъ, что могутъ наступить неурожайные годы и на этотъ случай пригодится ему излишекъ отъ урожая. Слѣдовало, повидимому похвалить его за благоразумное веденіе хозяйства, а Господь не похвалилъ, а назвалъ его безумнымъ. За что же онъ заслужилъ такой отзывъ? Въ чемъ проявилось его безуміе?

Прежде всего оно проявилось въ Богозабвеніи. Онъ долженъ былъ знать, что отъ Бога происходитъ всякое даяніе благое, что обильнымъ урожаемъ на своихъ поляхъ онъ обязанъ милости Божіей. Не пошли Господь благовременныхъ дождей, ничего бы не уродилось на его поляхъ, несмотря на всѣ труды земледѣлія. Мало ли другихъ бѣдствій, дѣлающихъ безплодными труды земледѣльца, напр. отъ градобитія, отъ саранчи, отъ червей и т. п. Господь спасъ поля землевладѣльца отъ всѣхъ этихъ бѣдствій и благословилъ обильнымъ урожаемъ. Первымъ дѣломъ надлежало возблагодарить Господа за Его милость, а онъ не вспомнилъ Его, какъ будто ничѣмъ не обязанъ былъ Ему. Такъ поступить свойственно было только безумному.

Благоразумно поступилъ онъ, что принялъ мѣры къ сбереженію добра; но для чего онъ счелъ нужнымъ сберегать его? Онъ долженъ былъ знать, что Господь посылаетъ излишекъ даровъ своихъ однимъ для того, чтобы дѣлиться съ другими. Господь конечно могъ бы распредѣлить равномѣрно свои дары между всѣми; но Ему это не угодно. Онъ такъ устроилъ наши земныя отношенія, чтобы люди богатые, ущедренные отъ Бога обиліемъ земныхъ благъ, взирали на себя какъ на орудія промышленія Божія о бѣдныхъ и облегчали ихъ участь дѣлами любви и милосердія, и чтобы бѣдные благодѣяніями ихъ побуждаемы были платить имъ благодарностію. Не будь одолженій съ одной стороны и благодарности за нихъ съ другой, не было бы благопріятныхъ условій для поддержанія братскаго союза. Какой благопріятный случай разбогатѣвшему отъ урожая землевладѣльцу открылся для благотворенія ближнимъ въ разнообразныхъ нуждахъ! Сколько бы добра онъ могъ сдѣлать имъ и сколько благословеній могъ бы получить отъ облагодѣтельствованныхъ имъ! Но онъ не воспользовался этимъ случаемъ: Бога не поблагодарилъ и ближнихъ забылъ. Онъ думалъ только о себѣ, радовался тому, что можетъ жить много лѣтъ въ свое удовольствіе, «почивать, ѣсть, пить и веселиться». Пусть другіе страдаютъ отъ голода, отъ холода, отъ неимѣнія одежды, обуви, пріюта, отъ болѣзней и отсутствія врачебной помощи, ему нѣтъ до нихъ дѣла, лишь бы ему одному хорошо жилось. У него много смѣтливости и благоразумія на то, чтобы устроить свое личное благосостояніе, но подумать о благѣ ближнихъ, разсудить, нельзя ли сдѣлать такъ, чтобы не онъ одинъ былъ доволенъ и счастливъ, но чтобы и другіе были довольны и счастливы, не приходило ему въ голову. Онъ былъ уменъ для себя, а въ отношеніи къ другимъ являлся поистинѣ безумнымъ. Самолюбіе и плотоугодіе заглушили въ немъ здравый смыслъ. Въ его расчеты не входило даже то, что ему же было бы лучше, если-бы вокругъ него не было нищеты, еслибы всѣ окружающіе его были имъ довольны за благодѣянія и не безпокоили его напоминаніями о своихъ нуждахъ. У него недостало даже житейской сообразительности для того, чтобы участіемъ въ нуждахъ и бѣдствіяхъ людскихъ послужить собственному своему благу. Поистинѣ безуменъ.

Далѣе, какое безуміе открывается въ его понятіяхъ о счастіи! По его мнѣнію, чтобы быть счастливымъ, нужно имѣть только средства для удовлетворенія однихъ чувственныхъ потребностей и прихотей. Для жизни скотоподобной дѣйствительно больше ничего не нужно; но человѣкъ не скотъ; какъ созданный по образу и подобію Божію, онъ имѣетъ душу безсмертную, предназначенную къ жизни въ общеніи съ Богомъ. Былъ одинъ мудрецъ на свѣтѣ, который тоже пришелъ къ убѣжденію, что счастіе человѣка состоитъ въ чувственныхъ наслажденіяхъ; онъ не отказывалъ себѣ ни въ чемъ пріятномъ для зрѣнія, для слуха, для гортани, для чрева, для любострастія и располагалъ обильными средствами, чтобы все это имѣть и всѣмъ этимъ наслаждаться. Но надолго ли продолжалось его наслажденіе? Все это наконецъ ему надоѣло, прискучило, и сказалъ онъ: «все суета и томленіе духа. О смѣхѣ сказалъ я: глупость, а о веселіи; чтó оно дѣлаетъ?» (Еккл. 2, 12). Ощущеніе суеты или душевной пустоты непремѣнно должно оставаться въ душѣ каждаго міролюбца, ищущаго счастія въ чувственныхъ увеселеніяхъ: они только на время могутъ потѣшить душу, и когда человѣкъ, привыкшій и пристрастившійся къ нимъ, останется наединѣ съ собою и серьезно вникнетъ въ свое душевное состояніе, онъ не можетъ не услышать внутри себя обличающаго голоса или упрека, зачѣмъ онъ тратитъ свои силы на такое дѣло, какъ чувственное развлеченіе; онъ самъ себя осудитъ за легкомысліе и назоветъ себя безумнымъ. Можетъ быть со временемъ образумится и богачъ евангельской притчи, когда собственнымъ опытомъ убѣдится въ суетности своихъ мечтаній найти счастіе въ ѣдѣ, питьѣ и въ веселіи. Но, какъ видно, онъ не скоро могъ дойти до этого убѣжденія. Онъ надѣется, что его богатства и слѣдственно средствъ для веселой жизни достанетъ на много лѣтъ. Въ этомъ опять нельзя не примѣтить его безумія. Только безумному свойственно увѣрять себя, что онъ долго проживетъ на свѣтѣ. «Жизнь человѣка, сказалъ Господь предъ началомъ своей притчи, не зависитъ отъ изобилія его имѣнія» (Лук. 12, 15). Т. е. богатство само по себѣ никому не прибавитъ лѣтъ жизни. Въ животѣ и смерти Богъ воленъ, отъ Него единаго зависитъ продолженіе жизни. Случается, что и бѣднякъ долго живетъ, и богатый скоро умираетъ, особенно если онъ изнуряетъ себя непомѣрными заботами о скопленіи и сбереженіи богатства и предается неумѣренному наслажденію. То и другое ускоряетъ смерть его, ибо истощаютъ его здоровье. Богачъ евангельской притчи, мечтая о долголѣтіи, не подумалъ о томъ, что долголѣтіе пріятно только въ соединеніи съ здоровьемъ, безъ чего оно только въ тягость служитъ человѣку, ибо нездоровый лишенъ возможности наслаждаться благами жизни. Не подумавъ объ этомъ, богачъ поистинѣ заслужилъ названіе безумнаго. Не подумалъ онъ также о томъ, чтó ожидаетъ его по смерти. Пристрастіе къ земнымъ благамъ заглушило въ немъ мысль о смерти и о судьбѣ по смерти. Онъ велъ себя такъ, какъ будто ему придется вѣчно жить на этомъ свѣтѣ, какъ будто нѣтъ другой жизни, въ которой каждому будетъ воздаяніе по дѣламъ, въ которой каждый пожнетъ то, что посѣялъ здѣсь. Вмѣсто того, чтобы мечтать и думать объ устроеніи благосостоянія въ здѣшней жизни, ему надлежало бы сколько-нибудь позаботиться о приготовленіи къ вѣчности. Устраняя отъ себя эту заботу, онъ поистинѣ походилъ на безсмысленное животное, которое по самой природѣ своей назначено для одной временной жизни, — слѣдственно поистинѣ безуменъ.

Пристрастіе къ земнымъ благамъ довело его потомъ до забвенія, что умирая, онъ ничего не возметъ съ собою на тотъ свѣтъ. Слѣдовало ему по крайней мѣрѣ распорядиться о наслѣдствѣ, принять мѣры къ тому, чтобы оно попало въ благонадежныя руки, чтобы не расточено было быстро скопленное трудами многихъ лѣтъ. На это ему недостало даже одного житейскаго благоразумія: поистинѣ безуменъ. За это-то безуміе и вообще за безуміе во всѣхъ отношеніяхъ онъ и потерпѣлъ заслуженное наказаніе. Ему не дано было дожить не только до глубокой старости, но и до слѣдующаго утра. Безумне, изрекъ ему Господь, въ сію нощь душу твою истяжутъ отъ тебе, а яже уготовалъ еси, кому будутъ?

Таковы, братіе, горькіе плоды любостяжанія и пристрастія къ земнымъ наслажденіямъ. Научимся земныя блага, даруемыя намъ по милости Божіей, употреблять не для грубаго самоугодія, не для служенія страстямъ, но во славу Божію и во благо ближнимъ; научимся взирать на земную жизнь, какъ на время для приготовленія къ вѣчности. Безсмысленно и безумно было бы, зная, что вѣчная наша судьба зависитъ отъ того, какъ мы будемъ пользоваться краткою земною жизнію, проводить ее такъ, какъ задумалъ провести ее разбогатѣвшій отъ изобильнаго урожая землевладѣлецъ евангельской притчи. Да спасетъ насъ Господь отъ подобнаго безумія.

Источникъ: Костромскія поученія за 1898 годъ Епископа Виссаріона. — М.: Университетская типографія, 1900. — С. 309-313.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0